(Cлайды 1-2)
Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимся изученным материалом (ЗУН, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Арсенал форм уроков современного учителя не просто обновляется под влиянием, прежде всего усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных форм преподнесения материала. Одной из таких форм является интегрированный урок. Ведь мир един, но человек в своём неведении дробит его на части. И поэтому естественно стремление учителя представить ученику этот мир таким, каков он есть, т.е. единым, мир, звучащий множеством голосов, объясняющий свои тайны на разных языках.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. (Слайд 3)
Интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия) можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это – попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Я считаю, что интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из этих задач (слайд 4):
- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
В целом интегрированный урок углубляет представление о предмете, расширяет кругозор, способствует формированию разносторонней личности.
Признаки интегрированного урока (слайды 5-6):
- Интегрированный урок – специально организованный урок, т.е. если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадётся на отдельные уроки, не объединённые общей целью.
- Цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена для: а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы; б) повышения интереса учащихся к предмету; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов.
- Широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е. углублённое осуществление межпредметных связей.
Данная статья имеет цель показать конкретную систему интегрированных уроков. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков, и уроков с широкоим использованием межпредметных связей. Типы и формы интегрированных уроков могут быть следующими: Я предлагаю те, которые использовала в собственной практике (слайды 7-8)
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы урока:
- урок-путешествие
- урок-исследование
- урок-инсценировка
- проблемный урок
Цель урока формирования знаний: организация работы по усвоению понятий, научных фактов, предусмотренной учебной программой.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.
Форма урока:
- урок-практикум
Цель урока: выработать у учащихся определённые умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Тип урока: применение знаний на практике.
Форма урока:
- урок защиты проекта.
Цель урока: применение знаний на практике.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления знаний..
Форма урока:
- урок-игра (викторина, конкурс и др.)
Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Поэтому для раскрытия данной темы предлагаю
обратить внимание на две составляющие при
организации интегрированного урока
(информационные технологии и краеведение).
Информатика – прекрасная база для проведения
ряда интегрированных уроков, т.к. содержание
любого другого школьного предмета может
рассматриваться в качестве информации того или
иного вида. Обработка же информации, т.е.
информационный процесс, – одно из
основополагающих понятий информатики.
Интегрированный урок, построенный на базе
информационных технологий, позволяет
конкретизировать знания, умения и навыки и
применить их на практике.
Урок: Закон Энгеля (10 Б) (слайды 9-10)
Форма: практикум.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с данными социального опроса)
Проблема: установить зависимость качества потребления от уровня доходов.
Подготовительный этап: данные для урока учащиеся собирали у своих родителей заранее. Для объективности данных опрашивали представителей разных социальных и профессиональных групп.
Анализ: На уроке осуществлялась группировка данных по критериям: месячный доход, расходы на 5 групп товаров (питание. Бытовые товары, услуги, образование, прочее) Для дальнейшей работы данные необходимо привести к среднеарифметическим значениям.
Делаются первые выводы. Затем проводится
процентизация данных, т.к. проценты – наиболее
объективный вид данных. Он позволяет сравнить
величины, которые трудно соотнести в абсолютных
показателях. Проценты позволяют сравнить
уровень жизни жителей разных стран и
разновалютные доходы. Вывод, который был сделан
учащимися на уроке6 с ростом доходов доля
расходов на питание снижается, доля расходов на
бытовые товары сначала растёт, а затем
стабилизируется, доля расходов на услуги
остаётся постоянной, доля накоплений растёт.
Наглядность данных: для наглядности выводов на
основе полученных данных каждая группа учащихся
(по выбору) делала гистограммы, графики,
диаграммы.
Краеведение – не менее благодатная почва для организации интегрированных уроков. Значение исторического краеведческого материала для образования и воспитания учащихся общепризнанно, ведь краеведение является одним из способов сформировать представление об истории как живом процессе, делает зримой связь локальной, региональной истории с историей Отечества, помогает придать полученным учащимся историческим знаниям конкретность и персонифицированность. Учащиеся знакомятся с историей прежде всего через события, происходившие в знакомых им местах. Поэтому краеведение в школе позволяет реализовать ключевую идею о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России (слайд 11)
Урок (история, краеведение) «Война в Арктике» (11 В) (слайды 12-21) | |
Форма: проектно-исследовательский конкурс. | |
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал на столы, проигрыватель. | |
Цель: | образовательная (формировать представление об основных сражениях Великой Отечественной войны у нас на Севере и историческом вкладе населения нашей области в копилку победы); |
воспитательная (показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий; учить работать в группах, осуществить совместную учебно-творческую деятельность по составлению, анализу и систематизации исторических фактов); | |
развивающая (развивать логическое мышление, расширять кругозор, развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру). | |
Подготовительный этап – экскурсия в музей БВМБ (Беломорской Военно-Морской базы) | |
Распределение учащихся на
творческие группы, определение тематики
выступлений, подготовка материала для
мини-презентаций, составление общей итоговой
презентации. Контроль знаний учащихся:
Урок «Война в Арктике» был опубликован в газете «История № 8, 2010 г. |
Урок (история, краеведение) «Путешествие по Русскому Северу XVIIвека» (6 А) (слайды 22-23) |
Форма: тип ретроспективной
игры – маршрутная игра или воображаемое
путешествие. Маршрутная игра – это особая форма
урока, когда учащиеся переносятся в прошлое и
«путешествуют» по нему в определённой
пространственной среде (В 1627 г. в Москве было
составлено замечательное географическое
описание Русского государства— “Книга Большому
Чертежу”, в котором значительное место заняла
“Роспись поморским рекам берегу Ледовитого
океана”. Безвестные русские географы и
топографы XVI-XVII в.в. совершили научный подвиг—ими
было подробно описано всё морское побережье
страны от границ с Норвегией до устья Оби.
