Введение
Новизна и современность данной работы в том, что обучающиеся получают не только необходимые знания и навыки по обеспечению пожарной безопасности, но воспитывают в себе необходимые качества законопослушного гражданина. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими. Но при этом, расслабленные благами цивилизации, они стали чересчур беспечны, неосторожны в повседневной жизни, утратили навыки поведения при возникновении возгораний. У большинства из нас нет культуры безопасности при пожарах. Следовательно, воспитание утерянной культуры безопасного поведения, умения вести себя правильно для того, чтобы избежать пожароопасности, защитить себя во время возникновения пожара является актуальным и значимым в наши дни. Ведь привычка, доведенная до автоматизма, избавляет от многих сложностей.
Цель обучения - сформировать у детей чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.
Задачи:
Ожидаемый результат: в результате данной профилактической работы более 86 обучающихся, родители и педагоги получат навыки по основам пожарной безопасности, стрессоустойчивости к ЧС.
Место проведения: Спортивный зал или спортивная площадка на территории школы.
Инвентарь:
- противогаз - ГП-5;
- 10 обручей;
- 2 телефона;
- личная верхняя одежда и передвижная вешалка;
- 4 больших ведра и разовые стаканчики;
- огнетушитель ОП-5(3);
- силуэтные картинки по 2 экземпляра для каждой команды (утюг, свеча, розетка, телевизор, газовый баллон, спичка, сигарета, новогодняя гирлянда, зажигалка, лампочка, динамит, фонарь керосиновый, бенгальский огонь и др. на каждого учащегося по одной картинке);
- воздушные шары по количеству учащихся;
- отрезки верёвки по 50 см. по количеству участников,
- гимнастические скамейки.
Предварительная работа
Познакомить учащихся с правилами применения, устройством и назначением ГП-5, огнетушителем. Дать информацию о комплектации и назначении противопожарного щита.Приготовить силуэтные картинки предметов, которые могут стать причиной пожара. Для поощрения приготовить звёздочки - искорки
ПЛАН
проведения внеклассного мероприятия "Пожарным
можешь ты не быть:"
Декабрь - 2009 год.
В процессе подготовки родительского собрания проводится анкетирование родителей и учителей по вопросу пожарной безопасности.
1. Выступление инженера по пожарной безопасности ПЧ № 2 Кончакова Д.С.
2. Выступление заместителя директора по безопасности и жизнедеятельности Якущенко В.В. с информацией о деятельности школьной дружины юных спасателей.
3. Хореографическая композиция "Укрощение огня".
4. Слайдовая презентация "Детская шалость с огнем".
5. Представление команд.
6. Представление жюри.
7. Интеллектуально-спортивная игра - эстафета:
- Прием звонка;
- Сборы пожарной команды на вызов;
- Определение источника возгорания;
8. Игра с болельщиками.
9. Исполнение "Песни пожарных", солист Этенко Константин.
- Спасение;
- Отключение электричества;
8. Выступление агитбригады ДЮП.
9. Интеллектуально - спортивная игра - эстафета:
- Тушение пожара;
- Полоса препятствий;
- Проверка командиров;
- Пожарные - люди сильные;
- Ликвидация последствий.
10.Анкетирование родителей и болельщиков (рефлексия).
11. Подведение итогов интеллектуально - спортивной игры - эстафеты.
12. Торжественная клятва юных пожарных.
13. Хоровое выступление пятиклассников "Мы - юные спасатели".
Сценарий проведения
Ведущий:
- Здравствуйте, уважаемые родители, гости, дети! Мы рады видеть вас в уютном зале нашей школы.
Всем вам при входе вручили анкету -
Проделайте дружно работу эту!
А тема собрания актуальная -
Как избежать нам, друзья, возгорания.
Чтобы родителей не огорчать
Будем мы правила все соблюдать.
Ночью темной, светлым днём
Быть осторожнее с огнём!
Наше мероприятие мы посвящаем людям, чей труд связан с пожарной охраной. Пожарный - это человек, который находится на трудной службе, он каждую минуту может рисковать жизнью. Один из таких людей пришёл сегодня к нам в гости. Давайте поприветствуем его и попросим рассказать о нелёгкой службе.
Слово предоставляется нашему наставнику, инженеру пожарной службы ПЧ№2, Кончакову Д.С.
Ведущий:
- В нашей школе сформирован и работает дружина юных пожарных. Цели ДЮП в высшей степени благородны, т.к. способствуют формированию умений и навыков безопасности, кроме того, это добровольное общество. Члены добровольного общества должны осознают важность своей деятельности, гордятся ею. Сама деятельность дружины многопланова. Она включает формирование множества полезных навыков, умений: выносливость, хорошую реакцию, умение вовремя выбрать верный алгоритм действий, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность и т.д.
