Урок математики по теме "Отношения и пропорции"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (677 кБ)


I. Орг. момент. Психологический настрой на успех

(Ребята закрыв глаза повторяют про себя последние слова.)

На уроке наши глаза внимательно смотрят - и всё видят,
Уши внимательно слушают - и всё слышат,
Голова хорошо работает - думает, мыслит.

II. Слайд №1 Тема «Отношения и пропорции»

Цели урока:

  • Отработка навыков вычисления.
  • Расширение знаний об окружающей природе, воспитание бережного отношения к ней.
  • Развитие логического мышления, математической речи.

Задачи урока:

  • Развивать в детях умение работать коллективно, воспитывать в них уверенность в себе и чувство ответственности друг за друга.
  • Расширить знания обучающихся о растениях нашего края.
  • Воспитать средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

III. ХОД УРОКА

Слайд № 2. Логическое упражнение.

Назовите лишнее слово:

Частное, дробь, отношение, произведение, деление.

Слайд № 3-5. Устная работа:

  1. Длина маршрута 24 км. Какую часть маршрута составляет 5 км?
  2. В мешке 50 кг сахарного песка. Какую часть этой массы составляет 27 кг?
  3. Найдите отношение 0,2 к 2,2.
  4. Найдите отношение 0,25 к 0,45
  5. Из 24 га вспахали 8 га. Какую часть всей площади вспахали?
  6. Укажите верную пропорцию:
    2:3=5:10
    2:3=10:15
    5:10=8:4
  7. Укажите неверную пропорцию:
    72:8=63:7
    3:8=6:16
    12:18=3:2
  8. Найдите число, если  его равны 16.
  9. Девочка исписала 36 страниц, что составило  общей тетради. Сколько всего страниц в тетради?
  10. Как можно записать условие: « а меньше в в р раз»
  11. Найдите отношение 2 к
  12. Что произойдёт с дробью , если 1 разделить на эту дробь.
  13. Что показывает отношение а к в.
  14. Укажите основное свойство пропорции
    8 : 6 = 16 : 12;
    2 : 3 =10 : 15

Слайд № 6. Решите задачу:

Жить или курить? Что вы видите? 

Большинство учёных стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – очень опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза; в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза. Жить или курить? Частично дать ответ на этот вопрос поможет решение следующей задачи.

Задача. Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. Так жить или курить? 

Ученые также установили, что наша повседневная пища должна обязательно содержать достаточное количество растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно салатами, напитками из трав и плодов. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы узнать об этих растениях.

Слайд №7. Самостоятельная работа по отработке вычислительных навыков по данной теме (в группах по 5 человек).

Слайд №8. Выполнив задания к карточкам, узнаете названия этих растений!

Физминутка для глаз:

Рисуй глазами треугольник; теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмёрку вертикально
Ты головою не крути, ты на бочок её клади
Теперь веди горизонтально и в центре ты остановись.
Глазки закрыли, открыли, поморгали. Зарядка окончена, вы молодцы!

Карточка № 1

№ задания

С

И

Л

К

Ц

А

1

1,5

21

15

160

1

12

2

5

8

- 1,8

3

6

18

20

28

2000

4,85

4

7

- 8,2

4

1

41

- 22,4

5

- 6

5

11,25

11

5,2

- 6,3

6

37,5

10,1

- 52

150

15

1,5

7

12

11,8

17,9

4

0

9,25

  1. За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна.(160 км)
  2. Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? (8 кг)
  3. Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние, со скоростью 40 км/ч? (6 час)
  4. Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 10 маляров? (4 дня)
  5. 4 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 8 комбайнов? (5 дней)
  6. При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 ц хлеба? (15 ц)
  7. В сахарной свекле содержится 18,5 % сахара. Сколько сахара содержится в 50 т сахарной свеклы? (9,25 т)

