Цели предметные (математика):
- систематизировать знания по теме «Проценты»,
- совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, навыки выполнения действий с величинами и решения задач.
Цели предметные (информатика и ИКТ):
- закрепить навыки работы с табличным материалом в текстовом редакторе MS Word, умение наглядно представлять информацию и анализировать полученный результат, создавать диаграммы, работать с графическими изображениями, работать одновременно с несколькими файлами;
- отработать навыки клавиатурного письма.
Цели, направленные на развитие личности:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы “Проценты”;
- развивать познавательный интерес к вычислению процентов; способствовать грамотному усвоению темы “Проценты” на примерах решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов;
- формировать ИКТ-компетентность учащихся, развивать и стимулировать творческий потенциал учащихся;
- показать важность и необходимость применения знаний по данной теме в жизни.
Оборудование: учебник Л.Г. Петерсон «Математика. 4 класс» I часть, презентация по теме «Проценты», инструкции для учащихся.
Урок проводится в кабинете информатики.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Презентация (Приложение 1. Слайд 1)
– Какую тему предстоит повторить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, расшифровав слово. Расположите дроби в порядке убывания. (Приложение 1. Слайд 2)
2 47 |
2 21 |
2 95 |
2 100 |
2 3 |
2 51 |
2 15 |
2 9 |
е | ц | т | ы | п | н | о | р |
п | р | о | ц | е | н | т | ы |
2 3 |
2 9 |
2 15 |
2 21 |
2 47 |
2 51 |
2 95 |
2 100 |
– Какое правило помогло справиться с заданием? (Из
дробей с одинаковым числителем больше та, у
которой знаменатель меньше)
– Какую тему повторяем? (Проценты)
– Что такое проценты? (Проценты – это части
величин или чисел, которые выражаются дробями со
знаменателем 100)
– Как найти часть числа? (Надо число разделить
на знаменатель и полученный результат умножить
на числитель)
(Приложение 1. Слайд 3)
Проценты – это…
(Приложение 1. Слайд 4)
– Какую из этих дробей можно записать в виде
процентов? (2/100 = 2% )
– Где в жизни можно встретить понятие
«проценты»? (В банке, в магазине)
III. Постановка проблемы
– Сегодня мы в крупном московском магазине.
Отправляемся по отделам. И сейчас 50% детей
пойдут в отдел игрушек, а остальные в отдел
канцелярских товаров. (Приложение
1. Слайд 5)
– Сколько же детей, в какой отдел пойдут? (100% –
это все, 50% – это половина, значит, если нас 14
человек, то в каждый отдел пойдут по 7)
– Итак, 50% это сколько? (Половина или 1/2)
– Итак, игрушек 4 группы, канцелярских
товаров 5 групп. Все группы одинаковые.
Вам предстоит выяснить, сколько процентов
занимает каждая группа, заполнить таблицу в
указанном файле, на основе таблицы построить
круговую диаграмму, подписать данные в %, на
основе полученной диаграммы сделать вывод и
напечатать его. (Приложение 2.
Задание 2. Приложение 1.
Слайд 7)
Учитель информатики:
– Ответьте на вопросы перед началом работы (Приложение 1. Слайд 6)
1) Для чего мы работаем с таблицами и
диаграммами? (Это – наглядность)
2) Какие клавиши используют для удаления
символов? (Delete, BackSpace)
3) В сочетании с какой клавишей можно напечатать
знаки « : » или % ? (Shift)
4) Что нужно сделать для того, чтобы на основе
данных таблицы построить диаграмму? (Выделить
содержимое таблицы – Вставка – Рисунок –
Диаграмма)
5) Какие типы диаграмм Вы знаете? (Столбиковая,
круговая)
6) Как выбрать тип диаграммы и подписать данные? (Диаграмма
– Тип диаграммы. Диаграмма – Параметры
диаграммы – Подписи данных – Доли)
7) Как отменить неправильное действие? (Правка
– Отменить)
IV. Открытие детьми нового знания
Работа на компьютере (с диаграммами)
– Итак, сделаем вывод. (1/4 – 25%, 1/5 – 20%). (Приложение 1. Слайд 8)
V. Повторение
– Идём в продовольственный отдел. Здесь много
овощей. (Приложение 1.
