Цели урока
- Упражнять в написании слов с удвоенными согласными, исследуя причины удвоения.
- Способствовать развитию орфографической зоркости.
- Повторять правила переноса слов с удвоенными согласными.
- Совершенствовать умение разбирать слова по составу и на основе этого грамотно писать слова с удвоенными согласными.
- Учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения.
- Продолжить развивать способность работать в группах, опираться на помощь товарищей.
- Совершенствовать умения слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.
Оборудование
- Мультимедийный проектор. Презентация урока.
- Карточка – тест для каждого ученика.
- Опорные схемы «Состав слова», «Правописание приставок».
- Кроссворд.
- Ребусы со словами с обратной стороны листа.
- Карточки для проверки знаний темы (к самостоятельной работе и работе с тестами).
- Материалы к играм «Доскажи словечко», «Назови одним словом».
- Фонограмма песни «Гимн Незнайки и его друзей».
- Картинки к письму с комментированием.
- Толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова.
- Смайлики каждому ученику.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня, ребята, мы будем работать в 4 группах, выберите руководителя, в группах вы можете советоваться, оценим работу каждой группы по количеству фишек, полученных во время урока, старайтесь. А упражняться будем в написании слов по теме….
Не будем терять ни секунды, приступаем к 1 заданию.
II. Вводный тест.
Предлагаю быстро выполнить тест, соединяя части определения. Ведь весь урок мы будем опираться на знания частей слова. (слайд 6) Дети на индивидуальных карточках работают цветными карандашами (приложение 1).
Изменяемая часть слова Часть слова без окончания Общая часть родственных слов Часть слова перед корнем служит для образования новых слов Часть слова после корня служит для образования новых слов |
корень окончание суффикс основа приставка орфограмма |
- Какое слово лишнее? Что такое орфограмма? (Дети. Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.)
Необходимо знать правила правописания различных частей слова. (слайд 7)
- Написание суффиксов надо знать, требует практического применения.
- Приставки надо знать; правописание некоторых требует развития фонематического слуха и умения разбирать слова по составу.
- Корни родственных слов пишутся всегда одинаково независимо от их произношения.
- С правописанием окончаний мы познакомимся, когда будем изучать части речи более полно.
- Какие правила правописания корней вы знаете? (слайд 8)
- Проверяемые безударные гласные.
- Парные звонкие и глухие согласные.
- Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).
- Разделительный мягкий знак ь.
- Непроизносимые согласные.
- Двойные согласные.
- Какая же тема нас интересует больше всего? Разгадаем кроссворд. (слайд 9)
- Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? дрожжи
- Группа дружных детей. коллектив
- Шестой день недели. суббота
- Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. троллейбус - Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. антенна
- Во мне два к. Не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом - аккуратный. - Вдоль дороги по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут … аллея
- Мы будем упражняться в написании слов с двойными согласными.
III. Закрепление пройденного.
1. Наблюдения – исследования (слайд 10)
- Проследим, где в слове могут быть двойные согласные.
- Выясним, по каким правилам орфографии их надо там писать.
- Задание № 1. (слайд 11)
Образование родственных слов с помощью суффиксов.
Группа ------ работа (групповая работа)
Лимон ----- чай (лимонный чай)
Коллектив ----- труд (коллективный труд)
Выявление, как образовалось новое слово, где находятся двойные согласные.
(Выделяем корни, окончания, суффиксы. Где же двойные согласные?)
Дети. На границе корня и суффикса, в середине корня, на границе, когда одна буква относится к корню, а другая – к суффиксу.
- Задание №2. (слайд 12)
Образование родственных слов приставочным и приставочно-суффиксальным способом.
- Чтобы лучше понять значение слова, чаще надо заглядывать в толковые словари известных филологов, знатоков русской словесности В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова. Воспользуемся их знаниями. Попробуйте отгадать слова, образовывая от данных слов с помощью данных приставок и, если надо, добавьте свои суффиксы.
(В руках у учителя и на выставке толковые словари).
Хорошо читающие ученики читают объяснения слов из толковых словарей.
Отгаданное или образованное слово все записывают, объясняется, каким способом образовано, выделяется корень, приставка, суффикс (Объясняется, почему пишем удвоенные согласные, подвожу к выводу о правописании данных приставок). (слайд 12) (приложение 2)
Рассада. Растение, выращенное в парнике для последующей пересадки на гряды. (с. 697)
Беззаботный. 1. Ни о чём не заботящийся, легкомысленный. 2. Свободный от забот. (с. 27)
Оттолкнуть. 1. Толчком отодвинуть. 2. Внушить кому-то неприязнь к себе. (с. 502)
Бессовестный. Нечестный, наглый. (с. 33)
Раззевался. 1. Начал усиленно зевать. 2. Начал смотреть, зевать по сторонам (будучи занятым каким-либо делом, начал небрежно, невнимательно работать).
(Ушаков, с. 1158)
Сад |
рассада |
от |
раз |
без |
рас |
бес |
Забота |
беззаботный |
|
|
|
|
|
Толкать |
оттолкнуть |
|
|
|
|
|
Совесть |
бессовестный |
|
|
|
|
|
Зевать |
раззевался |
|
|
|
|
|
- Задание № 3 .
