Формирование навыков подробного пересказа текста у дошкольников с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у дошкольников занимает пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Однако у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются большие трудности при пересказе текстов. Они затрудняются в самостоятельном планировании сюжета, в грамматическом оформлении речевого материала. Развернутые смысловые высказывания детей данной категории характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц. Поэтому при обучении дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу следует использовать дополнительные приемы запоминания и воспроизведения изучаемого материала: наглядность, жесты, мимику, наводящие вопросы, т. е. зрительные и вербальные опоры. Напомним методы и приемы работы по обучению дошкольников пересказу.

Схема обучения пересказу:

  1. Выбор текстов для пересказа.
  2. Подготовительная работа.
  3. Непосредственное обучение пересказу.

I. Выбор текста для пересказа имеет важное, принципиальное значение. Сложились определенные критерии отбора произведений:

  1. сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения);
  2. доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития;
  3. четкость композиции;
  4. простота сюжета (как правило, с одной сюжетной линией);
  5. доступность языка;
  6. высокая нравственность содержания.

II. Подготовительная работа – это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу. Эта работа проводится как предварительно, так и непосредственно на занятии по обучению пересказу.

Содержание подготовительной работы:

  1. знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа (выполняется логопедом и воспитателями);
  2. рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме (с воспитателями, логопедом и родителями);
  3. наблюдения в природе и окружающей жизни (с воспитателями и родителями);
  4. рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа (выполняют с детьми воспитатели, привлекаются родители);
  5. лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа (выполняют логопед и воспитатели по заданию логопеда);
  6. материальное обеспечение (оборудование) к занятию (готовит логопед);
  7. заучивание наизусть потешек, чистоговорок, пословиц, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа (с логопедом, воспитателями и родителями).

III. Непосредственное обучение пересказу.

1. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Назначение первого чтения – целостное эмоциональное и художественное восприятие текста детьми.

Проведение первого чтения возможно как во время занятия, так и предварительно с воспитателями в свободное время.

2. Второе чтение произведения с установкой на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу.

3. Беседа по содержанию (вначале это только ответы детей на поставленные вопросы, но постепенно по мере овладения детьми постановкой вопросов роль детей в беседе становится более активной).

Цель беседы – усвоение содержания произведения.

Вопросы заранее тщательно продумываются логопедом и обязательно фиксируются в плане занятия (импровизация недопустима).

Репродуктивные и поисковые вопросы помогают детям установить и запомнить последовательность, ход, цепь событий в рассказе, сказке, способствуют развитию внимания и памяти детей.

Назначение вопросов проблемного характера – установление причинно-следственных связей и зависимостей между событиями, происходящими в рассказе (сказке), понимание смысла произведения, замысла автора, развитие логического мышления. Кроме выше названных репродуктивных, поисковых и проблемных вопросов, существуют вопросы и реплики, направленные на выделение, акцентирование внимания детей на художественных особенностях, приемах, выразительных средствах, особенностях лексики, отдельных сложных грамматических конструкциях. Эти вопросы используются как в ходе беседы по содержанию, так и в качестве отдельных приемов работы над текстом.

4. Приемы работы над текстом произведения:

а) рассматривание иллюстраций, картинок;
б) выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
в) придумывание дополнительной и недостающей («пропущенной») картинки к отдельным фрагментам текста;
г) выделение из текста фраз к каждой картинке;
д) выделение, проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи героев и действующих лиц);
е) лексико-грамматические упражнения по тексту произведения: выделение из текста произведений признаков и действий предметов; подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием произведения, замена слов синонимами, словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, относительных и притяжательных прилагательных, распространение и преобразование предложений;
ж) обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных вариантов.

5. Третье чтение текста произведения проводится после беседы по содержанию и работы над текстом.

В процессе третьего чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, результатом чего является деление текста на части и последующее составление плана.

6. Работа с планом:

7. Пересказ.

На занятиях по пересказу дети упражняются в умении слушать и анализировать пересказы своих сверстников. Благодаря систематической работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок) они начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи.

Практика показывает, что у детей развивается пытливость, самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы. Благодаря развитию логической памяти формируется и последовательность мышления. Если эта работа ведется систематически, то к концу учебного года дошкольники становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения.

В тесной связи с мышлением развивается речь детей. Они активно овладевают родным языком. Словарный запас становится богаче, ведь при пересказе дошкольники стремятся подобрать более точное слово, сравнение, ярко рисующее образ. Реже встречаются грамматические ошибки. Если ребенок и допускает неточности, то лишь в словах, которые он редко употребляет в повседневной жизни.

Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Дошкольники начинают внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов большинство, а часто и все дети группы делают замечания, относящиеся к содержанию или языку произведения.

Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Можно наблюдать немало моментов, когда они, ассоциируя свое поведение с поведением героев произведения, прилагают усилия изменить его. В процессе работы многие педагоги отмечают у детей критическое отношение к недостаткам своей речи и речи сверстников. У дошкольников формируются элементы творческого воображения.

В предложенном занятии по обучению пересказу применяются разнообразные методические приемы: работа с деформированным текстом, преднамеренно допущенные педагогом неточности смыслового характера, опора на серию предметных картинок.

Эти приемы способствуют осмысленно-эмоциональному восприятию детьми литературного материала и обеспечивают анализ и оценку речевой деятельности детей

Занятие по развитию связной речи в подготовительной коррекционной группе. 

Тема: «Пересказ сказки В.Сутеева «Три котенка».

