Интегрированный урок через призму образовательной компетенции

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35 МБ)


(Cлайды 1-2)

Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимся изученным материалом (ЗУН, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Арсенал форм уроков современного учителя не просто обновляется под влиянием, прежде всего усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных форм преподнесения материала. Одной из таких форм является интегрированный урок. Ведь мир един, но человек в своём неведении дробит его на части.  И поэтому естественно стремление учителя представить ученику этот  мир таким, каков он есть, т.е. единым, мир, звучащий множеством голосов, объясняющий свои тайны на разных языках.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. (Слайд 3)

Интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия) можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это – попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Я считаю, что интегрированный урок позволяет решать  целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из этих задач (слайд 4):

  • повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

В целом интегрированный урок углубляет представление о предмете, расширяет кругозор, способствует формированию разносторонней личности.

Признаки интегрированного урока (слайды 5-6):

  • Интегрированный урок – специально организованный урок, т.е. если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадётся на отдельные уроки, не объединённые общей целью.
  • Цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена для: а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы; б) повышения интереса учащихся к предмету; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов.
  • Широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Данная статья имеет цель показать конкретную систему интегрированных уроков. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков, и уроков с широкоим использованием межпредметных связей.  Типы и формы интегрированных уроков могут быть следующими: Я предлагаю те, которые использовала в собственной практике (слайды 7-8)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы урока:

  • урок-путешествие
  • урок-исследование
  • урок-инсценировка
  • проблемный урок

Цель урока формирования знаний: организация работы по усвоению понятий, научных фактов, предусмотренной учебной программой.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

Форма урока:

  • урок-практикум

Цель урока: выработать у учащихся определённые умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Тип урока: применение знаний на практике.

Форма урока:

  • урок защиты проекта.

Цель урока: применение знаний на практике.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления знаний..

Форма урока:

  • урок-игра (викторина, конкурс и др.)

Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Поэтому для раскрытия данной темы предлагаю обратить внимание на две составляющие при организации интегрированного урока (информационные технологии и краеведение).
Информатика – прекрасная база для проведения ряда интегрированных уроков, т.к. содержание любого другого школьного предмета может рассматриваться в качестве информации того или иного вида. Обработка же информации, т.е. информационный процесс, – одно из основополагающих понятий информатики. Интегрированный урок, построенный на базе информационных технологий, позволяет конкретизировать знания, умения  и навыки и применить их на практике.

Урок: Закон Энгеля (10 Б) (слайды 9-10)

Форма: практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с данными социального опроса)

Проблема: установить зависимость качества потребления от уровня доходов.

Подготовительный этап: данные для урока учащиеся собирали у своих родителей заранее. Для объективности данных опрашивали представителей разных социальных и профессиональных групп.

Анализ: На уроке осуществлялась группировка данных по критериям: месячный доход, расходы на 5 групп товаров (питание. Бытовые товары, услуги, образование, прочее) Для дальнейшей работы данные необходимо привести к среднеарифметическим значениям.

Делаются первые выводы. Затем проводится процентизация данных, т.к. проценты – наиболее объективный вид данных. Он позволяет сравнить величины, которые трудно соотнести в абсолютных показателях. Проценты позволяют сравнить уровень жизни жителей разных стран и разновалютные доходы. Вывод, который был сделан учащимися на уроке6 с ростом доходов доля расходов на питание снижается, доля расходов на бытовые товары сначала растёт, а затем стабилизируется, доля расходов на услуги остаётся постоянной, доля накоплений растёт.
Наглядность данных: для наглядности выводов на основе полученных данных каждая группа учащихся (по выбору) делала гистограммы, графики, диаграммы.

Краеведение – не менее благодатная почва для организации интегрированных уроков. Значение исторического краеведческого материала для образования и воспитания учащихся общепризнанно, ведь краеведение является одним из способов сформировать представление об истории как живом процессе, делает зримой связь локальной, региональной истории с историей Отечества, помогает придать полученным учащимся историческим знаниям конкретность и персонифицированность.  Учащиеся  знакомятся с историей прежде всего через события, происходившие в знакомых им местах. Поэтому краеведение в школе позволяет реализовать ключевую идею о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России (слайд 11)

Урок (история, краеведение) «Война в Арктике» (11 В) (слайды 12-21)
Форма: проектно-исследовательский конкурс.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал на столы, проигрыватель.
Цель: образовательная (формировать представление об основных сражениях Великой Отечественной войны у нас на Севере и историческом вкладе населения нашей области в копилку победы); 
воспитательная (показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий; учить работать в группах, осуществить совместную учебно-творческую деятельность по составлению, анализу и систематизации исторических фактов);
развивающая (развивать логическое мышление, расширять кругозор, развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру).
Подготовительный этап – экскурсия в музей БВМБ (Беломорской Военно-Морской базы)
Распределение учащихся на творческие группы, определение тематики выступлений, подготовка материала для мини-презентаций, составление общей итоговой презентации.
Контроль знаний учащихся:
  • Соотнести имя человека и факт его биографии из истории Великой Отечественной войны на Севере.
  • Составить хронологическое «Домино».
  • Историческое «Лото» (по вариантам)
  • Логические задания.

