Цели урока:
- Сформировать у учащихся понятие об оксидах как о сложных веществах;
- закрепить умение написания формул, давать названия оксидам;
- рассмотреть значение оксидов.
Оборудование: на ученических столах образцы оксидов – H2O; CO2; Fe2O3; SiO2; CaO.
Ход урока
I. Всупительное слово учителя.
Цель нашего сегодняшнего урока – выявить основные признаки оксидов, исходя из которых сформулировать определение данного класса веществ, а также рассмотреть распространение оксидов в природе и их применение. (Приложение. Слайд № 2)
Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим написание уравнения реакций, в ходе которых образуются оксиды.
Задание. Напишите уравнения химических реакций взаимодействия кислорода со следующими веществами: а) углеродом; б) магнием; в) водородом; г) натрием. Дайте названия продуктам реакций. (К доске вызвать 2-х учеников). (Приложение. Слайд № 3)
II. Новый материал.
Выпишем в один столбик формулы тех оксидов, которые образовались в ходе записанных реакций, а во втором столбике запишем формулы веществ, не относящиеся к классу оксидов: (Приложение. Слайд № 4).
Проанализируйте формулы этих веществ. Какие 2 признака присущи для оксидов, которые их объединяют? Чем оксиды по составу отличаются от веществ, не относящиеся к данному классу. (Если ученики не смогут выявить эти признаки, задаются наводящие вопросы: 1. Сколько элементов входит в состав оксидов? 2. Какой химический элемент входит в состав каждого оксида?) Относятся ли оксиды к простым или сложным веществам? Какое полное определение можно дать данному классу веществ? (Ответ учеников). Определение записывается в тетрадь. (Приложение. Слайд № 5).
А сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу, в ходе которой вы должны ознакомиться с внешним видом некоторых оксидов. (Приложение. Слайд № 6)
Задание. Рассмотрите выданные вам образцы оксидов, используя формулы, составьте химические названия данных оксидов и, используя названия, составьте формулы. Заполните таблицу в тетради. (Приложение. Слайд № 6)
Исходя из таблицы видно, что оксиды весьма распространены в природе, при этом они отличаются по своим физическим свойствам др. от друга. (Показать коллекцию оксидов на слайдах).
Те оксиды, с которыми вы познакомились во время лабораторной работы, используются человеком в строительстве, для производства металлов, стекла, как поделочные материалы. И немного об этом вам расскажет…(доклад ученика).
III. Закрепление материала.
Игра “Крестики – нолики”. (Приложение. Слайды № 13,14,15).
Выигрышный путь составляют: а) формулы оксидов; б) оксидов неметаллов; в) оксидов металлов.
(Повторить расположение металлов и неметаллов в ПСХЭ.)
а)
б)
в)