В тоже время это творческая деятельность, связанная с пропагандой необходимых детям знаний в разной форме: в словесной, в форме демонстрации полученных знаний и усвоенных приемов тушения пожара.
Деятельность юных пожарных имеет большую практическую значимость: это полезная работа для коллектива школы под девизом "Научился сам - научи другого!". Осознание важности порученного поднимает ребят в своих глазах, способствует росту самооценки. Растёт также и творческая активность учащихся, членов ДЮП.
Для ознакомления с инвентарём и правилами пользования им мы несколько раз организовывали экскурсии в местную пожарную часть. Проводились также и практические занятия по тушению пожара.
Наша Дружина участвовала в областных и муниципальных конкурсах, имеет множество наград в разных номинациях.
Работа юных пожарных дает простор саморазвитию: нужно тренироваться, нужно уметь убеждать и привлекать новых членов в общество, нужно рисовать, инсценировать и пр. Не удивительно, что члены ДЮП стали активными членами школьного самоуправления и подготовили несколько крупных мероприятий. Давайте послушаем их рассказ.
Исполняется хореографическая композиция "Укрощение огня".
Демонстрируется слайдовая презентация "Детская шалость с огнем".
Ведущий:
Друзья! Мы дождались основного момента.
Встречайте участников аплодисментами!
Сегодня они решили собраться
И все вместе к победе прорваться!
Для участия в игре приглашаются юные пожарные 5А класса. Возглавляет дружину Елизарова С.Г.. - внимательный, творческий учитель. Дружина юных пожарных "Огнеборцы" настроена только на победу!
А вот шагают ребята из 5Б класса и с ними Нефедьева Н.А. учитель с большими задумками и горячим желанием учить. Дружина юных пожарных "Огонек" надеется на то, что в игре им будет сопутствовать успех!
Участники интеллектуально - спортивной игры поочередно выходят на построение.
У каждой команды есть соответствующие их названиям эмблемы.
1. Представление команд
Задание: Команды должны экспромтом придумать название, девиз по теме мероприятия и поприветствовать друг друга.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня нашу игру-эстафету мы посвящаем людям, чей труд связан с пожарной охраной. Пожарный - это герой, он на трудной службе и каждую минуту рискует своей жизнью. Задания, которые будут даны, помогут вам проверить свои силы, знания, ловкость, умения. Если вы справитесь с ними, значит можно вас считать помощниками пожарных. К нам в гости прибыла Дружина Юных Пожарных "Искорка". Ребята расскажут о том, какую опасность несёт в себе огонь.
Знакомство с жюри.
(В состав жюри входят представители ОГПН, ВДПО, ресурсного центра по вопросам пропаганды пожарно - технических знаний среди детей и подростков и организации ДЮП, учителя, члены Совета школы, родители).За победу команда получает звёздочку. Побеждает команда, которая наберёт Их больше. Итоги подводить можно после каждого конкурса.
Задание № 1
"Приём звонка" По два участника от команды должны по телефону правильно вызвать пожарных. Телефоны находятся рядом с жюри.Ведущий:
Помощь придет в срок, если сделать правильно звонок.Нужный номер наберите и как это сделать покажите.
Ученик (член ДЮП): "Ноль-Один" суметь набрать, и назвать ещё потом город, улицу и дом, и квартиру, где живёте и с каким она замком.
И ещё сказать: "Даю вам фамилию свою, также номер телефона, у которого стою".
Задание № 2
: "Сборы пожарной команды на вызов". Ведущий напоминает детям, что у пожарных имеется специальная одежда. Она защищает их от огня.Представьте себе, что вы пожарная команда. Вам нужно быстро одеть спец. одежду (в данном случае условно это будет личная верхняя одежда) каждый поочерёдно подбегает к одежде и быстро её надевает, возвращается в команду, рукой передавая эстафету. Чья команда с заданием справится быстрее?
Задание №3: "Определение источника возгорания"
Ведущий: Пожарные- люди отважные! Ведь что для них самое важное?
Сообща работать уметь, чтоб пожар преодолеть.
На противоположной стороне лежат силуэтные картинки, по которым вы должны определить источник возгорания. Помощники ведущего показывают картинки. Вы угадываете, что там изображено, бегом возвращаетесь к жюри и называете предмет.
Игра с болельщиками "Разрешается! - Запрещается!"
