Число 6. Цифра 6. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • сформировать представление о числе 6, его составе, графическое печатное и письменное обозначение числа 6, изображение его на числовом отрезке, сложение и вычитание в пределах 6;
  • закрепить взаимосвязь между частью и целым; уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию математических терминов в речи;
  • тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;
  • способствовать формированию положительной учебной мотивации, развитие чувства взаимопомощи в коллективе.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня к нам на урок придёт один из сказочных героев.

(Буратино – 6; Незнайка – 7; Айболит – 8. Перечисляем).
– А кто из них, мы узнаем, если правильно восстановим равенство.

– Так кто же это? (Доктор Айболит)

Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор… (Айболит)

– Отправимся с Айболитом в Африку лечить зверей. Итак, в путь!

II. Актуализация знаний, повторение

Математический диктант.

Записан ряд чисел: 6 1 3 5 4 2 7.

– Обведите красным карандашом число, которое при счёте следует за числом 6.
– Обведите синим карандашом число, которое при счёте предшествует числу 4.
– Обведите зелёным карандашом число, которое стоит в натуральном ряду чисел между числами 4 и 6.
– Сколько надо вычесть из 6, чтобы получить 2? Обведите ответ коричневым цветом.
– Подчеркните чёрным карандашом все числа меньше 7, но больше 2.

III. Постановка проблемной ситуации

У побережья Средиземного моря Айболит встретил чаек. Они помогли ему перебраться через море.

Айболит поставил чайник
Пригласил он 5 чаек.
Приходите-ка на чай.
Всех друзей ты сосчитай. (6)

– Какое выражение составили? (5+1)
– Что находили в задаче? (Целое.)
– Как находим целое? (Чтобы найти целое надо части сложить.)
– Назовите части. (5 и 1)
– Назовите целое. (6)

– Определите тему урока. (Число 6. Цифра 6.)

Послушайте стихотворение:

В деревеньке 6 избушек,
6 крылечек, 6 старушек,
6 щенков, 6 дымков,
6 драчливых петухов,
На 6-ти плетнях сидят,
Друг на друга не глядят,
Распушили 6 хвостов,
Каждый хвост 6 цветов.

Чем интересна эта деревушка? (Всех предметов по шесть.)
Теперь посмотрите на цифру 6, на что она похожа? (Крючок, замок.)

У шестёрочки лицо
Словно круглое лицо,
Сверху – хвостик озорной,
Важный очень и смешной.
Цифра 6 им дорожит,
Каждый миг за ним следит.
Хвостик ей нельзя терять,
Чтобы ноликом не стать.

– Что можете сказать о числе 6? (По счёту следует за числом 5, нечётное, однозначное, его можно получить, если 7 – 1, 5 + 1 …)
– Где встречается число 6? (№ автобуса, квартиры, дома, на часах, на линейке,…)

Пальчиковая гимнастика

(Сгибание пальчиков в кулак, при перечислении – поочерёдно.)

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты дружок.

– Существует цифра, знак, с помощью которой можно записать это число.

– Будем писать цифру 6. Рассмотрим образец написания на доске.
– Что показывает красная звёздочка? (Начало письма.)
– Проследи по стрелкам, как пишется цифра. (Прописываем в воздухе.)
Дети пишут в воздухе, потом в учебнике по контуру, далее самостоятельно 4–5 раз.

IV. Физкультминутка

Елочки зеленые на ветру качаются.
На ветру качаются, низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых, 4
столько сделаем наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас. 3
Сколько желтеньких кружков, 5
Столько сделаем прыжков.

V. Открытие нового знания. Состав числа 6

– Как получить из предыдущего число 6? (5+1, 1+5)
– Чтобы рассмотреть другие способы состава числа 6, рассмотрим лекарственные травы, которые собрал Айболит со своими друзьями, чтобы лечить больных.

1) – Сосчитайте, сколько цветов в каждом мешочке. (6)

– На какие группы разложили цветы в 1-м мешке? (По размеру: на большие и маленькие, на 2 и 4.) У доски записывает ребёнок 2+4=6.

– Аналогично по цвету на 3 и 3, по форме на 4 и 2.

С каждого ряда ребёнок делает соответствующие записи на доске.
– Запишите второе равенство. (по человеку с каждого ряда)
– Какое свойство использовали, чтобы записать второе равенство?

(От перестановки слагаемого сумма не изменяется.)

– Третье равенство.

2) Выстраивание домика на состав числа 6. (1 и 5).

– Какой второй этаж? (2 и 4)
– Какой третий этаж? (3 и 3)

VI. Физкультминутка.

– А чтобы дети не болели, доктор Айболит советует всем умываться, делать зарядку.

Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Ушки моет, щёчки трёт.
Хомка делает зарядку.
1, 2, 3, 4, 5.
Хочет хомка сильным стать.

VII. Первичное закрепление

– К доктору пришло много животных. Сколько их? Прочитайте задание. (Кому из зверей нужна помощь?)

2 + 2 = 4
6 – 1 = 5
6 – 3 = 3
2 + 5 = 7
10 – 1 = 9
6 – 4 = 2

1-й столбик решают девочки (4, 5, 3. Морской котик, дельфин, ёжик.)
2-й столбик решают мальчики (7, 9, 2. Воробей, бабочка, щенок.)

VIII. Итог урока

Какую цифру вы научились писать на уроке?
– Состав какого числа запомнили? (Можно повторить. 6 – это 2 и …, 5 и …, 3 и … .)

Рефлексия

– Проследите глазами за бабочками в том порядке, в котором я назову. Соедините буквы и прочитайте слово.

Зелёная бабочка, красная, фиолетовая, жёлтая, голубая, оранжевая, синяя.

– Какое слово получилось? (Молодцы.)
– Так оценил вашу работу Айболит. Вы согласны с такой оценкой?

О Д О М
Л Ц О

Доктор с нашей помощью вылечил всех животных и отправился в обратный путь. А вот на чём он отправится, вы узнаете, если выполните задание.