Цель урока: повторение классификации СПП с несколькими придаточными, приведение в систему знания по теме.
Задачи урока:
- систематизировать знания по теме “знаки препинания в СПП с несколькими придаточными”;
- отработать навык постановки знаков препинания в СПП;
- проверить степень усвоения материала.
Методические приемы:
- составление таблицы “З – Х – У”;
- составление кластера;
- работа с лингвистическим текстом.
Ход урока
1. ВЫЗОВ
.Списать, расставить знаки препинания.
1. Приеду в Москву скоро но неизвестно когда. (А.Чехов) 2. Уля не сразу сообразила что произошло. (А.Фадеев) 3. Им не было никакого дела слушают ли их и смотрят ли на них люди. (А.Фадеев) 4. Как рассказывал учитель долго слушал у окна я. (А.Плещеев) 5. Конечно хорошо что он с ней венчается а как жить будут кто знает. (М.Горький). 6. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты когда перед ним отдергивается розовый флер сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие. (М.Лермонтов).
(Ключи к упражнению)
1. Приеду в Москву скоро, но неизвестно когда. (А.Чехов) 2. Уля не сразу сообразила, что произошло. (А.Фадеев) 3. Им не было никакого дела, слушают ли их и смотрят ли на них люди. (А.Фадеев) 4. Как рассказывал учитель – долго слушал у окна я. (А.Плещеев) 5. Конечно, хорошо что он с ней венчается, а как жить будут – кто знает. (М.Горький). 6. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда перед ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие. (М.Лермонтов).
– Назовите, какие виды предложений по строению вы записали?
– Какими знаками препинания отделяется придаточная часть от главной?
– Назовите условия постановки тире в СПП.
– Когда запятая в СПП не ставится?
2. Работа с лингвистическим текстом. (Маркировка на полях: + -“новое”,
V – “знаю”, ? – “вопросы”)
ОСМЫСЛЕНИЕ. Составление кластеров (по группам)
Защита кластера.
Практическая отработка умений и навыков постановки знаков препинания в СПП.
Осложненное списывание.
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания, используя схемы. Назовите вид предложений с учётом ведущей связи между их частями.
- Мы узнаем что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается.
- Растение живёт и размножается под земле так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
- Сходство между цветами дополняется еще и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут.
- Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи!
- Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту. (В. Солоухин)
РЕФЛЕКСИЯ.
Выполнение тестовых заданий.
Итог урока. Оценки.
Литература
- Баронова М.М. 40 самых необходимых правил орфографии и пунктуации. Тесты, задания и упражнения для подготовки к ЕГЭ. Москва. Астрель. 2010.
- Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку. Москва. “ВАКО”. 2008.
- Текучева И.В. Русский язык. Руководство для подготовки к экзаменам. Москва АСТРЕЛЬ. 2004.