Слайд 9) Вам предстоит узнать, сколько
килограммов картофеля привезли в магазин за 3
дня.
Послушайте и запишите в тетрадях выражением.
В магазин в первый день привезли 3 т 75 кг
картофеля, во второй день 2 ц 60 кг, а в третий день
2т 6ц 65кг картофеля. Сколько всего картофеля
привезли в магазин.
– Что вам необходимо сделать перед тем, как
выполнить вычисления? (Выразить тонны и
центнеры в килограммах).
– Кому необходима подсказка, можете обратиться к
слайду.
– Для тех, кто узнал, сколько картофеля привезли
в магазин дополнительное задание (Приложение
2. Задание 3): узнать, сколько картофеля
было уже продано.
Задание 3 (дополнит. на листе
инструкции): Узнай, выполнив дополнительное
действие, сколько картофеля было продано, если
было продано 40% привезённого картофеля?
– Проверим. (Приложение 1.
Слайд 10) Сколько же картофеля привезли в магазин?
Как это узнали? (3075 кг + 260 кг + 2665 кг = 6000 кг = 6 т)
– Сколько картофеля было продано? Как узнали? (6000
: 100 х 40 = 2400 кг = 2 т 4 ц)
– В нашем магазине можно купить даже материалы
для строительства дома.
VI. Физминутка для глаз «Строим дом»
(Приложение 1. Слайд 11)
VII. Повторение
– Идём дальше по магазину. Отдел консервов. (Приложение 1. Слайд 12) Здесь много разного варенья. Прочитайте задачу (на листе инструкции «Задание 4»):
В магазине 200 банок клубничного, малинового и
смородинового варенья. 30% всего
варенья – клубничное, 3/5 всего варенья –
малиновое, а остальное варенье смородиновое.
Сколько банок варенья каждого вида в магазине?
– Составьте схему в тетрадях, решите задачу,
проверьте правильность решения.
Самопроверка выполняется на компьютерах.
– Откройте файл «Варенье» в папке «Урок 4Б», в таблицу внесите полученные результаты, для проверки внимательно смотрите в графу «Всего». (Приложение 3).
VIII. Создание минипроекта
– Вот мы в отделе одежды и обуви. (Приложение
1. Слайд 13) – Распродажа!!!. Наступила
зима, осеннюю одежду и обувь продают с хорошей
скидкой. Что это значит? (Товар стал стоить
дешевле)
– Надо привлечь покупателей и сейчас вы
попробуете помочь работникам магазина
разработать рекламную листовку. (Приложение
1. Слайд 14) Она должна быть яркой и
красочной. Рекламная листовка должна содержать:
- рекламный слоган;
- изображение товара;
- размер скидки в % (не более 50%);
- старую цену (она уже дана);
- новую цену, которая порадует покупателя.
– Все необходимые расчёты вы выполняете на листе в пункте «Задание 5» инструкции.
Разработка рекламной листовки в компьютере: Приложение 4, Приложение 5.
1. Открой файлы «Листовка» и «Заготовки» в папке
«Урок 4Б».
2. Из файла «Заготовки» вставь необходимые
объекты (изображение одежды, рекламный слоган) в
файл «Листовка».
3. Отредактируй имеющийся текст (укажи размер
скидки и новую цену)
4. Размести изображения и текст, сохрани файл под
тем же именем
Проверка результата самостоятельной работы учащихся – печать наиболее удачной работы, показ с использованием м/м проектора работ. (Приложение 1. Слайд 15)
IХ. Итог урока
– Подведём итог урока. (Приложение
1. Слайд 16)
– Что на сегодняшнем уроке было для вас важным и
интересным? (Понятие «процент» очень важное,
часто встречается в нашей жизни и надо уметь
находить процент от числа. Работа с таблицами,
построение диаграмм найдёт применение в
дальнейшем).
Х. Экспресс-диагностика
– Найдите 2% от чисел:
200 | 1000 | 1400 | 30000 |
XI. Рефлексия (Приложение 1. Слайд 17)
Всё понял, могу помочь другим |
Всё понял |
Могу, но нужна помощь |
Ничего не понял |