Задачи:
- расширить знания детей о национальной одежде – ягушке, об орнаментах, как украшении, о мужском поясе;
- прививать практические навыки и умения, необходимые в процессе подготовки и организации труда в тундре;
- развивать творческую фантазию детей, глазомер, чувства ритма, меры, художественный вкус, графические, композиционные навыки, навыки работы с гуашью;
- пробудить чувства радости от создания новых узоров для праздничной одежды;
- прививать любовь к народному прикладному искусству;
- формировать национальное самосознание; воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование:
для учителя: вырезанные формы ягушек, красные кружочки;
для учащихся: краски, кисти, баночки для воды, палитра, альбомные
листы.
Зрительный ряд: мужской пояс, иллюстрация различных ягушек, натуральная ягушка, орнаменты;
Музыкальный ряд: ненецкие песни.
План урока
- Организационный момент.
- Вступительная беседа:
а) прослушивание песни;
б) сообщение о ягушке;
в) игра “Назови орнамент”;
г) сообщение о мужской поясе. - Творческая практическая деятельность учащихся.
- Подведение итогов:
выставка и анализ работ;
обобщение темы урока. - Домашнее задание.
Содержание урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
Учитель. Ребята, наша школа получила срочный заказ от мехмастерской ЗАО “Ныдинское”: выполнить различные эскизы праздничной ягушки, мужского пояса – для шитья и изготовления чумработницам и оленеводам в подарок ко Дню оленевода.
Учитель. А что вы знаете о ягушке?
Ответы детей.
Аля. Ягушку шьют из шкур оленей, забитых в последние дни августа. Шьют сухожилиями оленя, начиная с верхней части. Подол изготавливают отдельно, а затем пришивают его к верхней части. Ягушка похожа на шубУчитель. Ее прямые полы сходятся, но не запахиваются, а завязываются замшевыми или суконными тесемками. Рукава выкраиваются отдельно. Спинка состоит из трех полотнищ. Пришивается воротник из меха песца. Ягушки бывают сшитые из лап (пена паны), из шкур с оленьих морд (тай паны), из меха, взятого с ушек оленя (ха паны), из меха брюшной части (мунако паны), из шкур с челюсти оленя (нензьбя паны). А также ягушки бывают белые, черные, пестрые, пятнистые, серые.
Учитель. Спасибо! В праздничную ягушку вшивается мозаичный орнамент из белых и темных оленьих лап, обязательно с прослойкой цветного сукна (показ натуральной ягушки). Как вы думаете, для чего он вшивается?
Учитель. Оказывается, орнамент, узор вшивается не только ради красоты, но по ним можно узнать – откуда прибыл его носитель, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена, а также какие мысли, чувства вложила его создательница. Каждый орнамент имеет свое название. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо знаете их названия. Поиграем в игру “Назови орнамент”. Я буду показывать орнамент, а вы должны правильно назвать его. За каждый правильный ответ получаете кружочек.
Учитель. Какой можно сделать вывод по названиям орнаментов?
Учитель. Всех людей тундры объединяют одни заботы о жизни. Среди них самая ответственная – забота об олене, человеке, природе.
В далекие времена орнаменты придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты. Орнаментировали, прежде всего, ворот, рукава, подол, т.е. все отверстия, через которые болезни или злые силы не смогут проникнуть внутрь. Человек стремился защитить себя священными узорами в любой ситуации, в любое время.
Любая женщина, занимавшаяся изготовлением одежды, должна знать, что белый цвет – цвет добра, удачи, чистоты, благополучия;
черный цвет – цвет болезни, смерти, подземного мира;
красный цвет – цвет огня и тепла.
Огонь, тепло и свет носили с собой люди, орнаментированной полосками ткани красного цвета.
Женщины носят ягушки, а мужчины – малицы. Зимой малица носится, как правило, вместе с кожаным поясом. С поясом познакомит нас Денис.
Денис. Для изготовления пояса вырезают полоску кожи оленя, а можно и две полоски, чтобы пояс был жестче. Они нашиваются друг на друга. Далее приспосабливаются пряжки либо современные магазинные, либо самодельные из мамонтовой кости, кости лося, дикого оленя. Из этого же материала делаются украшения. К поясу на медных цепочках прикрепляются:
слева – нож или два ножа (хар), в ножнах (хар се), ручки которых
изготовляются обычно из различных пород дерева и наростов;
справа – точило-оселок (сия) в кожаном чехле (сия се), кожаный мешочек для
патронов;
сзади – клык медведя (тибяко), служащий оберегом от злых духов и приносящий
удачу в охоте;
Пояс украшают еще и бисером, драгоценными металлами, ценными костями.
Учитель. Спасибо!
3. Творческая практическая деятельность учащихся.
Издавна существует разделение видов труда на мужские и женские. Женщины выделывают шкуры и шьют одеждУчитель. Мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла. Мы с вами тоже разделим наш труд:
- девочки, зная особенности шитья ягушки, названия орнаментов, должны расписать вот такие “ягушки” (показываю заранее вырезанные формы);
- мальчики, зная, из чего состоит мужской пояс, чем украшается, должны выполнить эскиз мужского пояса.
Объяснение последовательности выполнения работы.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
4. Подведение итогов.
Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.
Учитель. Давайте посмотрим на наши ягушки. Очень красивые ягушки у… .Я думаю, что по вашим эскизам действительно можно сшить ягушки чумработницам. Для изготовления мужского пояса можно передать эскизы следующих ребят… . (Приложение 1)
Наш урок подошел к концу. Всем спасибо. До свидания.