Цель:

  1. Закрепить навык пересказа текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  2. Формировать навык речевого самоконтроля.
  3. Развивать речеслуховую память, активизировать мыслительную деятельность.
  4. Воспитывать бережное, заботливое отношение к домашним животным.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  1. Письмо от Незнайки.
  2. Предметные картинки: три котенка, мышь, лягушка, рыбка
  3. Сказка В.Сутеева «Три котенка».

Раздаточный материал:

  1. Серии предметных картинок к сказке (на каждого ребенка).
  2. Предметные картинки: петух, свинья.

Ход занятия

I. Организационный момент.

(Дети вместе с логопедом подходят к почтовому ящику и находят там письмо от Незнайки).

Логопед: «Ребята, Незнайка собрался в школу. Он сочинил сказку и прислал её нам. Послушайте сказку и попробуйте понять, о ком пишет Незнайка».

II. Основная часть.

1. Чтение текста в деформированном варианте (пропуск слова котята).

Три ...: черный, серый и белый увидели мышь и бросились за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой, ... за ней. Мышь убежала, а из банки вылезли три белых ... .
Три белых ... увидели во дворе лягушку и бросились за ней. Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу, ... за ней. Лягушка ускакала, а из трубы вылезли три черных ... .
Три черных ... увидели в пруду рыбку и бросились за ней. Рыбка уплыла, а из воды вынырнули три мокрых ... .
Три мокрых ... пошли домой. По дороге они обсохли и стали такими, как были: черный, серый и белый.

2. Беседа по содержанию рассказа.

Логопед: «О ком написал рассказ Незнайка?».

Дети: «Незнайка написал рассказ о котятах».

Логопед: «Как вы догадались?».

(Дети высказывают свои предположения).

Логопед: «Какое слово пропустил Незнайка?

Дети: «Незнайка пропустил слово котята».

(Логопед выставляет на мольберт картинки с изображением трех котят).

Логопед: «Чем отличаются котята?».

Дети: «Котята отличаются цветом. У них хвостики торчат в разные стороны».

Логопед: «За кем бегали котята?».

Дети: «Котята бегали за мышкой (лягушкой, рыбкой)».

 (Логопед выставляет мышку, лягушку и рыбку).

Логопед: «Как изменились котята? Почему они стали белыми?».

Дети: «Котята стали белыми, потому что прыгнули в банку с мукой».

Логопед: «Почему котята стали черными?».

Дети: «Котята стали черными, потому что прыгнули в старую самоварную трубу и испачкались».

Логопед: «Почему котята стали мокрыми?».

Дети: «Котята стали мокрыми, потому что гонялись за рыбкой и прыгнули в пруд».

Логопед: «Почему котята не догнали мышку, лягушку, рыбку?».

Дети: «Потому что они еще маленькие, им не хватило ловкости».

3. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Логопед читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)

Логопед: «Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, все ли правильно я прочитала».

«Три медвежонка – черный, серый и белый увидели мышь и бросились за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой, медвежата за ней. Мышь убежала, а из банки вылезли три белых медвежонка».

Дети: «Не три медвежонка, а три котенка».

Логопед:

«Три белых котенка увидели во дворе лягушку и бросились за ней. Лягушка прыгнула в кадушку – котята за ней. Лягушка ускакала, а из кадушки вылезли три черных котенка».

Дети: «Лягушка прыгнула не в кадушку, а в старую самоварную трубу».

Логопед:

«Три черных котенка увидели в пруду рыбку и бросились за ней. Рыбка попалась на крючок. А из воды вынырнули три мокрых котенка».

Дети: «Рыбка не попалась на крючок, она уплыла».

Логопед:

«Три мокрых котенка пошли домой. По дороге они вымокли и стали как были: черный, серый и белый».

Дети: «По дороге котята не вымокли, а обсохли».

4. Физминутка «Кот и мыши».

(Во время чтения первой и второй строки дети свободно передвигаются по кабинету, во время чтения третьей и четвертой строки бегут в норки).

Тише, мыши. Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись.
И коту не попадись.

5. Работа с серией сюжетных картинок.

(Логопед раздает каждому ребенку серию сюжетных картинок к сказке. Среди них есть картинки, которые не подходят к данной серии).

Логопед: «Посмотрите на свои картинки. Все ли картинки подходят к нашей сказке?».

Дети: «В сказке не было петуха и свиньи. Эти картинки лишние».

Логопед: «Уберите лишние картинки. За кем бегали котята сначала?».

Дети: «Котята бегали за мышкой».

Логопед: «Отберите картинки «Котята и мышка». Разложите их по порядку.

(Дети раскладывают картинки «Котята и мышка» в определенной логической последовательности).

Логопед: «За кем дальше гонялись котята?

Дети: «Котята гонялись за лягушкой».

Отберите картинки «Котята и лягушка» и разложите их по порядку».

(Дети раскладывают картинки «Котята и лягушка» в определенной логической последовательности).

Логопед: «Отберите картинки «Котята и рыбка» и разложите их по порядку».

(Дети раскладывают картинки «Котята и рыбка» в определенной логической последовательности).

6. Пересказы детей.

а) пересказ по цепочке с опорой на полную серию предметных картинок: «Котята и мышь», «Котята и лягушка», «Котята и рыбка».

б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)

III. Итог занятия.

Логопед: «Чем мы сегодня занимались на занятии?».

Дети: «Мы пересказывали историю про котят».

Логопед: «Какие приключения с ними произошли?». (Ответы детей)

Логопед: «Котятам очень понравилось, как вы работали на занятии. Они приготовили вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям».