Цель урока для учащихся: дать физико-географическую характеристику Канады по типовому плану на русском и английском языках.
Цель урока для учителя:
- Организовать работу учащихся на уроке большей частью через их самостоятельную деятельность.
- Продолжить работу над формированием ОУУН: активизировать работу по преобразованию полученной информации, разнообразить работу с текстами; показать положительные моменты интегрированных уроков.
- Продолжить работу над монологической речью учащихся.
Ход урока
1. Организационный этап.
Гео. вопрос: На государственном флаге этой страны изображен кленовый лист. Как называется эта страна? Почему на флаге это изображение?
Вступление через фотографии журнала ГЕО №10 – 2004 стр. 102.
Англ. Цель урока для учащихся на английском языке.
Гео. Цель урока для учащихся на русском языке.
Гео. С помощью учащихся записываем на доске план характеристики страны:
- ФГП.
- Рельеф и полезные ископаемые.
- Климат.
- Внутренние воды.
- Природные зоны и их основные особенности.
- Население. Основные занятия.
2. Изучение нового материала.
2.1. ФГП Канады.
Гео. работа с картами атласа. Один учащийся у карты: дать характеристику ФГП страны.
Англ. Характеристика ФГП на английском языке (говорение).
2.2. Рельеф и полезные ископаемые Канады.
Англ. Работа с текстом на английском языке (перевод). Учащиеся должны проверить правильность выполнения у себя в тетрадях, после прослушивания ответа на рус. языке.
Гео. С показом фотографий Скалистых гор 1 учащийся дает характеристику рельефа.
- Рельеф разнообразный.
- Западную часть страны занимают горы Кордильеры. Они достигают высоты 6 км. На вершинах лежат снега и ледники.
- Восточную часть занимают холмистые равнины.
- Есть формы рельефа, которые сформировались под влиянием ледника: гряды, котловины озер, валуны.
- Канада богата п.и. Особенно велики запасы руды, золота, платины. Разведаны месторождения нефти и газа.
2.3. Климатические условия страны.
Гео. Чтобы рассмотреть красоту гор и равнин необходимо знать и климатические условия страны, правильно подобрать одежду для поездки.
Англ. Каждому учащемуся раздаются дифференцированные задания для перевода текста по климату страны.
Гео. Зачитать текст на английском языке и перевод на русском. Опрос учащихся по разным уровням.
Слабый уровень. На севере страны климат холодный. К югу становится теплее. Сильные ветра, метели, морозы бывают в холодном поясе. Осадки в виде дождя и снега. Бывает полярная ночь.
Средний уровень. Климат разнообразный. Канада находится в арктическом, субарктическом, умеренном климатических поясах. Температура изменяется с севера на юг: летом от 0 до +18 градусов, зимой от -30 до -14 градусов. Осадки на севере менее 100мм. Увеличиваются к югу до 500 мм.
Высокий уровень. Различия в климате можно объяснить следующими факторами:
1 фактор – географическая широта ( аркт., субаркт., умерен. пояс). 2 фактор – влияние СЛО, глубоко вдается в сушу холодный Гудзонов зал. 3 фактор – рельеф (Кордильеры не пропускают ВМ с ТО). 4 фактор – течения (холодное Лабрадорское)
2.4. Внутренние воды.
Гео. Вопрос. На какие особенности рек влияет климат?
Показать фотографии из журнала ГЕО №6 – 2005 стр. 118, №10 – 2004 стр. 102,107,114. Просмотр фрагмента видеофильма «Канада».
Работа в парах: раздать тексты на парты.
1 вариант должен найти факты, которые характеризуют внутренние воды Канады.
2 вариант должен определить следствия из каждого факта.
Далее учащиеся должны соединить их между собой.
Англ. Проверка задания. Зачитывают по очереди, остальные определяют правильность ответа.
Факты | События |
1. По территории протекает р. Маккензи. Это равнинная река. | У нее спокойное течение, широкая долина. |
2. Маккензи в верхнем течении горная река. | На ней можно встретить пороги и водопады. |
3. Р. Макензи берет начало в Скалистых горах. | Питание реки преимущественно снеговое и ледниковое. |
4. Режим реки снеговой. | Зимой уровень воды низкий, поздней весной паводок. |
5. Постоянно мерзлая земля не впитывает в себя воду. | Долина реки сильно заболочена. |
6. Свидетельства оледенения, обилие стоячей воды. | Большое количество озер. |
2.5. Природные зоны.
Гео. Вспомнить материал прошлого урока: назвать ПЗ, типичных представителей флоры и фауны.
Англ. Национальные парки Канады.
2.6. Население.
Гео. Это будет творческое домашнее задание.
На листах формата А4 сделайте рисунки о населении Канады, его занятиях, надписи сделать на англ. языке. Вы заработаете 2 оценки, по двум предметам.
3. Итоги урока.
Гео. Вопрос. Что бы вы посмотрели в Канаде, если отправитесь туда путешествовать?
Англ. Мнение учащихся по уроку.