Урок «Война в Арктике» был опубликован в газете «История № 8, 2010 г.

Урок (история, краеведение) «Путешествие по Русскому Северу XVIIвека» (6 А) (слайды 22-23)
Форма: тип ретроспективной игры – маршрутная игра или воображаемое путешествие. Маршрутная игра – это особая форма урока, когда учащиеся переносятся в прошлое и «путешествуют» по нему в определённой пространственной среде (В 1627 г. в Москве было составлено замечательное географическое описание Русского государства— “Книга Большому Чертежу”, в котором значительное место заняла “Роспись поморским рекам берегу Ледовитого океана”. Безвестные русские географы и топографы XVI-XVII в.в. совершили научный подвиг—ими было подробно описано всё морское побережье страны от границ с Норвегией до устья Оби. Пройдём и мы частичку этого пути по близлежащей к нам земле:
  • Гидроним Белое море
  • Унская Губа, река Луда, поселение Уна и Луда
  • Пертоминский монастырь
  • Нёнокса и солеварение
  • Река Солза, Кудьмозеро
  • Остров Ягры
  • Цигломень)

При этом учащиеся чётко определяют географические контуры изучаемой исторической действительности. Они намечают собственный маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы с людьми прошлого, которые им «попадаются» в путешествии.

Оборудование: мультимедийный проектор, маршрутные листы, контурные карты.

Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени):  (слайды №№ 24, 29, 34, 39, 43)

Уровни интеграции

Характеристика

Пример проведённого урока, мероприятия

1 Тематическая 2-3 учебных предмета раскрывают одну тему. Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным. Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну фараонов» (5 А)
2 Проблемная Одну проблему решают учащиеся возможностями разных учебных предметов. Внеклассное мероприятие (история, обществознание, литература) «Из истории наград в России: прошлое и настоящее» (10 А, 10 В)
Уроки экономики с использованием МО Excel «Закон Энгеля», «Кривая Лоренца»
3 Концептуальная Концепция рассматривается различными учебными дисциплинами в совокупности всех их средств и методов. Урок истории, литературы «Герои «Грозы 1812 года» в истории и на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (10 Б)
Урок обществознания, права, краеведения, политологии  «Выборы в отдельно взятом городе» (11 А, 11 В)
4 Теоретическая Философское взаимопро-никновение различных теорий. Урок обществознания, биологии «Жизнь в мифологической, философ-ской и научной картинах мира» (10 А, 11 В)
5 Диалектический Предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину. Урок обществознания, биологии, экономики «Генетика через призму истории и диалектики» (11Г)
Урок обществознания, истории, экономики «Законы диалектики» (10 В)

Урок «Путешествие в страну фараонов» (5 А) (слайды 25-27)

Форма: викторина и театрализованное представление.

Оборудование: мультимедийный проектор, проигрыватель, рисунки, поделки.

Цель урока:

  • Активизировать знания учащихся по истории и мифологии Древнего Египта
  • Применить знания на практике (подготовка ответов на вопросы викторины)
  • Развивать артистические навыки учащихся, воспитывать коммуникабельность, коллективизм.

Урок строился как путешествие девочки-пятиклассницы Симы в Древний Египет, там её звали Амис (царство кривых зеркал). В рамках единого театрального действа были поставлены мини-инсценировки: Шампольон и Розеттский камень, отряд воинов Тутмоса III, возвращающиеся из похода, Картер и открытие гробницы Тутанхамона. Путешествие красноречивого поселянина Хэвинанупа.

Урок «Средневековый эрудит и «Орлеанская дева»» (6 А) (слайд 28)

Форма: эрудит и театрализованное представление «Орлеанская дева»

Оборудование: мультимедийный проектор.

Цель урока:

  • активизировать и закрепить знания учащихся по истории средних веков;
  •  способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде.
  • вызвать симпатию к героине французского народа Жанне д’Арк, на её примере показать, что значит быть патриотом (драма Шиллера «Ордеанская дева», к\ф «Жанна д’Арк» с Милой Йовович)

«Средневековый эрудит» был опубликован в газете «История» № 10, 2010 г.

Урок (экономика, математика) «Статистическое исследование результатов принципа абсолютного и сравнительного преимущества в международной торговле» (10 Г)  (слайды 30-33)

Форма: исследование.

Цель: систематизировать знания учащихся на понимание разницы между абсолютным и сравнительным преимуществом через решение задач о выгодности международной торговли как фактора эквивалентного экономическому росту; провести статистическое исследование роста внутреннего потребления товаров как результата сравнительного преимущества, используемого в международной торговле.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (тесты по экономике, устные задачи по математике на повторение изученного материала), плакаты с эпиграфами урока.

Архипелаг Экономика состоит из 4-х островных стран: Эколандия, Экомания, Пиастрия, Вилландия. Учащиеся класса были разделены на две группы: экономистов и статистиков. Каждая группа получила своё задание, выполнив которое, должна была всё представить наглядно на компьютере.

