Цели: расширить кругозор учащихся об особенностях внешнего вида берёзы, условиях, необходимых для её произрастания;
– формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;
– учить осмысленно употреблять в речи родственные слова, отвечать полным ответом, используя слова вопроса;
– развивать высшие психические функции внимания, восприятия, памяти, мышления, связной речи;
– воспитывать любовь к берёзе, родному краю, стихотворной речи.
Оборудование: опорные слова, ручка, карточки, цветные лоскутки ткани, берёзовое полено (береста), стаканчики, березовый сок, таблетки актированного угля, разрезная мозаика “Берёза”, листья разных деревьев.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
– Перед вами стоит задача: слушать меня внимательно и отвечать полным ответом чётко, ясно.
II. Сообщение темы урока.
– Возьмите карточку №1 и ручку.
Задание:
в первой строчке подчеркни 8 букву;
во второй строчке – 5 букву;
в третьей строчке – 10 букву;
в четвёртой строчке – 7 букву;
в пятой строчке – 3 букву;
в последней – 9 букву.
а | т | у | к | н | а | в | б | е | ц | о | к |
т | с | ы | к | е | б | д | п | в | к | а | л |
ф | у | а | м | и | т | ь | ц | я | р | с | ч |
а | п | б | ю | ж | г | ё | р | л | о | в | а |
ы | в | з | р | л | д | м | т | ь | ю | а | в |
м | и | т | г | н | а | в | р | а | л | щ | н |
– Запиши буквы по порядку. Какое слово получилось? (берёза).
Итог: правильно. Тема урока “Берёза” (вывесить опору на доску).
III. Новый материал.
1) Чуть солнце пригрело поля
И стало в лесу потеплей,
Серёжки берёзка развесила
С тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В листве кружевной
Стоит красавица.
На опушке лесной (чтение стих-ия и показ на картинке).
– Как называется часть дерева, которая растёт под землёй? (корень)
– Как называется часть, которая растёт над землёй? (ствол)
– Что растёт от ствола? (ветки)
– Что растёт на ветках? (листья)
– Чем отличается ствол берёзы от других деревьев?
Итог: произнесём хором части берёзы: корень, ствол, ветки, листья.
2) А какой формы листочки у берёзы мы узнаем, выполнив задание.
Карточка № 2.
Задание: найдите берёзку. Проведите от берёзки по линии карандашом. Рассмотрите листочек.
– Какой формы он?
Итог: в нашем классе, обратите внимание, повсюду развешаны листочки. Ваша задача: взять в руки только берёзовый листочек.
3) Давайте посчитаем наши берёзовые листочки (дети стоят в кругу): один берёзовый листочек, два берёзовых листочка, три берёзовых листочка, четыре берёзовых листочка и т.д.
– Сколько всего насчитали берёзовых листочков?
4) Физминутка (с листочками)
Берёза моя, берёзонька, (идут хороводом, взявшись за руки)
Берёза моя белая, берёза кудрявая. (Меняют направление)
Стоишь ты, берёзонька, (встали, руки вверх)
Посреди долинушки, (опустили руки)
На тебе, берёзонька, (подъём рук)
Листья зелёные. (Листьями пошелестеть)
Под тобой, берёзонька, (опустить руки)
Трава шелковая. (Развести ладонями в стороны)
(листики повесить на доску, на опорную мозаику берёзки)
Итог: каким ласковым словом я называла берёзу? (берёзонька)
– Как называют маленькую берёзу? (берёзка)
– Как называют лес из берёз? (берёзовый лес)
– Как называют гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)
5) Рассказ о берёзе.
– Берёзу можно встретить в лесу, в степи, в парке, во дворе дома, на нашем пришкольном участке и на просторах нашей России, нашего края. Берёза растёт везде. Берёза – радостное, нарядное дерево. Белокурая берёза хорошо переносит сильные ветры и морозы. При цветении у берёзы распускаются серёжки (показать картинку).
6) Стихи о берёзе.
– Возьмите карточку № 3.
Задание: прочитай буквы только в берёзовых листочках. Какое слово получилось? (стих)
– О берёзе написано очень много стихов. Давайте прослушаем, как красиво говорится о берёзе в них.
Чтение стихов наизусть.
