Обоснование актуальности программы.
«Человек становится человеком благодаря человеческой общности … не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другими, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый – под многосторонними влияниями друг друга, непрестанно реагируя на эти влияния».
Натороп П.Н.
На социализацию ребёнка влияют:
- Семья (родители, братья и сёстры, родственники);
- Группы сверстников;
- Микросоциум (соседи …);
- Организации (детский сад, школа, профессиональные, общественные).
Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, то есть тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.
Актуальность данной программы обусловлена значительными преобразованиями системы образования и воспитания, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников.
Социальный портрет современной семьи в стране характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:
- Ухудшаются социально-бытовые и экономические условия жизни семьи;
- Семья испытывает значительные трудности в трудоустройстве, обеспечении жильём;
- Наблюдается недостаток общей культуры и образования родителей;
- Неуклонно снижается морально-нравственный уровень семейных людей и молодёжи.
В связи с этим утрачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом, это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по воспитанию детей и социальная динамика современной семьи характеризуется увеличением деструктивных семей, дезадаптированных детей.
Данные социально-психологической службы МОУ свидетельствуют об увеличении числа неполных и опекунских семей, ухудшении материального положения полных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.
Работа педагогического коллектива школы показывает, что в своей практической деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники. На протяжении всех лет в школе идут поиски активных форм сотрудничества с семьёй и местным социумом. Сегодня назрел вопрос о разработке и создании общешкольной программы «Создание благоприятных условий для успешного обучения и воспитания школьников через модернизацию работы социально-психолого-педагогической службы».
Паспорт программы | |
Наименование программы | «Создание благоприятных условий для успешного обучения и воспитания школьников через модернизацию работы социально-психоло-педагогической службы» |
Нормативно-правовые основания для разработки программы | Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г., Указ президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г. №712, Устав МОУ Изыхская СОШ, Решение МО классных руководителей от 15.10.2007 г., Решение Методического Совета от 19.10.2007 г. об утверждении программы |
Разработчик программы | МОУ Изыхская СОШ: Сергиенко М.А. – социальный пед. |
Проблемы | 1. Отсутствие школьной мотивации. 2. Несформированность навыков публичного выступления на уровне района, республики. 3. Ежегодное уменьшение кол-ва детей со средним уровнем общеучебных навыков. 4. Повышение уровня тревожности у учащихся старших классов. 5. Высокий уровень курящих школьников. 6. Отсутствие достаточного кол-ва спортивных секций. 7. Отсутствие транспорта. 8. Повышение агрессивности и гиперактивности у учащихся старших классов. 9. Низкая посещаемость родительских собраний. 10. Снижение общей культуры общения у родителей детей группы риска. 11. Недостаточность взаимодействия семьи и школы, в связи с перекладыванием функций воспитания на школу. 12. Недостаточная скоординированность работы школы с сельским клубом, сельской библиотекой и администрацией села. |
Глобальная проблема | Недостаточная скоординированность работы школы с родителями и местным социумом для создания благоприятных условий успешного развития личности. |
Цельпрограммы | Социальная адаптация: (активное приспособление учащихся к новым условиям обучения и среды, в которой они живут). Социальная автономизация личности: (реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе и самооценка). Социальная активность: (реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений учащегося). Повышение воспитательного потенциала семьи при активном взаимодействии семьи, школы и местного социума в образовательном пространстве. |
Задачи | 1. Организовать работу НОУ, конкурса ораторского мастерства. Внедрить в работу метод проектов, тренинги выступления на аудиторию, агитбригады, театрализацию. Пересмотреть работу учителя начальной школы (формы работы учителя на уроке). 2. Производить раннюю диагностику, выявлять учащихся с пониженным уровнем школьной мотивации. Оптимизировать учебную и воспитательную работу школы. 3. Активизировать работу органов самоуправления школьников через актив и современные методы работы. 4. Улучшить взаимодействие школы с сотрудниками РОВД (участковый, инспекторы ИДН, ГИБДД и т.д.). Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних борьба за их физическое и духовное здоровье. 5. Приобрести транспорт для организации походов, экскурсий, поисковой деятельности, туризма. 6. Рационализировать досуговую деятельность школьников. 7. Повысить взаимодействие педагогов и родителей, вовлечь их в воспитательный и образовательный процесс. 8. Скоординировать работу школы с администрацией села, сельским клубом и сельской библиотекой. |
Объект | Программа предусматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это значит, что целенаправленное влияние на учащихся и их родителей предполагает их активную позицию. Важным здесь является социальное самоопределение, которое зависит от двух важнейших условий: 1. Включение учащихся в реальные социальные отношения. 2. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия. 3. Семейное воспитание. |
Предмет | Образовательные связи и комплексное взаимодействие школа – семья – социум. |
