Одним из основных направлений государственной политики в образовательной сфере является обеспечение качества профессионального образования.
Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. На современном этапе показателями, характеризующими качество результатов образовательной деятельности студентов, является не только уровень сформированности у них знаний и умений по дисциплинам, но и готовность использовать их при решении проблем, возникающих в учебной и профессиональной деятельности или практической жизни. Следовательно, речь идет о действенности и функциональности знаний и умений, их прочности и осознанности, связи с жизнью и практикой. А поэтому приоритетным в образовании становится компетентностный подход: данные требования нашли отражение в стандарте общего среднего образования второго поколения: в качестве исходной выступает компетентностная модель подготовки выпускника средней школы. Кроме того, следует учесть, что в основе федерального государственного образования стандарта среднего профессионального образования третьего поколения также заложена компетентностная модель, а требования к результатам освоения образовательной программы представлены в виде совокупности компетенций студента – будущего специалиста. В силу этого возникает необходимость формировать компетенции у студентов 1 курса, изучающих дисциплины, которые в соответствии с рекомендациями Департамента государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (письмо от 29.05.2007 №03–1180) включены в учебные планы металлургического колледжа для реализации образовательной программы среднего полного общего образования. Одной из основных проблем внедрения компетентностного подхода является то, что компетенции имеют латентный характер и их сложно измерять и оценивать. Особенности компетенций вызывают необходимость внесения изменений в систему оценивания результата деятельности студента 1 курса колледжа.
В период подготовки к реализации ФГОС общего среднего образования и среднего профессионального образования нового поколения в процессе исследования было установлено, что, кроме традиционных методов контроля по учебным дисциплинам, следует использовать современные средства оценивания, к которым можно отнести:
- портфолио;
- контекстные задачи;
- аттестационные тесты;
- кейс – измерители;
- проекты;
- междисциплинарные экзамены.
Одни из них в большей степени направлены на контроль знаниевой составляющей компетенции (например, аттестационные тесты), другие оценивают деятельностную сторону (портфолио, кейс – измерители, контекстные задачи др.). В то же время их нельзя разделить, поскольку контроль осуществляется с помощью совокупности обозначенных средств, что позволяет повысить объективность контроля.
В течение пяти лет преподаватели информатики и математики в соответствии с учебными планами проводят комплексный (междисциплинарный) экзамен по дисциплинам «Математика» и «Информатика и ИКТ». При выборе этой формы промежуточной аттестации администрация колледжа руководствовалась следующим:
- значимостью дисциплины в подготовке специалиста;
- завершенностью изучения учебной дисциплины;
- системой междисциплинарных связей и особенностью их реализации;
Преподавателями Масыгиной И.А. (дисциплина «Математика), Прищепо Л.Н., Звонцевой И.Н. (дисциплина «Информатика и ИКТ») на основе рабочих программ учебных дисциплин разработаны комплекты заданий для всех специальностей, которые обсуждались на заседаниях цикловых комиссий и утверждались заместителем директора по учебной работе.
Экзаменационные билеты комплексного задания содержат 40 тестовых заданий (т.е. аттестационные тесты), их 20 по каждой из дисциплин, а также практические задания.
При составлении тестов учитывались основные психофизические особенности обучаемых:
- желание студентов правильно оценить себя;
- проведение качественного анализа выполненной ранее работы;
- степень концентрации внимания;
- использование зрительной памяти;
- степень утомляемости;
- рост познавательной активности.
Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний и умений, выявить пробелы в подготовке к экзамену. Одно из соображений, положенных в основу создания тестов, - иметь инструмент быстрого и относительно точного оценивания испытуемых.
Предлагаемая система контроля в тестовой форме, разработанная на основе методики В.Ю. Переверзева и Г.В. Ярочкиной *, содержит три группы заданий:
- тесты с альтернативными ответами направлены на проверку знаний ключевых понятий информатики и математики;
- вторая группа содержит тестовые задания, предназначенные для оценки глубины усвоения материала: задания рассчитаны на проверку понимания материала; при выполнении задания студент должен уметь анализировать, рассуждать, раскрывать смысл терминов, понятий и пр.
- в третьей категории содержится набор небольших по объему практических заданий, при выполнении которых студент должен продемонстрировать практическое применение технологий.
Для проведения тестирования используется программная оболочка «Hyper Service» корпорации «Диполь» (см. Приложение 4).
Для реализации практической части комплексного экзамена подготовлен контрольно-измерительный материал, междисциплинарного характера.
Например, с математической точки зрения для записи одного и того же числа можно использовать любое (но не меньше двух) количество символов. Изучение различных систем счисления, которые используются в компьютерах, арифметические операции над ними, измерение передаваемой информации переплетаются в дисциплинах «Математика» и «Информатика и ИКТ». Использование новых информационных технологий позволяет решать задачи нетрадиционными способами, а также решать прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата (см. Приложения 1, 2, 3).
Использование межпредметных связей в учебном процессе существенно расширяет творческий потенциал преподавателя, повышает его профессиональный интерес, расширяет кругозор студентов, повышает уровень подготовки специалистов.
Комплексный экзамен для педагогов является зоной повышенного внимания, т.к. выступает эффективным способом контроля знаний студентов и повышения качества образования, ориентированного на раскрытие познавательных возможностей каждого обучающегося.