Цели урока:
По 1-й линии развития (объяснять мир):
- закрепить знания о компонентах экосистемы;
- познакомиться с обитателями аквариума;
- научиться поддерживать экосистему аквариума.
По 2-й линии развития (отношение к миру):
- уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Оборудование:
- учебник А. А. Вахрушев «Обитатели Земли» 3 класс, издательство БАЛАСС, 2009;
- рабочая тетрадь к учебнику «Обитатели Земли».
Демонстрационный материал:
- презентация;
- иллюстрация аквариума;
- изображение аквариумных рыбок;
- название экосистем;
- карточки, слайды с различными экосистемами.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Начинаем мы урок,
Все ли слышали звонок?
Ждут открытия сегодня,
Каждого из вас,
И с любыми трудностями,
Справитесь вы, тот час!
Я нацеливаю всех
Только на успех!
- Здравствуйте ребята, надеюсь у вас хорошее настроение и можно начать урок. Что бы вы хотели пожелать друг другу? (Открыть что-то новое, помочь преодолеть трудности, чему – то научиться.) Я думаю, что у вас сегодня всё получится.
II. Актуализация знаний.
Цель: актуализировать представление об экосистемах.
Форма работы – фронтальная.
- Внимательно посмотрите на слайды и скажите, как можно одним словом назвать все эти картины природы (идёт презентация (см. Приложение 1, слайды: луг, болото, лес, поле, озеро). (Это всё экосистемы.)
- Значит, какое ключевое слово мы выделим на нашем сегодняшнем уроке? (Экосистема.)
- А что такое экосистема? (Содружество живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)
- Какие экосистемы вы знаете? (Экосистема леса, луга, болота, поля, озера.)
На доске названия экосистем:
- Экосистема – озера.
- Экосистема – болота.
- Экосистема – луга.
- Экосистема – леса.
- Экосистема – поля.
- А что значит сообщество живых организмов разных «профессий»? (Производители, потребители, разрушители.)
- Кто такие потребители? Производители? Разрушители?
- Я, наверное, ошиблась, у меня экосистемы распределены неравномерно. (Нет, экосистемы луга, озера, болота, леса - природные, а - поле искусственная экосистема.)
- Почему природные экосистемы именно так расположены? (Первые три экосистемы незамкнутые, и они могут превратиться в другую экосистему, а экосистема леса – замкнутая.)
Форма работы – групповая.
- А сейчас каждая группа получит карточку с изображением представителя той или экосистемы, вы должны назвать его, определить экосистему и прикрепить на доску к соответствующей экосистеме.
Задания:
- Сапожник не сапожник,
Портной не портной,
Во рту держит щетину,
В руках – ножницы. (Рак, экосистема озера.) - Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Шмель, экосистема луга.) - Посадили зернышко –
Вырастили солнышко. (Подсолнух, экосистема поля.) - Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб, экосистема леса.) - Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива.
Емеле помогала, слова волшебные сказала. (Щука, экосистема озера.) - Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка, экосистема леса.) - Растение, которое можно использовать в высушенном виде вместо бинтов и ваты. (Мох-сфагнум, экосистема болота.)
- Эти рыбки – рыбки-крошки,
Называются – гу ... (ппешки).
- Что вас смущает?
- К какой из известных экосистем можно отнести этих представителей? (К экосистеме озера, ведь рыбы живут в водоёмах.)
- Но дело в том, что эти рыбки могут жить только в искусственных условиях, значит можем мы их поместить в озеро? (Нет, это природная экосистема.)
- Так давайте попытаемся гуппи создать искусственные условия, например, дома.
- Сможем мы в домашних условиях создать новую экосистему? (Да, аквариум.)
- И как же будет звучать тема нашего урока? (Аквариум – маленькая искусственная экосистема.)
- Откройте учебники на странице 74 и прочитайте диалог между Леной и Мишей. (Читают)
III. Создание проблемной ситуации.
Цель: выявить и зафиксировать проблему.
Форма работы – фронтальная.
- Какая возникла проблема? (У Лены в аквариуме погибают рыбки.)
- Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать? (Забыла поместить растения.)
- Что выделяют растения? (Кислород, необходимый обитателям аквариума.)
- Давайте с вами постараемся доказать, что аквариум – экосистема и познакомимся с её обитателями.
IV. Поиск решения проблемы.
Цель: доказать, что аквариум – искусственная экосистема.
Форма работы – фронтальная и индивидуальная.
Откройте тетради, сейчас мы с вами будем знакомиться с представителями аквариумов.
- Перед нами аквариум (на доске макет).
- С чего мы начнём? Читаем на стр. 75 (читают самостоятельно).
- Какие растения мы поместим в наш аквариум? (Эхинодорус, валлиснерию, элодею.)
- Подпишите в тетради – задание 1 (учитель прикрепляет карточки с растениями на макет).
- Главными обитателями аквариумов являются рыбы. Прочитайте, как их называют? (Дети читают.)
- С какими обитателями познакомились? (Гуппи и меченосцы.)
Физкультурная минутка.
Поиграем мы сейчас,
Кто внимательный из вас!
Если вы услышите представителей экосистемы аквариума – хлопните в ладоши, представителей экосистемы леса – руки вытянете вперёд. Исходное положение руки на поясе.
Гуппи, кукушка, эхинодорус, ландыш, лиса, валлиснерия, меченосец, сосна, элодея, волк, гуппи, ёж.
- А сейчас подпишите названия рыб в тетрадях (учитель прикрепляет карточки к макету).
- Ещё раз назовите этих представителей. (Гуппи и меченосцы.)
- А знаете ли вы откуда меченосцы взяли своё название?
- Сейчас узнаете, услышав сообщение. (Сообщения детей, после ответа ученик анализирует свой ответ по таблице «Самооценка» и ставит отметку, см. Приложение 2.)
- И ещё хотелось бы назвать одну представительницу экосистемы аквариума – скалярию. (Сообщения детей, после ответа ученик анализирует свой ответ по таблице «Самооценка» и ставит отметку, см. Приложение 2.)
- Подпишите это название, а я помещу эту представительницу в наш аквариум.
- Посмотрите внимательно на наш аквариум, представители всех профессий здесь присутствуют? (Нет, не хватает мусорщиков.)
- Верно, а теперь прочитайте на стр. 76 кто исполняет роль мусорщиков. (Сомики.)
- Подпишите в тетрадях (учитель прикрепляет карточку на макет).
- И ещё одна из представителей аквариума – улитка – катушка. Прочитайте.
- Что интересного вы о ней узнали? Подпишите в тетрадях её название.
(Может быть сообщение, см. Приложение 2.)
V. Рефлексия деятельности.
Цель: оценить собственную деятельность на уроке.
- Давайте подведём итог. С какой экосистемой познакомились? Докажите, что это экосистема. Какая это экосистема? Кто поддерживает её существование?
Откройте дневники, оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружков: синий – я доволен своими ответами, многое узнал, открыл для себя что-то новое; зелёный – у меня не всё получилось, но в целом, я собой доволен; красный – у меня ничего не получилось, я ничего для себя не открыл.
Ребята, конечно, если вы всерьёз захотите заняться разведением рыб и создать свой аквариум тех знаний, которые вы получили на уроке, будет недостаточно. Вам придётся прочитать много дополнительной литературы, много интересных советов вы найдёте в интернете, не забывайте о том, что рыбки требуют очень тщательного ухода, терпения, любви, как и ваши домашние животные. Помните, мы с вами в ответе за тех, кого приручаем.
VI. Домашнее задание.
Нарисуйте экосистему аквариума и расскажите о её обитателях.