Создание игровой среды с помощью программы PowerPoint

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (336 кБ)


I.  Игровая деятельность учащихся способствует активизации и интенсификации учебного процесса, что в свою очередь является одним из приоритетных направлений в развитии образования.

Главный признак педагогических игр – наличие чётко поставленных целей обучения и воспитания. Игровые цели создают эмоциональный фон, повышают мотивацию к игре. Кроме этого, мотивация обеспечивается элементами соревновательности и удовлетворением потребностей учащихся в самореализации и самоутверждении. Игровая среда является немаловажным фактором в реализации педагогических и игровых целей. Игры бывают с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, компьютерные, с использованием ТСО и т.д.

В младшем школьном возрасте дети легко вовлекаются в игру, входят в образы. Их привлекает сказочная атрибутика: шляпа фокусника, колпак и плащ звездочёта, сказочные персонажи. В старшем школьном возрасте появляется стремление к самоутверждению в коллективе, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В этом возрасте учащихся привлекают игры, обеспечивающие удовлетворение их потребностей: деловые и интеллектуальные.

Игровая деятельность может использоваться:

  • в качестве элемента урока или урока целиком;
  • в качестве элемента педтехнологии и во внеклассной работе;
  • на всех этапах учебного процесса: первичного усвоения, закрепления и применения учебного материала, контроля знаний.

Уроки повторения, систематизации и обобщения знаний отличаются большим объёмом учебного материала, охватывающим целую тему или раздел предмета. Педагогический опыт показал, что наиболее эффективно проведение таких уроков в виде командной игры.

Для урока создаётся презентация в среде РоwerPoint. Главный слайд содержит названия тем и номера вопросов, входящих в них. Номер соответствует уровню сложности вопроса и равен количеству баллов, присуждаемых за правильный ответ. От номера вопроса по гиперссылке осуществляется переход на слайд с вопросом и вариантами ответов. При выборе правильного ответа – переход на главный слайд, при выборе неправильного ответа – переход на слайд с вопросом или возврат на главный слайд (рисунок 1).

Создание игровой среды с помощью описанной презентации даёт следующие преимущества:

  • позволяет оценить знания и выявить пробелы по каждой теме;
  • позволяет оценить уровень усвоения (I, II, III) каждой темы;
  • способствует развитию компетенции общения.

 
Рис. 1. Схемы построения

 

II. Методическая разработка урока теоретического обучения по предмету “Материаловедение” для профессий, связанных с металлообработкой.

Тема урока: Металлы.

Цели:

  • повторить свойства и маркировку чёрных и цветных металлов, термическую обработку стали;
  • развитие компетенции общения;
  • воспитание взаимоуважения, культуры поведения, самокритичности.

Вид урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Тип урока: урок-игра.

Оснащение: компьютер, мультимедийное оборудование, плакат “Обозначение легирующих элементов чёрных металлов”, презентация “Металлы”.

План урока

1. Организационно-мотивационный этап (5 мин).

1.1. Сообщение целей урока.
1.2. Формирование команд.
1.3. Объяснение правил игры:

На экране вам (учащимся) предлагается четыре темы: “Чугун”, “Сталь”,
“Цветные металлы” и “Разное” (рис.2). Каждая тема содержит пять вопросов разного
уровня сложности. Номер вопроса соответствует количеству баллов, которое получает команда за правильный ответ.

Каждая команда по очереди выбирает и называет тему и номер вопроса. Например,
тема “Чугун”, вопрос № 2. На экране появляется вопрос и варианты ответов (рис. 3).
На обдумывание команде даётся 1 минута.

Но в игре есть сюрпризы! При открытии некоторых вопросов вы можете просто получить
или потерять баллы. Победителем объявляется команда, набравшая наибольшее количество очков.

1.4. Жеребьёвка команд.

2. Организация деятельности учащихся по совершенствованию имеющихся знаний (30 мин).

Игру начинает команда по итогам жеребьёвки. Набранное каждой командой количество баллов записывается на доске.

Тема “Чугун”

1. Назовите чугун, который идёт на переплавку в сталь. (1 балл.)

белый
серый
чёрный

2. Вам предлагается “Кот в мешке”. + 2 балла (2 балла.)

3. Как изменяется твёрдость чугуна с увеличением содержания в нём углерода? (3 балла.)

уменьшается
увеличивается
не изменяется

4. Укажите марку чугуна, который имеет наибольший предел прочности на растяжение. (4 балла.)

КЧ 35–10
СЧ 18–36
ВЧ 38–17

5. Можно ли из ковкого чугуна, например, КЧ 60-3, выковать подкову? (5 баллов.)

можно
нельзя

Тема “Сталь”.

1. Назовите марку стали, которая имеет наибольшее содержание углерода. (1 балл.)

60Г
У13
9ХНГ
Ст3

2. Назовите марку углеродистой инструментальной стали. (2 балла.)

Ст3
15Х
У11А
45Г

3. Назовите марку легированной конструкционной стали. (3 балла. )

Ст3
15Х
У11А
45Г

4. Назовите марку стали обыкновенного качества. (4 балла.)

Ст3
15Х
У11А
45Г

5. Назовите марку стали, которая “лишняя” в указанном ряду. (5 баллов.)

Ст3
У9А
45
45Г2

Тема “Цветные металлы”.

1. Как называется сплав меди с цинком? (1 балл.)

бронза
латунь
баббит

2. Назовите марку чистого металла. (2 балла.)

Д1
АЛ2
М4

3. Укажите сплав, который не содержит олова. (3 балла.)

БС6
ЛО62-1
БрАЖ9-4

4. Назовите марку, которая “лишняя” в указанном ряду. (4 балла.)

АЛ4
Д18
Л96
А99

5. Что является основой “силумина”? (5 баллов.)

медь
олово
титан
алюминий

Тема “Разное”.

1. Назовите металл, который не является тугоплавким. (1 балла.)

титан
вольфрам
алюминий

2. Вам предлагается “Кот в мешке” – 2 балла + 2 балла

3. Назовите марку, которая “лишняя” в ряду. (3 балла.)

ТТ4
ВК3
Р18К5

4. Назовите вид термической обработки стали, при котором проводится быстрое охлаждение в воде или масле. (4 балла.)

отжиг
закалка
отпуск

5. Назовите химический элемент, которым насыщается поверхность изделия при цианировании. (5 баллов.)

углерод
азот
углерод + азот
цинк

3. Подведение итогов (10 мин).

3.1. Подсчёт количества баллов, набранных командами, объявление победителей.
3.2. Рефлексия. Каждой команде предлагается заполнить бланк “Подведём итоги”.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Выберите и подчерните варианты ответов или допишите свои.

  1. Считаем, что урок прошёл
    эффективно интересно неинтересно ______________
    ____________________________________________________
  2. Свои знания по разделу “Металлы” считаем
    полными неполными недостаточными _____________
    ____________________________________________________
  3. Оцените работу каждого участника команды по пятибалльной шкале
Ф.И. Знания Работа в группе
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      
8      
9      
10