Цели урока:
- продолжить знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольником, квадратом);
- формирование понятий “площадь прямоугольника”,”площадь квадрата”;
- решение задач на нахождение площадей прямоугольника, квадрата, сложной фигуры;
- совершенствование вычислительных и графических навыков;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, доказательной математической речи;
- воспитание целеустремленности, самостоятельности, культуры речи.
Оборудование: ТСО, раздаточный материал(разнообразные многоугольники).
Эпиграф к уроку.
“Вдохновение необходимо в математике, как и в поэзии”
(А. С. Пушкин)
Ход урока
1. Актуализация.
- Выяснить смысл эпиграфа.
- Проверка домашнего задания (рисунки с использованием математической символики).
Новая тема.
1. Сообщение темы урока, запись темы на доске, ученики ее записывают в
тетрадях.
2. Постановка целей урока. Сообщение плана урока.
3. Устный счет.
67 х 11Ь
17 х 0У
419
Вычислите и расположите трехзначные ответы в порядке возрастания и прочтете ключевое слово сегодняшнего урока (100 120 170 253 419 620 737)
4. В окружающей обстановке отыскать предметы квадратной прямоугольной формы.
5. Один ученик на доске чертит прямоугольник обозначает его, записывает формулу площади прямоугольника (ребята то же выполняют в тетрадях).
6. А сейчас каждый придумает задачу на нахождение площади прямоугольника. Задачи решают устно.
7. Один ученик читает стихотворение:
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его_____(квадрат).
8. В это время у доски другой ученик чертит квадрат, обозначает его. Пишет формулу площади квадрата. Все записывают эту формулу в тетрадях.
9. Ребята составляют задачи на нахождение площади квадрата. Решают их устно.
Практическая работа.
Используются прямоугольники и квадраты из раздаточного материла.
Задание: сделав необходимые измерения найти площади прямоугольника и квадрата. Результаты измерений записываются на обратной стороне шаблона. Шаблоны подписываются и сдаются на проверку.
Физкультминутка (игра “ истинно – ложно”).
1. Делить на нуль нельзя.
2. Квадрат-прямоугольник.
3. 32 = 6
4. 5 класс – самый дружный в школе.
5. Всякий прямоугольник-квадрат.
6. У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны.
7. Математика – царица наук.
Инсценировка стихотворения “Треугольник и квадрат”.
Действующие лица: автор, треугольник, квадрат.
Жили– были два брата: Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный, Добродушный, приятный
Младший – треугольный, Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:”Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри: Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три, У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “ Брат! Я же старше, я – Квадрат”.
И сказал ему нежней: “Неизвестно, что нужней!”
Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на стволы,
Младший лезет воровато Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “ Приятных Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был Квадратом, А проснешься– без углов!”
Но наутро младший брат Страшной мести был не рад.
Поглядел он– нет Квадрата. Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов!
Обязательно следует сделать акцент на воспитательном моменте.
Тест. (Задания проецируются на доску с помощью проектора.)
1. Площадь квадрата со стороной 9 см. равна:
А) 36 см2
Б) 81 см2
В) 18 см2
Г) 81 см
2. Площадь прямоугольника со сторонами 1 м. и 4 м. равна:
А) 4 м.
Б) 16 м.
В) 4 м2
Г) 10 м2
3. Чему равна площадь треугольника АВС, если сторона квадрата АВСД равна 8 см.?
А) 64 см
Б) 16 см2
В) 32 см2
Г) 64 см2
4. Чему равна площадь фигуры?
А) 18 см
Б) 18 см2
В) 26 см
Г) 26 ед2
Ключ к тесту:
- Б
- В
- В
- Г
Итоги урока.
- О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке?
- Что нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника, квадрата?
- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания?
- Выставление оценок.
Домашнее задание. Измерить площадь пола комнаты.
Литература:
- “Математика 5 класс” Виленкин Н.Я., Жохов В.И.
- “Дидактические материалы по математике” А.С. Чесноков, К.И. Нешков.
- “Поурочные разработки по математике” В.В. Выговская.
- Интернет – ресурс.