Урок по окружающему миру по теме "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

По 1-й линии развития (объяснять мир):

  • закрепить знания о компонентах экосистемы;
  • познакомиться с обитателями аквариума;
  • научиться поддерживать экосистему аквариума.

По 2-й линии развития (отношение к миру):

  • уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование:

  • учебник А. А. Вахрушев «Обитатели Земли» 3 класс, издательство БАЛАСС, 2009;
  • рабочая тетрадь к учебнику «Обитатели Земли».

Демонстрационный материал:

  • презентация;
  • иллюстрация аквариума;
  • изображение аквариумных рыбок;
  • название экосистем;
  • карточки, слайды с различными экосистемами.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Начинаем мы урок,
Все ли слышали звонок?
Ждут открытия сегодня,
Каждого из вас,
И с любыми трудностями,
Справитесь вы, тот час!
Я нацеливаю всех
Только на успех!

- Здравствуйте ребята, надеюсь у вас хорошее настроение и можно начать урок. Что бы вы хотели пожелать друг другу? (Открыть что-то новое, помочь преодолеть трудности, чему – то научиться.) Я думаю, что у вас сегодня всё получится.

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать представление об экосистемах.

Форма работы – фронтальная.

- Внимательно посмотрите на слайды и скажите, как можно одним словом назвать все эти картины природы (идёт презентация (см. Приложение 1, слайды: луг, болото, лес, поле, озеро). (Это всё экосистемы.)

- Значит, какое ключевое слово мы выделим на нашем сегодняшнем уроке? (Экосистема.)

- А что такое экосистема? (Содружество живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

- Какие экосистемы вы знаете? (Экосистема леса, луга, болота, поля, озера.)

На доске названия экосистем:

  • Экосистема – озера.
  • Экосистема – болота.
  • Экосистема – луга.
  • Экосистема – леса.
  • Экосистема – поля.

- А что значит сообщество живых организмов разных «профессий»? (Производители, потребители, разрушители.)

- Кто такие потребители? Производители? Разрушители?

- Я, наверное, ошиблась, у меня экосистемы распределены неравномерно. (Нет, экосистемы луга, озера, болота, леса - природные, а - поле искусственная экосистема.)

- Почему природные экосистемы именно так расположены? (Первые три экосистемы незамкнутые, и они могут превратиться в другую экосистему, а экосистема леса – замкнутая.)

Форма работы – групповая.

- А сейчас каждая группа получит карточку с изображением представителя той или экосистемы, вы должны назвать его, определить экосистему и прикрепить на доску к соответствующей экосистеме.

Задания:

  1. Сапожник не сапожник,
    Портной не портной,
    Во рту держит щетину,
    В руках – ножницы. (Рак, экосистема озера.)
  2. Не жужжу, когда сижу,
    Не жужжу, когда хожу,
    Не жужжу, когда тружусь,
    А жужжу, когда кружусь. (Шмель, экосистема луга.)
  3. Посадили зернышко –
    Вырастили солнышко. (Подсолнух, экосистема поля.)
  4. Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок –
    Ничего, что плод мой мелок. (Дуб, экосистема леса.)
  5. Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива.
    Емеле помогала, слова волшебные сказала. (Щука, экосистема озера.)
  6. Кто с высоких темных сосен
    В ребятишек шишку бросил?
    И в кусты через пенек
    Промелькнул, как огонек? (Белка, экосистема леса.)
  7. Растение, которое можно использовать в высушенном виде вместо бинтов и ваты. (Мох-сфагнум, экосистема болота.)
  8. Эти рыбки – рыбки-крошки,
    Называются – гу ... (ппешки).

- Что вас смущает?

- К какой из известных экосистем можно отнести этих представителей? (К экосистеме озера, ведь рыбы живут в водоёмах.)

- Но дело в том, что эти рыбки могут жить только в искусственных условиях, значит можем мы их поместить в озеро? (Нет, это природная экосистема.)

- Так давайте попытаемся гуппи создать искусственные условия, например, дома.

- Сможем мы в домашних условиях создать новую экосистему? (Да, аквариум.)