1) Среди сосен суровых, среди тёмных ракит
В серебряном платье берёзка стоит.
Склонились деревья, кусты и цветы
Пред гордым величьем её красоты!
2) Я посадил берёзу у дома на виду.
Все ходят и любуются на эту красоту.
А вырастет большая красивая моя,
В тенёк я буду прятаться, когда придёт жара!
3) Погода стылая, погода снежная.
Берёзка милая, берёзка нежная.
Серёжки свесила, слезой они звенят!
О чем невесело, со мною говорят?
А ей бы спать да спать, да ветер не даёт
Не про её ли красоту мне песни он поёт?
Я постою еще и звон послушаю,
Люблю я горячо подружку лучшую,
Берёзку милую, всегда красивую,
Берёзку нежную в погоду снежную!
4) Зимний вечер. Звёзды светят.
Всё как будто в серебре.
Вижу белую берёзку
Я в заснеженном окне.
Словно белая невеста
И красива, и стройна!
Спит февральским сном берёзка
Ждёт, когда придёт весна.
5) Берёзонька – берёзка
Подружка ты моя!
Ты, ласково серёжкой
Под ухо мне звеня,
Споёшь свою мне песню
Про летний, тёплый день,
Как птицы свили гнёзда
И стало веселей.
Итог: понравились вам стихи? Какими словами поэты называли берёзку? (Нежная, милая, красивая, как невеста, берёзонька, в серебре, стройная, подружка).
7) Польза берёзы.
– Берёза – не только красивое дерево, но и полезное.
Берёзовые дрова (полено показ) горят жарче других. Зола от прогоревших берёзовых дров применяется в качестве удобрения земли в огороде, на даче. Из коры берёзы изготавливают актированный уголь – это таблетки, которые помогают при лечении желудка. В берёзовых почках содержатся полезные вещества и витамины, которые применяются при изготовлении лекарств. Из бересты (коры березы) изготавливают коробочки, шкатулки, корзины, сумки. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, лыжи.
– А кто скажет, где используют берёзовые веточки?
– Правильно. С берёзовыми вениками люди ходят в баню. Из веток делают мётлы. Старые люди говорят, что берёзовые веточки в доме прогоняют болезни и несчастья.
Итог: какую пользу приносит берёза? Чем отличается берёза от других деревьев? Где её можно встретить?
IV. Закрепление.
1) Релаксация (под звуки шумящего леса)Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в берёзовом лесу. Кругом растут белоствольные, кудрявые берёзы. Кое-где пробиваются из-под земли маленькие, тоненькие берёзки. Под берёзками то там, то здесь виднеются красные шляпки подберёзовиков. Ветер гуляет между берёз и колышет гибкие веточки. Прислушайтесь, о чем нам рассказывает лес? Может быть, он приглашает нас отдохнуть? А может быть, он рассказывает нам свои сны? А может быть, он просит нас о помощи? Нет, берёзы приглашают нас совершить обряд.
– Открыли глаза.
2) Обряд у березы.
– У каждого из вас на спинке стульчика завязана ленточка. Отвяжите её и подойдите ко мне.
– Есть такая примета, что, если на берёзе завязать кусочек ткани и загадать желание, то оно обязательно исполнится.
Задание: произнесите вслух своё желание и завяжите ленточку.
Итог: я думаю, что все ваши желания исполнятся.
V. Итог урока.
– С каким деревом мы познакомились на уроке?
– Назовите части берёзы? (показ у доски и называние).
– Чем берёза отличается от других деревьев?
– Где можно встретить берёзу?
– Как называется лес из одних берёз?
– Какие грибы растут под берёзой?
– Какую пользу приносит берёза?
– Какими словами поэты называли берёзу?
– В какой лес мы с вами сегодня отправлялись?
– Что вам понравилось в том лесу?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Какое задание оказалось трудным?
– Какое у вас сейчас настроение?
– А почему оно таким стало? Потому что берёза внесла в наш класс частичку здоровья и удачи.
– Ребята, а что нужно делать человеку, чтобы берёзы росли и приносили нам пользу долго время? (вспомнить охрану деревьев в лесу)
Есть много красивых деревьев в России.
Есть клён, тополя, дубы и осины.
Но всё же берёза красивей, белей,
И сердцу она всех родней и милей!