Прогнозируемый результат | 1. Осознание детьми системы общественных ценностей и развитие своих способностей и умений. 2. Овладение способами взаимодействия с людьми, развитие и (или) корректировка у подростков личностных качеств и их использование в процессе общения, взаимодействия в коллективе. 3. Овладение приёмами рефлексии и элементами самопознания. 4. Определение подростками себя в актуальной жизни, определение своих перспектив. 5. Выработка активной жизненной позиции, ответственного поведения и умения сопротивляться негативным социальным влияниям. 6. Участие родителей в школьной жизни детей. 7. Целенаправленная и совместная деятельность социума в рамках реализации программы социализации школьников. |
Сроки реализации | Сентябрь 2007 г. – май 2010 г. |
Условия реализации программы: | |
1. Педагогическое обеспечение: | Педагоги, психолог, социальный педагог, медик, администрация школы. Максимальное включение детей в различные формы деятельности. Участие детей во всех делах строго добровольно. Возрастной подход к разработке занятий. Систематическая корректировка проекта программы отностительно практического развития событий. |
2. Научно-методическое обеспечение: | Наличие банка современных форм и методов работы с семьёй. Учебно-методическая литература по проблемам реализации программы. Нормативно-правовая документация. Оформление тематических папок: «В помощь кл. руководителю по работе с семьёй», «Работа с асоциальной семьёй», «Интерактивные формы и методы работы, обобщение опыта по работе с семьёй». Повышение квалификации (курсовая переподготовка, психолого-педагогические семинары). |
3. Мотивационное: | Организация семинаров, дискуссий, круглых столов по вопросам реализации программы; Обмен опытом (достижениями, неудачами); Система поощрений участников реализации программы. |
4. Организационное: | Распределение функциональных обязанностей между всеми участниками реализации программы; При необходимости – привлечение новых структур и субъектов управления. |
5. Диагностическое: | Выявление основных проблем в воспитании, обучении и развитии личности ребёнка. (анкетирование, тестирование). |
6. Правовое: | Решение МО классных руководителей от 15.10.2007 г., Методического Совета от 19.10.2007 г. об утверждении программы социализации школьников в современных условиях обучения. Устав, Положения МОУ Изыхская СОШ, регулирующие и регламентирующие деятельность всех участников реализации программы. |
7. Финансовое: | Приобретение методической литературы – 8000 руб. Стимулирование и поощрение участников реализации программы – 10000 рублей. Организация экскурсий, походов, поисковой деятельности – 15000 рублей. |
Направления реализации программы:
Начальные классы:
- Я – ученик! (школа. Правила школьника, вещи для школы, режим дня).
- Мой класс. (грубые слова, школьные конфликты, день рождения).
- Я, ты, он, она - вместе дружная страна.
Средние классы:
- Будешь друг, да не вдруг (взаимоотношения с одноклассниками).
- Мыслю, следовательно существую. (взаимоотношения со взрослыми).
- Цель имеешь – путь найдёшь. (своя учёба).
- 4. Активизация процесса самопознания, самовоспитания и саморазвития. (развитие чувства собственного достоинства). Формирование развитой Я – концепции у подростков.
Старшие классы:
- Помочь учащимся осмыслить свой собственный статус, связанные с ним роли в обществе.
- Развивать и реализовывать коммуникативные способности учащихся.
- «Все работы хороши, выбирай на вкус» (в мире профессий). «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека)
Наша школа ведёт работу по данной программе уже 3 года. Большое внимание мы уделяем работе с родителями и местным социумом, вовлекаем их в образовательный и воспитательный процесс. Родители активно участвуют в подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий.
В 2007-2008 учебном году в школе создан Совет Отцов, с целью активизации участия родительской общественности в организации работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, для организации профилактической работы с семьями, состоящими на учёте. Но наши папы участвуют не только в профилактической работе с трудными и их семьями, но и организуют спортивные соревнования (отцы и дети), создают фотовыставки – «Моя малая Родина», компьютерные презентации – «Совместный семейный отдых» и «Странички семейного альбома»; участвуют в конкурсах – «Мой папа самый лучший», помогают в организации Дней здоровья, походов на природу.
В 2008-2009 учебном году начал свою работу клуб – «Семейная академия». Клуб работает по разным направлениям – 1 класс; 2-4 классы; 5-8 классы; 9-11 классы. Собрания для родителей проводятся в форме круглого стола, диспута, тренинга, деловой игры, с участием психолога и социального педагога. Посещаемость родителями таких собраний возросла. Школа работает в тесной связи с сельским клубом и сельской библиотекой. Ежегодно проводятся совместные мероприятия не только для школьников, но и календарные праздники для жителей села. Родители помогают в постановке номеров и изготовлении костюмов и декораций.
Ребята, с помощью педагогов и родителей, охотно участвуют не только в школьных и сельских библиотечных мероприятиях, но и являются призёрами Республиканских и Районных конкурсов ( Герасимова А. и Корчикова Р.)
Герасимова Алёна – 1 место в Республиканском конкурсе, посвящённом 300-летию присоединения Хакасии к России. Получила грамоту и подарок.
За участие в республиканском конкурсе «По книжным тропинкам лета» – Алёна заняла 2 место и получила путёвку в ВДЦ «Орлёнок» в г. Туапсе и грамоту.
Корчикова Рита – 2 место в Республиканском конкурсе, посвящённом 300-летию присоединения Хакасии к России. Получила грамоту и подарок.
Некрасова Таня – 2 место в Республиканском конкурсе рисунков «Нет пожарам», проводившемся по линии МЧС. Девочка награждена грамотой и памятным подарком(MP 3 плейер).
Конечно это только начальный этап работы по программе. Надеемся, что наше дальнейшее сотрудничество с родителями и социумом будет продолжаться.