ЦЕЛЬ УРОКА: восстановить в памяти учащихся основные принципы русской орфографии, активизировать знания правописания орфограмм в различных морфемах, умение объяснить выбор нужных букв; воспитание любви и бережного отношения к родному языку.
1. Организационный момент.
Человек так устроен, что чем бы он ни занимался, он хочет добиться успеха, только тогда он ощущает удовлетворение от своего занятия. Все мы хотим успеха. А чтобы успех был на уроке, мы всегда придерживаемся следующих правил:
– слышать и слушать,
– вникать и размышлять,
– анализировать и реагировать,
– оценивать.
Сегодня у нас урок-практикум, и мне хочется, чтобы мы не просто повторили принципы русской орфографии, но и поговорили о великом русском языке.
Вы знаете, что 2007 год был объявлен годом русского языка.
– Почему возникла такая необходимость?
– Да, действительно, русский язык засорен иностранными словами, сленгами. Речь стала менее богатой, выразительной, поэтому необходимо постоянно увеличивать лексический запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. И, конечно, образцовому языку нужно учиться у наших классиков.
“Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.” – писал Л.Н.Толстой…
Удивительный дар дала нам Россия. Тысячелетиями создавал народ родной язык.
Ты никогда не станешь тусклым,
Не охладеешь ни на миг.
Я кланяюсь тебе по-русски,
Язык прапрадедов моих.
(А. Марков.)
– Какова основная мысль данного стихотворения?
Обогащая свой лексикон, стремитесь к правильному произношению.
2. Орфоэпическая минутка.
КрасИвее, углубИть, чЕрпать, языковОй, языкОвая.
Нет языка красивее русского! Нужно углубить знания по предмету. Черпать новое хорошо в лингвистических словарях. Мы приступаем к языковому анализу текста.
3. Языковой анализ текста.
Почему язык хорош?
Потому что это творение…
А Островский.
1) Вел..чайшее богатство народа – его язык!
2) Тысяч..летиями накапливаются и вечно живут в
слове несметные сокровища человеческой мысли и
опыта.
3) И, может быть, ни в одной из форм языкового
творчества народа с такой силой и так
многогран(?)о (не) проявляется его ум, так
кристал..ически (не) отлагается его национальная
история обществен(?)ый строй быт мировоз(?)рение,
как в пословицах.
4) Меткий и образный рус(?)кий язык особенно богат
пословицами.
5) Их тысячи, десятки тысяч(?)
6) Как на крыльях, они перел..тают из века (в) век, от
одного поколения к другому, и (н..) видна та
безгр..ничная даль, куда устремляет свой полет
эта крылатая мудрость…
7) Различны эпохи породившие пословицы.
8) (Не) обозримо многообразие человеческих
отношений которые запеч..тлелись в чекан(?)ых
народных изр..чениях и аф..ризмах.
9) Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках
разума и знания жизни радость и страдания
людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и
безверие, правда и кривда, чес(?)ость и обман,
трудолюбие и лень, крас..та истин и уродство
предрас(?)удков.
10) (Н..)когда (н..) померкнет наша патр..отическая
гордость закован(?)ая в булат таких пословиц:”
Наступил на землю русскую, да оступился”, “За
правое дело стой смело”… (М. Шолохов)
Тема текста – величие и богатство русского языка. Главный вывод: пословицы – это крылатая мудрость народа. Микротемы: 1) слово – сокровище человеческой мысли; пословицы – богатство русскогоя зыка; отражение в пословицах многообразие человеческих отношений; патриотическая гордость в русских пословицах.
1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
2. Определите стиль и тип текста.
П. Воздействие на читателя, рассуждение – автор излагает, разъясняет, подтверждает свою мысль.
3.
Мы с вами закончили изучение темы “Принципы русской орфографии”
– Назовите основной принцип русской орфографии?
(Морфологический : все значимые части слова (морфемы)пишутся так, как они произносятся в сильной позиции (отчетливо)дуб-дубы, тропа-тропка, подлить )
– Какие ещё принципы русской орфографии вам известны?
(Фонетический (написание в соответствии с произношением)) заря-зорька, итог – подытожить, расписать – роспись.
Традиционный ( исторические), дифференцирующие написания(компания – кампания, ожег – ожог руки)
4.
Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания
Затем на магнитную доску прикрепляются слова из данного текста, относящиеся к тому или иному принципу русской орфографии.
Морфологический: тысячелетиями, перелетают, безграничная, честность,несметные, изречения, величайший, тысяч (Р.п.), красота.
Фонетический: безверие, отлагается, мировоззрение, предрассудков
Традиционный: кристаллический, патриотический, афоризмы, страдания, национальный.
5. Найдите в предложении 2 орфографические и 1 пунктуационную “ошибки”.
Запишите предложение в виде прямой речи.
Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело бы и животрипетало, как метко сказаное русское слово. (Н.В.Гоголь)
6. Работа с текстом.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)
– Какие изобразительно-выразительные средства использовал И.С. Тургенев? (Могущественное орудие, умелые руки; эпитеты: прекрасный…)
– Перечислите все правила (орфографические и
пунктуационные), не выучив которые, человек мог
бы сделать ошибки в этом тексте.
1. Восклицательный знак
2. Двоеточие
3. Сравнительный оборот7. Итог.
Каждый человек должен стремиться к высокой культуре, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние. Нам его беречь и умножать!
Удивительный дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. (И.А.Ильин)
8. Дом задание.
Написать сочинение-рассуждение по тексту М.Шолохова.