Воспитание экологической культуры посредством краеведческого подхода

Разделы: Биология, География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


В последнее время мир вступил в эпоху прогрессирующего ухудшения состояния окружающей среды. Природа из фона исторических событий превращается в действующий персонаж человеческой трагедии. Кризисная экологическая ситуация обусловлена, в большей степени, отсутствием ответственного отношения перед будущими поколениями за состояние природной окружающей среды. У подрастающего поколения, как и у населения в целом, в общественном сознании бытует невежество, жестокость, потребительский подход к природе; низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды окружающей человека непосредственно.

Человеку следует напомнить, что род людской всего лишь один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы, и все развитие человечества подчинено тем же общим законам, которым следует и все остальное живое вещество. Окружающая среда – это наш единственный дом, в котором мы можем жить. И мы должны знать, как этот дом обустроить.

Поэтому экологическая культура должна стать ведущим компонентом общей культуры человека и новым способом соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания через:

  • обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека и социоприродной среды;
  • формирование ответственного отношения к природе;
  • осознание и утверждение приоритета всех форм жизни;
  • обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей, творческих способностей.

В содержании экологического образования различают два вида компонентов: формирование у школьников мировоззренческих и нравственных основ; формирование конкретных экологических знаний и умений.

В такой связи компонентов выделяют: однопредметную модель, предполагающую изучение экологии как самостоятельного предмета; многопредметную, предполагающую глубокую экологизацию содержания традиционных учебных предметов; смешанную с учетом особенностей традиционных учебных предметов (экологизацией их), и целостно в самостоятельных интегрированных курсах экологии. Смешанная модель имеет выраженную практическую направленность и признана наиболее перспективной и эффективной.

Система деятельности по экологическому воспитанию строится на основе положений смешанной модели:

- содержание экологического образования раскрывается во взаимодействии всех школьных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных;

- во всех учебных дисциплинах анализируется система “природа - общество - человек”, демонстрируются пути гармонизации взаимодействия элементов этой системы.

Использование такой модели обучения имеет ряд положительных моментов: не требует переработки основного учебного плана; создает целостность представления о взаимосвязях природы и человека; способствует переносу навыков обучения и решения экологических проблем на другие предметы учебного плана.

В содержании предмета биологии в большей степени, чем в других дисциплинах, представлен эколого–познавательный аспект. В школьном курсе географии приоритетное значение отводится вопросам сохранения и оздоровления окружающей человека среды, рационального природопользования. Учебный предмет физика включает в себя такие аспекты, как: формирование представлений о многообразии и системности мира, о познании мира человеком и влиянии деятельности человека на окружающую природную среду в процессе практического использования достижений науки и техники. Учебная дисциплина история позволяет познавать объективные законы взаимодействия человеческого общества и окружающей среды на разных стадиях общественной эволюции.

Реализуемая модель экологического воспитания дополняется организацией внеклассных и внеурочных дел по освоению целостного содержания экологической деятельности человека через содружество, сотрудничество систем школьного и дополнительного образования.

Основные направления учебно-воспитательной деятельности:

1. Учебно-исследовательская деятельность:

  • организация и проведение экопрактикума
  • выполнение проектных заданий
  • эколого-краеведческие экспедиции.

2. Природоохранная работа экологические акции:

  • посадка зеленых насаждений
  • выращивание рассады
  • подкормка птиц
  • изготовление гнездовий
  • уход за растениями
  • экологические субботники.

3. Учебно-просветительская работа:

  • защита экопроектов
  • отчетов о проведенных исследованиях
  • общественный смотр достижений школьников
  • конкурс рисунков, плакатов, листовок
  • конкурс экологических сказок, стихов
  • школьный экологический театр
  • пропаганда экологических знаний среди населения микрорайона школы.

Реализация основных направлений учебно-воспитательной работы осуществляется через организацию и проведение экологической коллективной творческой деятельности в различных формах. Все направления учебно-воспитательной деятельности реализуется через коллективные творческие дела.

Этапы подготовки и проведения коллективного творческого дела: предварительная подготовка предстоящего экологического коллективного творческого дела в системе экологического воспитания, определение его целей, задач, возможных участников. Ознакомление учащихся с полезными перспективами дела. Коллективное планирование. Обсуждение вопросов: где? когда? с кем вместе? для кого? для чего провести дело? Составление плана, распределение поручений. Коллективная подготовка КТД по творческим группам. Проведение КТД. Главное – укрепить бодрость, радость совместного творчества, вызвать стремление улучшить и сохранить окружающую природу. Коллективная оценка КТД. Обсуждение, рассмотрение вопросов: Что удалось? Почему? Что не получилось? Почему? (можно провести анкетирование). Ближайшее последействие КТД (встречи, выставки, праздники).

Мы постоянно сталкиваемся с объединением людей, участники которых кооперируются для достижения общих целей. Группа анализирует успешность своей деятельности. Это создает предпосылки для последовательного продвижения вперед, повышения качества работы, служит дополнительным фактором успешного освоения средств учебной деятельности. Коллективную работу можно наблюдать на уроках географии и биологии в классах среднего и старшего звена. В экологическом сборнике представлены разработки уроков и внеклассных мероприятий <Приложение 1>:

  • экологический праздник “День Земли”.
  • Урок-практикум по географии Свердловской области.
  • Урок-практикум по окрестностям родного города: “Географические и социальные предпосылки к возникновению экологических ситуаций в городе Нижний Тагил Свердловской области”.

При составлении и проведении данных разработок использовался принцип краеведения. Краеведческий принцип обучения создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению Н.Н. Баранского, могут “увидеть мир в капле воды”.

Главное назначение краеведческого принципа, положенного в основу методического сборника и презентации состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать природную действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий полученных в реальных представлениях, составляющих основу науки. Благодаря этому устраняется абстрактность понятий и механическое их усвоение.

Добывая ресурсы, изготавливая предметы потребления и продукты, создавая города и сеть дорог, люди всегда решали конкретную практическую задачу. И при этом зачастую не думали об экологических последствиях, о побочных явлениях.

К статье и экологическому сборнику прилагается презентация, которая отражает основную мысль работы устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор (причина) — изменения в окружающей среде (последствия) — реакции биологической системы (результат). Также представлен детский сборник “Космические сказки” <Приложение 2>. Данная работа была выполнена учащимися 5-х классов специально для экологической акции “Зеленая волна”. Представленные материалы используются на уроках географии и биологии в рамках праздника “День Земли”.