I. Орг. момент. Психологический настрой на успех
(Ребята закрыв глаза повторяют про себя последние слова.)
На уроке наши глаза внимательно смотрят - и всё видят,
Уши внимательно слушают - и всё слышат,
Голова хорошо работает - думает, мыслит.
II. Слайд №1 Тема «Отношения и пропорции»
Цели урока:
- Отработка навыков вычисления.
- Расширение знаний об окружающей природе, воспитание бережного отношения к ней.
- Развитие логического мышления, математической речи.
Задачи урока:
- Развивать в детях умение работать коллективно, воспитывать в них уверенность в себе и чувство ответственности друг за друга.
- Расширить знания обучающихся о растениях нашего края.
- Воспитать средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни.
Тип урока: урок закрепления изученного материала
III. ХОД УРОКА
Слайд № 2. Логическое упражнение.
Назовите лишнее слово:
Частное, дробь, отношение, произведение, деление.
Слайд № 3-5. Устная работа:
- Длина маршрута 24 км. Какую часть маршрута составляет 5 км?
- В мешке 50 кг сахарного песка. Какую часть этой массы составляет 27 кг?
- Найдите отношение 0,2 к 2,2.
- Найдите отношение 0,25 к 0,45
- Из 24 га вспахали 8 га. Какую часть всей площади вспахали?
- Укажите верную пропорцию:
2:3=5:10
2:3=10:15
5:10=8:4 - Укажите неверную пропорцию:
72:8=63:7
3:8=6:16
12:18=3:2 - Найдите число, если его равны 16.
- Девочка исписала 36 страниц, что составило общей тетради. Сколько всего страниц в тетради?
- Как можно записать условие: « а меньше в в р раз»
- Найдите отношение 2 к
- Что произойдёт с дробью , если 1 разделить на эту дробь.
- Что показывает отношение а к в.
- Укажите основное свойство пропорции
8 : 6 = 16 : 12;
2 : 3 =10 : 15
Слайд № 6. Решите задачу:
Жить или курить? Что вы видите?
Большинство учёных стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – очень опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза; в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза. Жить или курить? Частично дать ответ на этот вопрос поможет решение следующей задачи.
Задача. Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. Так жить или курить?
Ученые также установили, что наша повседневная пища должна обязательно содержать достаточное количество растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно салатами, напитками из трав и плодов. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы узнать об этих растениях.
Слайд №7. Самостоятельная работа по отработке вычислительных навыков по данной теме (в группах по 5 человек).
Слайд №8. Выполнив задания к карточкам, узнаете названия этих растений!
Физминутка для глаз:
Рисуй глазами треугольник; теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмёрку вертикально
Ты головою не крути, ты на бочок её клади
Теперь веди горизонтально и в центре ты остановись.
Глазки закрыли, открыли, поморгали. Зарядка окончена, вы молодцы!
Карточка № 1
№ задания |
С |
И |
Л |
К |
Ц |
А |
1 |
1,5 |
21 |
15 |
160 |
1 |
12 |
2 |
5 |
8 |
|
|
|
- 1,8 |
3 |
6 |
18 |
20 |
28 |
2000 |
4,85 |
4 |
7 |
- 8,2 |
4 |
1 |
41 |
- 22,4 |
5 |
- 6 |
5 |
11,25 |
11 |
5,2 |
- 6,3 |
6 |
37,5 |
10,1 |
- 52 |
150 |
15 |
1,5 |
7 |
12 |
11,8 |
17,9 |
4 |
0 |
9,25 |
- За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна.(160 км)
- Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? (8 кг)
- Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние, со скоростью 40 км/ч? (6 час)
- Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 10 маляров? (4 дня)
- 4 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 8 комбайнов? (5 дней)
- При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 ц хлеба? (15 ц)
- В сахарной свекле содержится 18,5 % сахара. Сколько сахара содержится в 50 т сахарной свеклы? (9,25 т)
Карточка № 2
№ задания |
О |
К |
И |
Й |
Ц |
Р |
1 |
|
5 |
|
|
160 |
7,09 |
2 |
5,5 |
12,1 |
8 |
