Сочинение "Четыре времени года в русском лесу"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Тип: Урок усвоения новых знаний.

Форма: урок-практикум.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, проблемного обучения, групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Цель: Обучение выполнению творческой работы – сочинения.

Задачи:

Образовательные:

1) обобщить представления учащихся о временах года, знания о признаках каждого времени года;

2) учить детей осмыслению и эмоциональному восприятию художественных произведений.

Развивающие:

1) формировать умение отбирать нужные слова для своего сочинения, развивать речевые умения, творческие способности;

2) развивать внимание, восприятие на слух, умение работать в группе, умение делать обобщения, выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к миру природы, эстетические чувства к ее красоте;

2) укреплять товарищеские взаимоотношения между учащимися через взаимодействие в группе.

Оборудование: компьютер для каждой группы, компьютерная презентация, хрестоматия по литературному чтению, учебник “Родная речь” для 2 класса (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), компьютер для учителя, видеопроектор, карточки – помощники для работы в группах.

Оформление доски: на доске вывешиваются карточки: композиция, тема, сюжет, основная мысль, выразительные средства

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

Знать: что такое текст; содержание текста; композиция; выразительные средства языка.

Уметь: составлять план текста; выделять главные слова; использовать в сочинении подходящие слова и выражения, опираясь на свой жизненный опыт; применять выразительные средства для подчеркивания своего отношения к описываемому объекту.

Урок направлен на развитие ключевых компетентностей учащихся:

- познавательных,

- коммуникативных,

- информационных,

- социальных.

Список использованных источников и литературы:

  1. А.С. Васильева. Русский язык. Справочник. Саратов, “Лицей”, 2009 г.
  2. Концепции и программы для начальной школы “Школа России” (1-4), Москва, “Просвещение”, 2009 г.
  3. Н.Г. Кувашова. Сочинения для учащихся 1-3, 1-4 классов. Волгоград, “Учитель”, 2003 г.
  4. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Учебник “Родная речь” для 2 класса. Москва, “просвещение”, 2009 г.
  5. Хрестоматия по чтению для учащихся начальной школы.

Предварительная подготовка:

  1. Экскурсии на природу на уроках окружающего мира.
  2. Чтение литературных произведений о природе, временах года на уроках литературного чтения. Отбор материалов для сочинения.
  3. Анализ картин художников о природе, о лесе в разные времена года на уроках ИЗО.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка к усвоению нового материала: повторение материала второго класса и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках.

3. Сообщение темы и целей урока.

4. Усвоение новых знаний.

5. Написание сочинения.

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Сегодня урок русского языка нам поможет провести компьютер. Эта многофункциональная машина позволяет выполнять человеку сразу много дел. Поэтому мы будем работать в группах, и у каждой группы будет свой рабочий компьютер. Рассаживайтесь в группы.

Дети рассаживаются по группам (6-7 человек).

2. Подготовка к усвоению нового материала: повторение материала второго класса и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках.

Обратите внимание на заставку у компьютера. У каждой группы изображено свое время года. Картины, изображенные художниками, перенесли в компьютер. Опишите свое время года, назовите его признаки.

Учащиеся называют признаки того времени года, которое изображено на компьютере.

Итак, мы увидели, как люди – художники изображают русский лес в разное время года. А представьте себе, что Зима, Весна, Лето и Осень сами стали художниками и встретились в одном лесу. Как вы думаете, смогли бы они вместе оказаться в одном лесу и нарисовать общую картину?

Да, это спорный вопрос. Ну что же, давайте попробуем на него ответить на сегодняшнем уроке.

Дети высказывают свое мнение.

3. Сообщение темы и целей урока.

Рисовать картины можно не только красками, но и словами. Чтобы ответить на вопрос нашего урока, попробуем придумать свой вариант сказочной встречи четырех художников и опишем встречу Зимы, Весны, Лета и Осени в своем сочинении.

Учащиеся готовят письменные принадлежности.

4. Усвоение новых знаний.

1. Прежде всего, давайте определим для себя, что такое “сочинение”, что означает это слово?

Что нужно, чтобы ваша работа стала творческой, необычной, интересной?

Группы после обсуждения дают ответы.

2. В любом сочинении должна присутствовать своя композиция. (На доску вывешивается карточка со словом “композиция”)

Сначала определяем тему и основную мысль нашего сочинения.

Тема – это то, что лежит в основе сочинения, его содержание, сюжет, то, о чем вы будете рассказывать. (На доску вывешивается карточка со словом “тема”)

    1 группа:   2 группа:
    Зима   Весна
    белый   голубой
    голубой   черный
    серебряный   зеленый
    3 группа:   4 группа:
    Лето   Осень
    зеленый   желтый
    синий   оранжевый
    желтый   красный и т.д.

Работа учащихся по группам в программе Power Point.

Даже зная о главных героях сочинения, Зиме, Весне, Лете, Осени, можно придумать разные сюжеты. В этом нам сейчас поможет компьютер.

Откроем программу Power Point. Рассмотрите палитру с красками. Каждая группа выбирает для своего времени года подходящие краски.