Пройдём и мы частичку этого пути по близлежащей к
нам земле:
При этом учащиеся чётко определяют географические контуры изучаемой исторической действительности. Они намечают собственный маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы с людьми прошлого, которые им «попадаются» в путешествии. |
Оборудование: мультимедийный проектор, маршрутные листы, контурные карты. |
Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени): (слайды №№ 24, 29, 34, 39, 43)
№ |
Уровни интеграции |
Характеристика |
Пример проведённого урока, мероприятия |
1 | Тематическая | 2-3 учебных предмета раскрывают одну тему. Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным. | Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну фараонов» (5 А) |
2 | Проблемная | Одну проблему решают учащиеся возможностями разных учебных предметов. | Внеклассное мероприятие (история,
обществознание, литература) «Из истории наград в
России: прошлое и настоящее» (10 А, 10 В) Уроки экономики с использованием МО Excel «Закон Энгеля», «Кривая Лоренца» |
3 | Концептуальная | Концепция рассматривается различными учебными дисциплинами в совокупности всех их средств и методов. | Урок истории, литературы «Герои «Грозы
1812 года» в истории и на страницах романа
Л.Н.Толстого «Война и мир» (10 Б) Урок обществознания, права, краеведения, политологии «Выборы в отдельно взятом городе» (11 А, 11 В) |
4 | Теоретическая | Философское взаимопро-никновение различных теорий. | Урок обществознания, биологии «Жизнь в мифологической, философ-ской и научной картинах мира» (10 А, 11 В) |
5 | Диалектический | Предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину. | Урок обществознания, биологии,
экономики «Генетика через призму истории и
диалектики» (11Г) Урок обществознания, истории, экономики «Законы диалектики» (10 В) |
Урок «Путешествие в страну фараонов» (5 А) (слайды 25-27)
Форма: викторина и театрализованное представление.
Оборудование: мультимедийный проектор, проигрыватель, рисунки, поделки.
Цель урока:
- Активизировать знания учащихся по истории и мифологии Древнего Египта
- Применить знания на практике (подготовка ответов на вопросы викторины)
- Развивать артистические навыки учащихся, воспитывать коммуникабельность, коллективизм.
Урок строился как путешествие девочки-пятиклассницы Симы в Древний Египет, там её звали Амис (царство кривых зеркал). В рамках единого театрального действа были поставлены мини-инсценировки: Шампольон и Розеттский камень, отряд воинов Тутмоса III, возвращающиеся из похода, Картер и открытие гробницы Тутанхамона. Путешествие красноречивого поселянина Хэвинанупа.
Урок «Средневековый эрудит и «Орлеанская дева»» (6 А) (слайд 28)
Форма: эрудит и театрализованное представление «Орлеанская дева»
Оборудование: мультимедийный проектор.
Цель урока:
- активизировать и закрепить знания учащихся по истории средних веков;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде.
- вызвать симпатию к героине французского народа Жанне д’Арк, на её примере показать, что значит быть патриотом (драма Шиллера «Ордеанская дева», к\ф «Жанна д’Арк» с Милой Йовович)
«Средневековый эрудит» был опубликован в газете «История» № 10, 2010 г.
Урок (экономика, математика) «Статистическое исследование результатов принципа абсолютного и сравнительного преимущества в международной торговле» (10 Г) (слайды 30-33)
Форма: исследование.
Цель: систематизировать знания учащихся на понимание разницы между абсолютным и сравнительным преимуществом через решение задач о выгодности международной торговли как фактора эквивалентного экономическому росту; провести статистическое исследование роста внутреннего потребления товаров как результата сравнительного преимущества, используемого в международной торговле.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (тесты по экономике, устные задачи по математике на повторение изученного материала), плакаты с эпиграфами урока.
Архипелаг Экономика состоит из 4-х островных стран: Эколандия, Экомания, Пиастрия, Вилландия. Учащиеся класса были разделены на две группы: экономистов и статистиков. Каждая группа получила своё задание, выполнив которое, должна была всё представить наглядно на компьютере.
Задачи для групп экономистов:
- Составить матрицу альтернативных затрат стран: а) по производству угля и стали; б) по выращиванию пшеницы и кукурузы.