Исполнение "Песни о пожарных"
Задание № 4: "Спасение"
Ведущий: При спасении пожарным приходится передвигаться по задымлённому коридору. Чтобы не получить отравление угарным газом, они используют противогазы. По длине зала помощники ведущего держат обручи - это коридор, по которому надо пробежать. На противоположной стороне противогаз ГП-5 для каждой команды. У первых участников они есть тоже. По команде ведущего надо одеть ГП-5 на себя и бежать за другим, чтобы принести его для следующего члена команды, когда второй ученик одевает на себя ГП-5, взявшись за руки, они проходят сквозь обручи. Первый снимает противогаз, чтобы остаться на безопасной стороне от дыма, и передаёт его второму, который должен передать его третьему. Действие повторяется.
Задание №5:
"Отключение электричества"Ведущий: Для того, чтобы тушить огонь, следует отключить электричество. Если этого не сделать, то поражение электротоком неизбежно. Вода является проводником электричества. Каждый участник должен подняться на шведскую лестницу, чтобы снять с верхней перекладины верёвку (проводок отсоединить). Отрезки верёвки соединяют между собой. Жюри сравнивает длину верёвок.
Выступление агитбригады ДЮП с программой "Не шути, дружок, с огнем!"
Задание № 6: "Тушение пожара"
Ведущий: Чтобы огонь победить, его надо быстро потушить! Вёдра с водой стоят возле команд. Пустые вёдра на противоположной стороне. У ведущих разовые стаканчики, которые будут передавать из рук в руки следующим участникам. Стаканчиком надо набрать воды и, не проливая её, принести в другое ведро. Кто больше принесёт воды?
Задание № 7:
"Полоса препятствий"Ведущий: Сила, ловкость и сноровка и физическая подготовка для пожарного нужна, для пожарного важна.
Движение по гимнастической скамейке. Ползком преодолеть 4 обруча. Перепрыгнуть через планку, не задев её. Взять в корзине надувной шар. Вернуться в команду.
Задание № 8: "Проверка командиров": По памяти они должны написать перечень предметов на противопожарном щите.
Информационная пауза: Гость из пожарной службы объясняет, как правильно пользоваться огнетушителем ОП-5 (3)
Задание № 9: "Пожарные - люди сильные"
Ведущий: Сейчас мы проверим силу ваших команд. Болельщики считают вслух, а вы надувайте шары. Когда счет закончится (до 8), жюри проверит, у кого они больше. У победителей задания давление брандспойта больше, а значит быстрее можно потушить пожар.
Задание № 10:
"Ликвидация последствий"Ведущий: На верёвку надо привязать надувные шары (лампочки), т.е. восстановить подачу электрического тока. Ведущему и замыкающему натянуть провод по его длине. Кто быстрее справится с заданием?
Жюри считает искорки. Подводит итоги. Анкетирование болельщиков. Подведение итогов интеллектуально - спортивной игры - эстафеты.Гость из пожарной части обращается к присутствующим: Сегодня вы, ребята, выдержали первый экзамен по пожарному мастерству. Мы посвящаем вас в юные пожарные.
Ведущий: Для произнесения торжественной клятвы юного пожарного всем стоять смирно!
12.Торжественная клятва юных пожарных.
Мы, учащиеся 5-х классов, вступая в Дружину Юных Пожарных, торжественно клянемся:
- быть достойным членом ДЮП и примером для всех ребят;
- непримиримо относиться к нарушителям правил пожарной безопасности;
- всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
- хорошо знать и выполнять правила пожарной безопасности,
- пропагандировать их среди ребят и взрослых;
Для выполнения возложенных на меня обязанностей постоянно совершенствовать:
- свои знания, посещать городской клуб ДЮП;
- вырабатывать и закалять волю;
- активно участвовать в работе ДЮП;
- знать о славных и героических делах МЧС;
- быть верным помощником работников пожарной охраны, с честью и
- достоинством носить звание члена дружины юных пожарных;
13. Хоровое выступление пятиклассников "Мы - юные спасатели!"
ЛИТЕРАТУРА
- Авт. - сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Внеклассное мероприятие - М.: ВАКО,2004 - 176с. - (Мозаика детского отдыха).
- Миткалёва Е.М. Сб. сценариев по основам безопасности жизнедеятельности - М.: Айрис - пресс,2006. - 96с.:ил. - (методика).
- Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности".
- Юные друзья пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий, внеклассные мероприятия/ авт. - сост. С.В. Виноградова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 130 с.
- Якущенко В.В. Лукошко добрых дел для взрослых и детей: Сб. сценариев, 2007. - 327 с.