Что можно в лесу раскрасить этими красками? Попробуйте набросать цветными пятнами эти краски на лист программы. Красиво получилось?

Вот вам и один из сюжетов вашего сочинения: когда четыре художника встретились в одном лесу, дружно взялись они за дело, и у них получилась прекрасная картина. (на доску вывешивается карточка со словом “сюжет”)

А теперь смешайте цвета друг с другом. Что вы увидели? Почему краски заливают друг друга?

Вот вам и другой сюжет: каждый художник хотел нарисовать что-то свое, и у них ничего не получилось.

3. В вашем, как и в любом, сочинении, должна присутствовать идея – главная мысль.

Посмотрите на свой первый вариант с пятнами, где все получилось красиво и ярко. Посмотрите на мой компьютер, где художники собрали четыре времени года вместе. Какую пословицу вы знаете или какой вывод сделаете о том, что получится, если помогать друг другу, работать вместе?

Дети делают вывод о том, что лучше работать вместе, помогать друг другу.

Ваши высказывания выражают основную мысль первого сюжета. (На доску вывешивается карточка со словом “идея – основная мысль”)

А теперь вернемся ко второму варианту работы с пятнами, где они сливаются, закрывают друг друга. Может быть, каждому художнику лучше работать отдельно? Посмотрите на мой компьютер, где художники изображали природу в разные времена года.

Что можно посоветовать Зиме, Весне, Лету и Осени, чтобы их картины были особенными и неповторимыми?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Эти ваши выводы – основная мысль второго сюжета.

Дети делают выводы.

Основную мысль можно вставить или в начало, или в конец сочинения, а можно и не вставлять, чтобы читатели осмыслили ее самостоятельно.

4. В вашем сочинении вы опишите природу русского леса. Что вам запомнилось на картинах русских художников, изображавших природу в разные времена года?

Выделите природные явления и признаки по временам года.

Работа в группах:

1 группа: Зима

белый снег метель

серебряный иней

2 группа: Весна

голубое небо черная земля

первые листочки звонкие ручьи

3 группа: Лето

зеленые полянки синяя река

яркое солнце

4 группа: Осень

разноцветные листья

унылый дождь огромные лужи и т.д.

На уроках окружающего мира вы были на экскурсиях, а на уроках литературного чтения читали произведения о природе. В каждом произведении есть свои выразительные средства – это приемы, слова, выражения, которые делают художественную речь ярче, выразительнее. (На доску вывешивается карточка со словом “выразительные средства”)

Попробуем вспомнить такие слова из литературных произведений, а я запишу их на доске. Каждая группа получает свою карточку – помощника, в которую вписывает все, что вспомнит или найдет в книге.

Работа в группах:

1 группа:

Снег – это покрывало, …, …, …

Снежинки (как?) звездочки, …, …

Снег (что делает?) падает, …, …, …

Снегопад – вьюга, …, …, ..,

2 группа:

Небо (какое?) голубое, …, …, …

Земля (какая?) черная, …, …, …

Ручьи (что делают?) бегут, …, …

Ветер (что делает?) веет, …, …

3 группа:

Солнце (что делает?) светит,…, …

Зелень (какая?) густая, …, …, …

Река (что делает?) течет …, …, …

Цветы (какие?), …, …, .., …

4 группа:

Листья (какие?) разноцветные, …

Листья (что делают?) падают, …

Небо (какое?) серое, …, …, …

Дождь (что делает?) льет, …, …, .., …

В сочинении можно использовать не только указанные слова и выражения, но даже вставлять небольшие отрывки из стихотворений – четверостишья.

Дети просматривают презентацию, слушают музыку, высказывают свое мнение.

5. Давайте посмотрим на моем компьютере картины русских художников о природе, послушаем музыку разных времен года. Какие чувства, настроение они у вас вызывают?

Значит, и ваше сочинение, как словесная картина, должно передавать ваше настроение, вызывать у читателей чувства, ощущения.

5. Написание сочинения.

Мы с вами собрали много материалов для сочинения, поговорили о том, что можно писать в своем сочинении. Используя все знания, которые вы получили на уроке, можем ли мы ответить на вопрос: “Что будет, если Зима, Весна, Лето и Осень соберутся вместе в одном лесу, чтобы раскрасить его своими волшебными красками, нарисовать одну картину?”.

Дети в группах пишут на черновиках сочинение: каждый сам или вместе всей группой.

Попробуйте свои мысли описать в своем сочинении. Во время его написания пользуйтесь словами, собранными вами из литературных произведений (смотрите на доску). Смотрите на картины художников, вспоминайте свои впечатления от прогулок и экскурсий на природу.

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

В группах предлагаю вам выбрать одно наиболее понравившееся вам сочинение и зачитать его классу.

Дети зачитывают сочинения.

Вы написали черновой вариант сочинения. Дома я предлагаю вам перечитать свое сочинение, вспомнить, что можно еще дописать, исправить, переписать сочинение без ошибок и нарисовать к нему свою картину с помощью кистей и красок, чтобы доказать классу свое мнение о том, что случится, если Зима, Весна, Лето и Осень окажутся вместе в одном лесу.

Учащиеся записывают домашнее задание.