Задачи для групп экономистов:

  • Составить матрицу альтернативных затрат стран: а)  по производству угля и стали; б) по выращиванию пшеницы и кукурузы.
  • Какая из стран обладает сравнительным преимуществом в производстве того или иного продукта?
  • Нарисовать КПВ стран.
  • Проанализировать возможность торговли между странами.
  • Представить таблично итоги анализа влияния специализации и внешней торговли на объёмы производства по странам.

Задачи для статистической группы:

  • Собрать данные и заполнить сводную таблицу.
  • Построить полигон частот роста внутреннего потребления стали и угля, кукурузы и пшеницы; товаров промышленных и сельскохозяйственных.
  • Провести сравнительный анализ результатов и сделать выводы.

Выводы, к которым пришли учащиеся  1 группы экономистов: размах прироста внутреннего потребления стали составляет 37%, угля – 62%. Значит внутренне потребление стали более стабильно. Мода для стали 50%. Моды для угля нет. Средний прирост стали составляет 44%, к нему близки Эколандия, Пиастрия, Вилландия. Средний прирост угля – 38%. Разброс от среднего в странах – большой. Можно прогнозировать развитие сталелитейной промышленности в этом регионе. Выводы, к которым пришли учащиеся  2 группы экономистов: размах прироста внутреннего потребления пшеницы 25%, кукурузы – 43%. Значит потребление пшеницы более стабильно. Моды нет. Средний прирост пшеницы 30%. К нему близки Экомания, Пиастрия, Вилландия. Средний прирост кукурузы 24 %. К нему близки Пиастрия и Эколандия. Можно рекомендовать выращивание пшеницы в этом регионе. Выводы статистической группы: Размах роста внутреннего потребления товароы промышленности составляет 44%., сельского хозяйства – 20%. Средний прирост товаров промышленности – 38%, сельского хозяйства – 31%. Можно прогнозировать развитие промышленности в данном экономическом регионе.

Урок (обществознание, право, краеведение, политология) «Выборы в отдельно взятом городе» (11 А, 11 В) (слайды 35-38)
Форма: информационный проект.
Адресат: учителя и учащиеся школы .
Цель: – путём проведения тестирования и анкетирования собрать статистический материал о состоянии начальной политической культуры в школе и микрорайоне школы;
  – проанализировать каким образом осуществляется реализация избирательного права жителями острова Ягры (на примере избирательного участка № 791)
  – формировать у учащихся умение самостоятельно определять задачи своей деятельности, отбирать наиболее значимый материал, уметь анализировать имеющуюся информацию и интерпретировать результаты своей деятельности.
Авторы: инициативная группа – 11В класс, рабочая группа – 11А и 11В, редакторская группа – 11А.
Итоговый продукт деятельности: творческая работа по значимой политологической теме с использованием собранного материала на открытом интегрированном уроке по обществознанию, праву, краеведению, политологии при изучении темы «Политическое участие».

Урок (обществознание, биология) «Жизнь в мифологической, философской и научной картинах мира» (10 А, 11 В) (слайды 40-42)

Форма: проблемный урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, таблицы, презентация.

Цель: показать диалектический характер  процесса познания через рассмотрение понятия жизни  в мифологической, философской, научной картинах мира.

Подготовительный этап: групповая работа дома по теме «Мифологические сюжеты о происхождение жизни у разных народов» (Древний Египет, Древняя Индия, Славянская мифология, карело-финский эпос «Калевала»)

На уроке были рассмотрены вопросы:

  • Признаки живого.
  • Уровни организации живых систем.
  • Философское и мифологическое понимание жизни.
  • Понятие материи. Взаимосвязь материи, пространства и времени.
  • Анализ понятий «жизнь».
  • Гипотезы происхождения жизни на земле.

В ходе урока для проверки знаний учащихся были проведены две самостоятельные работы (по биологии и по обществознанию).

Урок (история, обществознания, экономика) «Законы диалектики» (10 В) (слайд 44)

Форма: проблемный урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.

Цель: раскрыть важнейшие принципы диалектики и сущность наиболее общих законов диалектики; показать их практическое значение для понимания и применения диалектики как научного метода познания.

Основные вопросы, рассмотренные на уроке:

  • Что такое диалектика. Принципы диалектики.
  • Понятие закона. Классификация законов.
  • Законы диалектики.

Интеграция – это не самоцель, а определённая система в моей работе. Свой результат интегрированного обучения вижу в том, что (слайды 45-49):

  • Знания становятся системными. Повышается уровень знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук.
  • Умения – обобщенными, способствующими комплексному применению знаний, их синтезу, что лежит в основе творческого подхода к научной и художественной деятельности человека в современных условиях.
  • В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиций ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
  • В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении произведений искусства (живописи, архитектуры, скульптуры, народного творчества), литературы; результатом становится сама творческая деятельность учащихся (их собственные рисунки, поделки, презентации), являющаяся отражением личностного  отношения к тем или иным явлениям и процессам.
  • В росте познавательного интереса учащихся, который проявляется в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
  • И самое главное – хочется работать и работать от души самому учителю.

Литература:

  1. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие. ТУ «Учитель». 2002.
  2. Сейсенский А.Е. «Родной край: страницы истории» ж. «Преподавание в школе» № 4, 1995 г. стр. 60.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.