Карточка № 2

№ задания

О

К

И

Й

Ц

Р

1

5

160

7,09

2

5,5

12,1

8

- 10

3

41

6

403

1400

7

70

4

4

- 40

- 4

10

- 4,7

5

5/11

6,5

2800

30

10,3

5

6

1

2

15

 1,5

5

- 35

7

12,3

7,15

41

9,25

1,5

7,29

  1. За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна. (160 км)
  2. Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? (8 кг)
  3. Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние, со скоростью 40 км/ч? (6 час)
  4. Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 10 маляров? (4 дня)
  5. 4 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 8 комбайнов? (5 дней)
  6. При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 ц хлеба? (15 ц)
  7. В сахарной свекле содержится 18,5 % сахара. Сколько сахара содержится в 50 т сахарной свеклы? (9,25 т)

Карточка № 3

№ задания

А

Л

Т

П

К

Ч

1

7,6

160

11/19

- 4

5/9

2/13

2

8

8/9

9/11

- 70

- 19

3/4

3

9,4

- 180

- 90

6

50

- 80

4

240

9,4

10,4

10,3

2/9

4

5

5

- 0,052

- 90

- 35

- 11

10

6

2,5

7,6

15

15,7

1,5

4

7

9,2

10

7

11,5

9,25

12,1

8

6,25

17,2

8,3

14

0

11,8

  1. За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна. (160 км)
  2. Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? (8 кг)
  3. Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние, со скоростью 40 км/ч? (6 час)
  4. Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 10 маляров? (4 дня)
  5. 4 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 8 комбайнов? (5 дней)
  6. При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 ц хлеба? (15 ц)
  7. В сахарной свекле содержится 18,5 % сахара. Сколько сахара содержится в 50 т сахарной свеклы? (9,25 т)
  8. Решить пропорцию:
    12,5:Х = 1,2 : 0,6 [6,25]

Карточка № 4

№ задания

Ч

В

О

К

А

Д

И

У

Н

1

2

8/11

160

12

17

34

765

43

- 1

2

- 43

- 66

1/2

34

0,9

8

145

5/6

- 12

3

22

74

5,6

7/8

7/19

- 46

76

6

- 43

4

46

4

- 100

5,6

4/7

7/9

16

3

6/7

5

8

5/6

- 55

0,87

5

- 23

- 100

43

44

6

13

48

- 4,9

91

67

5,9

600

2,3

15

7

9,25

800

11,3

54

- 95

600

3,56

40

5

8

0,78

7

6

43,5

113

16

6,25

600

67

9

5,49

170

12

0,5

0,43

87

6

11

9

  1. За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна. (160 км)
  2. Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? (8 кг)
  3. Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние, со скоростью 40 км/ч? (6 час)
  4. Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 10 маляров? (4 дня)
  5. 4 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 8 комбайнов? (5 дней)
  6. При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 ц хлеба? (15 ц)
  7. В сахарной свекле содержится 18,5 % сахара. Сколько сахара содержится в 50 т сахарной свеклы? (9,25 т)
  8. Решить пропорцию:
    12,5:Х = 1,2 : 0,6 [6,25]
  9.  [0,5]

В результате самостоятельной работы по группам, на доске записываются следующие названия растений: КИСЛИЦА, ЦИКОРИЙ, ЛАПЧАТКА, ОДУВАНЧИК.

Учитель: А теперь узнаем, что это за растения и каковы их свойства.

Слайды № 9-13. (Фото растений и краткое описание лечебных свойств).

Слайд № 14 (Правила сбора растений.)

Слайд № 15 Д/з №787(а,в), ответы на вопросы:

  • Узнать у бабушки или у родителей рецепт блюда из растений.

Итог урока, выставление оценок.

Слайд № 16 – 18. Дополнительные задания

Слайд № 19

Давайте и мы будем любить окружающую нас природу, беречь, охранять и стараться узнавать о ней как можно больше…

Используемая литература:

  1. И.Б.Ремчукова «Игровые технологии на уроках», математика. Из-во «Учитель»
  2. А.В.Фарков «Внеклассная работа по математике» Москва Айрис-пресс
  3. М.Ю.Шуба «Занимательные задания в обучении математике» Издательство «Просвещение»

Интернет источники:

  • images.yandex.ru