Вывод (слайд 13) того, какие согласные пишутся после приставок на согласную.
2. Запись предложений под диктовку с комментированием. (слайд 14)
(Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание. Выделить приставки в таких словах).
Ребята подали дневники на проверку. Дядя Костя поддал пару по просьбе гостей.
(Поддать (по Ушакову, с. 379) – подкинуть вверх ударом снизу; усилить, прибавить, увеличить силу, напряжённость чего-либо; ударить, стукнуть кого-то).
3. Самостоятельная работа. (слайд 15)
(Работа по карточкам, по 1 ученику из 2 групп с обратной стороны доски для последующей проверки всего класса).
- Вставьте, где надо двойные согласные (приложение 3)
Стари…ая монета, тума…ое утро, зелё…ая ветка, ра…..ердился на меня, У бабушки бе…о….ица.
4. Вывод.
- Когда же надо писать двойные согласные в слове? (слайд 16)
- Когда при произношении согласный произносится долго.
- Когда требует того состав слова и лексическое значение данного слова.
5. «Послушай и скажи».
- В каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные. (слайды 17, 18)
А) Спросите, не повысив тона:
Что больше – центнер или тонна?
Б) Если в доме много сора,
В доме вспыхнет ссора.
В)Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал.
Г) Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
6. Танцевальная разминка.
Танцуем вместе с Незнайкой под «Гимн Незнайки и его друзей». (слайд 19)
- Незнайке всё бы бегать да веселиться, а задание, видимо, ещё не сделал.
7. «Прав ли Незнайка?». (слайд 20)
- Вчера мы помогли Незнайке. Но он не хочет больше запоминать слова с двойными согласными. Прочитайте, что он пишет. (Читает хороший ученик) (приложение 4).
Зачем ещё учить слова
Ведь класс помог уже вчера.
И я теперь смогу на «пять»
Их без сомненья написать:
Аллея, касса, сонн и тонна
Перонн, шоссе, хоккей, коллонна,
Гррупа, русккий, акурратно.
Ну что, друзья, тут непонятно?
(Учащиеся исправляют ошибки, допущенные Незнайкой).
- Ну, что ж, ребята, надеюсь, Незнайка будет дружить с русским языком, научится находить в словах опасные места, объяснять их по правилам орфографии, а если надо – запоминать, пополняя свой словарный запас.
8. Ребусы. (слайд 21, 22, 23)
Учащиеся записывают слова (колонна, вожжи, группа, масса, хоккей, юннат, касса, ссора), объясняя значение и пополняя свой словарный запас.
9. Шарада.
Первая буква есть в слове сурок,
Но нет этой буквы в слове урок.
А дальше подумай, и краткое слово
У умных ребят ты найдёшь у любого.
Две буквы у мамы возьми без смущенья,
И в целом получишь - итог от сложения. с - ум - ма (приложение 6)
10. Работа по тестам (4 варианта, для работы в каждой группе). (слайды 24 -31)
См. др. варианты в папке Тест 2 электронного варианта (приложение 7).
|
|
Дети могут обсуждать правильность своего выбора со всей группой.
11. Игра «Назови одним словом». (слайд 32-35)
- Солёная вода для засолки овощей. Рассол
- Обучение животных послушанию. Дрессировка
- Собрание картин или камней. Коллекция
- Художественное произведение небольшого размера. Рассказ
- Рисунок, картинка в книге к тексту. Иллюстрация
- Время перед самым восходом солнца. Рассвет
- Праздничное освещение улиц. Иллюминация
Учитель. Где в слове находятся удвоенные согласные? (Дети. В корне, на границе приставки и корня, начинающегося с той же согласной).
12. Игра «Доскажи словечко». (слайд 36-42)
Где доска и парты есть, По долинам, по оврагам Ах, какой огромный стол! |
На большие расстояния Он на вокзале есть всегда, Этот глаз – особый глаз: |
IV. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
Исследовали, когда и где в слове пишутся удвоенные согласные.
Упражнялись в написании слов с двойными согласными.
Пополняли словарный запас такими словами.
Рефлексия (слайд 43)
- Какая работа понравилась вам больше всего?
- Дайте с помощью смайликов оценку совместной работы всего класса на уроке (приложение 9)
Окончание урока под песню «Хэппи энд». Подсчёт фишек по группам. Сообщение положительных отметок за работу на уроке. (слайд 44)
Примечание. Работа в группах.
Учитель собирает группы разных по развитию детей. На уроке дети обсуждают кандидатуры руководителя, на которого возлагается большая ответственность. Руководитель определяет, кто, когда будет отвечать за всю группу, давая возможность каждому проявить себя, принимает общее (желательно, правильное решение), готовится выполнять самое сложное задание, даёт оценку всей группе и характеризует вклад каждого. Чаще всего группа получает общую оценку по суммированным баллам за ответы. Но, по рекомендации руководителя, учитель может повысить или снизить отметку ученику.
Дети получают фишки:
- за индивидуальные ответы в течение всего урока;
- за количество верных результатов по тесту 1 (части слова);
- за наименьшее количество ошибок при самостоятельной работе;
- за активную работу всей группы;
- за хорошее руководство группой и помощь всем согруппникам.