- Какая из стран обладает сравнительным преимуществом в производстве того или иного продукта?
- Нарисовать КПВ стран.
- Проанализировать возможность торговли между странами.
- Представить таблично итоги анализа влияния специализации и внешней торговли на объёмы производства по странам.
Задачи для статистической группы:
- Собрать данные и заполнить сводную таблицу.
- Построить полигон частот роста внутреннего потребления стали и угля, кукурузы и пшеницы; товаров промышленных и сельскохозяйственных.
- Провести сравнительный анализ результатов и сделать выводы.
Выводы, к которым пришли учащиеся 1 группы экономистов: размах прироста внутреннего потребления стали составляет 37%, угля – 62%. Значит внутренне потребление стали более стабильно. Мода для стали 50%. Моды для угля нет. Средний прирост стали составляет 44%, к нему близки Эколандия, Пиастрия, Вилландия. Средний прирост угля – 38%. Разброс от среднего в странах – большой. Можно прогнозировать развитие сталелитейной промышленности в этом регионе. Выводы, к которым пришли учащиеся 2 группы экономистов: размах прироста внутреннего потребления пшеницы 25%, кукурузы – 43%. Значит потребление пшеницы более стабильно. Моды нет. Средний прирост пшеницы 30%. К нему близки Экомания, Пиастрия, Вилландия. Средний прирост кукурузы 24 %. К нему близки Пиастрия и Эколандия. Можно рекомендовать выращивание пшеницы в этом регионе. Выводы статистической группы: Размах роста внутреннего потребления товароы промышленности составляет 44%., сельского хозяйства – 20%. Средний прирост товаров промышленности – 38%, сельского хозяйства – 31%. Можно прогнозировать развитие промышленности в данном экономическом регионе.
Урок (обществознание, право, краеведение, политология) «Выборы в отдельно взятом городе» (11 А, 11 В) (слайды 35-38) | |
Форма: информационный проект. | |
Адресат: учителя и учащиеся школы . | |
Цель: | – путём проведения тестирования и анкетирования собрать статистический материал о состоянии начальной политической культуры в школе и микрорайоне школы; |
– проанализировать каким образом осуществляется реализация избирательного права жителями острова Ягры (на примере избирательного участка № 791) | |
– формировать у учащихся умение самостоятельно определять задачи своей деятельности, отбирать наиболее значимый материал, уметь анализировать имеющуюся информацию и интерпретировать результаты своей деятельности. | |
Авторы: инициативная группа – 11В класс, рабочая группа – 11А и 11В, редакторская группа – 11А. | |
Итоговый продукт деятельности: творческая работа по значимой политологической теме с использованием собранного материала на открытом интегрированном уроке по обществознанию, праву, краеведению, политологии при изучении темы «Политическое участие». |
Урок (обществознание, биология) «Жизнь в мифологической, философской и научной картинах мира» (10 А, 11 В) (слайды 40-42)
Форма: проблемный урок.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, таблицы, презентация.
Цель: показать диалектический характер процесса познания через рассмотрение понятия жизни в мифологической, философской, научной картинах мира.
Подготовительный этап: групповая работа дома по теме «Мифологические сюжеты о происхождение жизни у разных народов» (Древний Египет, Древняя Индия, Славянская мифология, карело-финский эпос «Калевала»)
На уроке были рассмотрены вопросы:
- Признаки живого.
- Уровни организации живых систем.
- Философское и мифологическое понимание жизни.
- Понятие материи. Взаимосвязь материи, пространства и времени.
- Анализ понятий «жизнь».
- Гипотезы происхождения жизни на земле.
В ходе урока для проверки знаний учащихся были проведены две самостоятельные работы (по биологии и по обществознанию).
Урок (история, обществознания, экономика) «Законы диалектики» (10 В) (слайд 44)
Форма: проблемный урок.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.
Цель: раскрыть важнейшие принципы диалектики и сущность наиболее общих законов диалектики; показать их практическое значение для понимания и применения диалектики как научного метода познания.
Основные вопросы, рассмотренные на уроке:
- Что такое диалектика. Принципы диалектики.
- Понятие закона. Классификация законов.
- Законы диалектики.
Интеграция – это не самоцель, а определённая система в моей работе. Свой результат интегрированного обучения вижу в том, что (слайды 45-49):
- Знания становятся системными. Повышается уровень знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук.
- Умения – обобщенными, способствующими комплексному применению знаний, их синтезу, что лежит в основе творческого подхода к научной и художественной деятельности человека в современных условиях.
- В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиций ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
- В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении произведений искусства (живописи, архитектуры, скульптуры, народного творчества), литературы; результатом становится сама творческая деятельность учащихся (их собственные рисунки, поделки, презентации), являющаяся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
- В росте познавательного интереса учащихся, который проявляется в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
- И самое главное – хочется работать и работать от души самому учителю.
Литература:
- Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие. ТУ «Учитель». 2002.
- Сейсенский А.Е. «Родной край: страницы истории» ж. «Преподавание в школе» № 4, 1995 г. стр. 60.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.