- И как же будет звучать тема нашего урока? (Аквариум – маленькая искусственная экосистема.)

- Откройте учебники на странице 74 и прочитайте диалог между Леной и Мишей. (Читают)

III. Создание проблемной ситуации.

Цель: выявить и зафиксировать проблему.

Форма работы – фронтальная.

- Какая возникла проблема? (У Лены в аквариуме погибают рыбки.)

- Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать? (Забыла поместить растения.)

- Что выделяют растения? (Кислород, необходимый обитателям аквариума.)

- Давайте с вами постараемся доказать, что аквариум – экосистема и познакомимся с её обитателями.

IV. Поиск решения проблемы.

Цель: доказать, что аквариум – искусственная экосистема.

Форма работы – фронтальная и индивидуальная.

Откройте тетради, сейчас мы с вами будем знакомиться с представителями аквариумов.

- Перед нами аквариум (на доске макет).

- С чего мы начнём? Читаем на стр. 75 (читают самостоятельно).

- Какие растения мы поместим в наш аквариум? (Эхинодорус, валлиснерию, элодею.)

- Подпишите в тетради – задание 1 (учитель прикрепляет карточки с растениями на макет).

- Главными обитателями аквариумов являются рыбы. Прочитайте, как их называют? (Дети читают.)

- С какими обитателями познакомились? (Гуппи и меченосцы.)

Физкультурная минутка.

Поиграем мы сейчас,
Кто внимательный из вас!

Если вы услышите представителей экосистемы аквариума – хлопните в ладоши, представителей экосистемы леса – руки вытянете вперёд. Исходное положение руки на поясе.

Гуппи, кукушка, эхинодорус, ландыш, лиса, валлиснерия, меченосец, сосна, элодея, волк, гуппи, ёж.

- А сейчас подпишите названия рыб в тетрадях (учитель прикрепляет карточки к макету).

- Ещё раз назовите этих представителей. (Гуппи и меченосцы.)

- А знаете ли вы откуда меченосцы взяли своё название?

- Сейчас узнаете, услышав сообщение. (Сообщения детей, после ответа ученик анализирует свой ответ по таблице «Самооценка» и ставит отметку, см. Приложение 2.)

- И ещё хотелось бы назвать одну представительницу экосистемы аквариума – скалярию. (Сообщения детей, после ответа ученик анализирует свой ответ по таблице «Самооценка» и ставит отметку, см. Приложение 2.)

- Подпишите это название, а я помещу эту представительницу в наш аквариум.

- Посмотрите внимательно на наш аквариум, представители всех профессий здесь присутствуют? (Нет, не хватает мусорщиков.)

- Верно, а теперь прочитайте на стр. 76 кто исполняет роль мусорщиков. (Сомики.)

- Подпишите в тетрадях (учитель прикрепляет карточку на макет).

- И ещё одна из представителей аквариума – улитка – катушка. Прочитайте.

- Что интересного вы о ней узнали? Подпишите в тетрадях её название.

(Может быть сообщение, см. Приложение 2.)

V. Рефлексия деятельности.

Цель: оценить собственную деятельность на уроке.

- Давайте подведём итог. С какой экосистемой познакомились? Докажите, что это экосистема. Какая это экосистема? Кто поддерживает её существование?

Откройте дневники, оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружков: синий – я доволен своими ответами, многое узнал, открыл для себя что-то новое; зелёный – у меня не всё получилось, но в целом, я собой доволен; красный – у меня ничего не получилось, я ничего для себя не открыл.

Ребята, конечно, если вы всерьёз захотите заняться разведением рыб и создать свой аквариум тех знаний, которые вы получили на уроке, будет недостаточно. Вам придётся прочитать много дополнительной литературы, много интересных советов вы найдёте в интернете, не забывайте о том, что рыбки требуют очень тщательного ухода, терпения, любви, как и ваши домашние животные. Помните, мы с вами в ответе за тех, кого приручаем.

VI. Домашнее задание.

Нарисуйте экосистему аквариума и расскажите о её обитателях.