Групповая деятельность на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Личность педагога существует и проявляет себя в коллективной деятельности, в условиях диалога, сотрудничества субъектов – индивидуальностей. Учитель и ученик осуществляют совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов учебно- поисковой деятельности, направленной на решение учебной задачи. Степень и формы участия в ней каждой их сторон не остаются постоянными – они определяются фактическими возможностями ученика, по мере расширения которых учитель передает ему новые составляющие деятельности.

Однако, учебно- поисковая деятельность считается более эффективной, если она осуществляется в результате взаимодействия учащихся между собой. В ходе такого обучения повышается не только качество усвоения материала, но и вырабатываются психологическая совместимость членов классного коллектива, формы и способы взаимодействия с товарищами.

Учебно-поисковая деятельность сама по своей сути является коллективно- распределенной, т. к. предполагает подбор различных подходов к решению задачи, выбор оптимального и оценку результата. Это вызывает у учащихся взаимный интерес к работе друг друга, побуждает к анализу и оценке проделанной работы.

Взаимодействие учащихся в учебном процессе начинается с работы в паре. Коммуникативный контакт между совместно работающими детьми помогает нуждающемуся в помощи воспользоваться ею в процессе обсуждения вопроса, проблемы, задачи со своим товарищем. Модель взаимодействия с одноклассниками более эффективна и в том плане, что учащийся, получая замечания от такого же ученика, как и он сам, менее болезненно реагирует на свои ошибки, уверен в своих возможностях исправить эти ошибки, успешно справляется с заданиями на уроке и на контрольной работе.

Следующим шагом в совместной работе учащихся является групповое взаимодействие, когда коллектив учащихся делится на группы. В процессе групповой деятельности у учащихся развиваются не только навыки учебного сотрудничества, но и формируются навыки организаторские навыки, рефлексивные способности, абстрактное мышление, пространственное воображение, произвольное внимание, речь.

Организация групповой работы начинается с формирования групп. Группы могут формироваться как учителем, так и самими учащимися. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек). Состав групп и критерии отбора в группу должны постоянно меняться, чтобы дети имели возможность общаться со всеми членами коллектива.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща;
  • Задания в группе выполняются таким образом, чтобы была возможность оценить индивидуальный вклад каждого члена группы.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

I. Подготовка к выполнению группового задания:

  • Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • Инструктаж о последовательности работы;
  • Раздача дидактического материала по группам.

II. Групповая работа:

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • Распределение заданий внутри группы;
  • Индивидуальное выполнение задания;
  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
  • Подведение итогов группового задания.

III. Заключительная часть:

  • Сообщение о результатах работы в группах;
  • Анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно. Примерные правила могут быть следующими:

  1. Объединитесь по группам быстро и тихо.
  2. Принесите необходимые материалы.
  3. Говорите тихо.
  4. Слушайте, когда кто-то говорит.
  5. Знайте свое задание.
  6. Оставайтесь в своей группе, пока не пришло время делать другую работу.

При объединении усилий детей в решении поставленной задачи (проблемы):

  • Возрастают объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • Растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей, меньше времени тратится на формирование знаний, умений;
  • Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
  • Ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
  • Меняется характер взаимоотношений между учениками, возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга, возрастает способность адекватно оценивать свои и чужие возможности;
  • Ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, учет позиции других людей;
  • Учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы;
  • Воспитательная работа учителя становится необходимым условием групповой деятельности, т. к. все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Учитель может сделать работу в группах более эффективной, если:

  • Содержание учебных заданий будет соединять в себе практическую, интеллектуальную, эмоционально-оценочную деятельность;
  • Деятельность учащихся будет направлена на решение задач, проблемных ситуаций, требующих от учащихся самостоятельной ориентировки в задании и поиска необходимых действий для его выполнения;
  • На уроке будет поддерживаться атмосфера, позволяющая придать поисковым действиям учащихся личностный смысл и обеспечить их положительной мотивацией.

Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально. Дети всегда готовы поделиться друг с другом тем, что они хорошо знают. Учащиеся совместно занимаются конкретным, интересующим их делом, следовательно, сохраняется интерес к познанию. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. Учитель должен помнить, как важно сохранить стремление ребенка к коммуникации и взаимодействию, к самостоятельности и активности в изучении нового, к инициативе и творчеству.