- 10 |
|
|
3 |
41 |
6 |
403 |
1400 |
7 |
70 |
4 |
4 |
- 40 |
|
- 4 |
10 |
- 4,7 |
5 |
5/11 |
6,5 |
2800 |
30 |
10,3 |
5 |
6 |
1 |
2 |
15 |
1,5 |
5 |
- 35 |
7 |
12,3 |
7,15 |
41 |
9,25 |
1,5 |
7,29 |
- За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна. (160 км)
- Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? (8 кг)
- Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние, со скоростью 40 км/ч? (6 час)
- Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 10 маляров? (4 дня)
- 4 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 8 комбайнов? (5 дней)
- При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 ц хлеба? (15 ц)
- В сахарной свекле содержится 18,5 % сахара. Сколько сахара содержится в 50 т сахарной свеклы? (9,25 т)
Карточка № 3
№ задания |
А |
Л |
Т |
П |
К |
Ч |
1 |
7,6 |
160 |
11/19 |
- 4 |
5/9 |
2/13 |
2 |
8 |
8/9 |
9/11 |
- 70 |
- 19 |
3/4 |
3 |
9,4 |
- 180 |
- 90 |
6 |
50 |
- 80 |
4 |
240 |
9,4 |
10,4 |
10,3 |
2/9 |
4 |
5 |
5 |
- 0,052 |
- 90 |
- 35 |
- 11 |
10 |
6 |
2,5 |
7,6 |
15 |
15,7 |
1,5 |
4 |
7 |
9,2 |
10 |
7 |
11,5 |
9,25 |
12,1 |
8 |
6,25 |
17,2 |
8,3 |
14 |
0 |
11,8 |
- За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна. (160 км)
- Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? (8 кг)
- Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние, со скоростью 40 км/ч? (6 час)
- Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 10 маляров? (4 дня)
- 4 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 8 комбайнов? (5 дней)
- При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 ц хлеба? (15 ц)
- В сахарной свекле содержится 18,5 % сахара. Сколько сахара содержится в 50 т сахарной свеклы? (9,25 т)
- Решить пропорцию:
12,5:Х = 1,2 : 0,6 [6,25]
Карточка № 4
№ задания |
Ч |
В |
О |
К |
А |
Д |
И |
У |
Н |
1 |
2 |
8/11 |
160 |
12 |
17 |
34 |
765 |
43 |
- 1 |
2 |
- 43 |
- 66 |
1/2 |
34 |
0,9 |
8 |
145 |
5/6 |
- 12 |
3 |
22 |
74 |
5,6 |
7/8 |
7/19 |
- 46 |
76 |
6 |
- 43 |
4 |
46 |
4 |
- 100 |
5,6 |
4/7 |
7/9 |
16 |
3 |
6/7 |
5 |
8 |
5/6 |
- 55 |
0,87 |
5 |
- 23 |
- 100 |
43 |
44 |
6 |
13 |
48 |
- 4,9 |
91 |
67 |
5,9 |
600 |
2,3 |
15 |
7 |
9,25 |
800 |
11,3 |
54 |
- 95 |
600 |
3,56 |
40 |
5 |
8 |
0,78 |
7 |
6 |
43,5 |
113 |
16 |
6,25 |
600 |
67 |
9 |
5,49 |
170 |
12 |
0,5 |
0,43 |
87 |
6 |
11 |
9 |
- За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна. (160 км)
- Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? (8 кг)
- Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние, со скоростью 40 км/ч? (6 час)
- Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 10 маляров? (4 дня)
- 4 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 8 комбайнов? (5 дней)
- При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 ц хлеба? (15 ц)
- В сахарной свекле содержится 18,5 % сахара. Сколько сахара содержится в 50 т сахарной свеклы? (9,25 т)
- Решить пропорцию:
12,5:Х = 1,2 : 0,6 [6,25] - [0,5]
В результате самостоятельной работы по группам, на доске записываются следующие названия растений: КИСЛИЦА, ЦИКОРИЙ, ЛАПЧАТКА, ОДУВАНЧИК.
Учитель: А теперь узнаем, что это за растения и каковы их свойства.
Слайды № 9-13. (Фото растений и краткое описание лечебных свойств).
Слайд № 14 (Правила сбора растений.)
Слайд № 15 Д/з №787(а,в), ответы на вопросы:
- Узнать у бабушки или у родителей рецепт блюда из растений.
Итог урока, выставление оценок.
Слайд № 16 – 18. Дополнительные задания
Слайд № 19
Давайте и мы будем любить окружающую нас природу, беречь, охранять и стараться узнавать о ней как можно больше…
Используемая литература:
- И.Б.Ремчукова «Игровые технологии на уроках», математика. Из-во «Учитель»
- А.В.Фарков «Внеклассная работа по математике» Москва Айрис-пресс
- М.Ю.Шуба «Занимательные задания в обучении математике» Издательство «Просвещение»
Интернет источники:
- images.yandex.ru