Час общения "Если рядом настоящий школьный друг…" (внеклассное мероприятие с элементами проектной деятельности)

Разделы: Начальная школа


Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как одного из высших человеческих чувств.

Задачи:

  • способствовать формированию дружеских отношений в коллективе как основы комфортной образовательной среды;
  • способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей, о дружбе через работу над литературными произведениями, игровыми и жизненными ситуациями;
  • создать условия для творческого взаимодействия взрослых и детей при подготовке к мероприятию и между детьми при групповой и парной работе;
  • содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры;
  • работать над осознанием и развитием чувства личной ответственности за свои поступки;
  • обогащать словарный запас учащихся через введение новой лексики;
  • расширять кругозор учащихся посредством изучения исторических сведений.

Предварительная подготовка: Класс разбивается на творческие группы и готовит следующие проекты:

1 группа - "Пословицы о дружбе";

2 группа - "О дружбе и друзьях в литературе";

3 группа - "Мой друг учится со мной";

4 группа - "Невыдуманные истории о дружбе" (на примере своих семей).

Учащиеся готовят рисунки и творческие работы на темы:

"Мой друг", рисунки к пословицам о дружбе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • электронная презентация "Если рядом настоящий школьный друг";
  • клип "Дружба" из мультсериала "Смешарики" в исполнении группы "Барбарики";
  • рисунки и творческие работы учащихся по теме "Мой друг";
  • рисунки к пословицам о дружбе;
  • текст рассказа И.Туричина "Дружба",
  • Н.Чебаевского "Одинаковые",
  • стихотворения А.Л. Барто "Требуется друг";
  • лепестки для "Цветка дружбы";
  • полоски бумаги с написанными на них качествами и чертами характера.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели часа общения. (Приложение1, слайд 1)

Приложение 1.

"Что такое дружба?"-
Спросила я у птицы.

- Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя:
"Что такое дружба?"

- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:

"Дружба что такое?" (Приложение1, слайд 2-3)

- Это что-то огромное,
Радостное, большое.

Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.

Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!

Дружба - это удивительные отношения между людьми. Как правило, дружат люди, у которых похожи интересы, характеры, темпераменты. Дружеские отношения чаще начинаются в вашем возрасте. Поэтому надо сейчас работать над тем, чтобы у вас появились друзья, надо самим быть хорошим другом. Этому мы будем учиться.

2. Основная часть

Какое прекрасное слово "друг"! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, секретничать.

С давних времён люди размышляли о дружбе. Это слово имеет в русском языке много родственных слов. Вам сейчас и предстоит собрать семейку родственных слов к слову "дружба".

а). Работа в группах

Подберите однокоренные слова к слов у "дружба".

(Группам даны конверты со словами: друг, дружить, дружный, дружелюбный, дружественный, дружок, подруга, сосед, родственник, одноклассник, приятель, знакомый, товарищ.

Дети выбирают однокоренные слова, написанные на лепестках. Лепестки относят к доске и прикрепляют их к ЦВЕТКУ ДРУЖБЫ.)

Итак, вы назвали семейку однокоренных слов. Вот какая большая семейка получилась! А мне известно ещё одно родственное слово - дружина. (Приложение1, слайд 5-6)

Очень давно, когда люди жили маленькими селениям, во главе их стоял князь. Чтобы защитить селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина позже стали называть друг. И были воины дружны, друг за друга горой стояли , в обиду Русь - матушку не давали.

Я добавлю в ЦВЕТОК ДРУЖБЫ слово дружина.

Расцвёл цветок, заиграл всеми цветами радуги. Настоящий Цветик-Семицветик из сказки В. Катаева.

На какое желание потратила Женя свой последний лепесток? (Вылечила больного мальчика.) Хочется верить, что дети-герои рассказа станут друзьями.

Я тоже загадала желание для моего лепестка.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.

- Вели, чтобы у каждого из нас был настоящий друг!

Иметь настоящего друга - это великое счастье в жизни. А чтобы друга настоящего сберечь, надо прислушаться к народной мудрости - пословицам.

Ребята из группы "Знатоки пословиц" подготовили проект "Пословицы о дружбе" и нарисовали к ним рисунки. Сейчас они расскажут о своём проекте.

б). Проект "Пословицы и поговорки о дружбе"

(Дети показывают свой рисунок по пословице и рассказывают, как они её понимают.)

- Старый друг лучше новых двух. (Приложение1, слайд 8)

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь. (Приложение1, слайд 9)

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Приложение1, слайд 10)

- Нет друга - ищи, а нашёл - береги. (Приложение1, слайд 11)

- Был бы друг, найдётся и досуг. (Приложение1, слайд 12-13)

Проверим, хорошо ли вы знаете пословицы о дружбе. Я начну пословицу, а вы продолжайте.

(Приложение1, слайд 14)

- Нет друга - ищи, а нашёл::.(береги).

- Новых друзей наживай, а старых:..(не теряй).

- Человек без корней, что дерево ::(без корней).

- Дружба крепка не лестью, а ::..(правдой и честью).

- Друзья познаются в::.(беде).

в). Работа в группах

Какие качества и черты характера вы больше всего цените в друзьях? Давайте определим вместе. Распределите слова по группам:

Что вы цените в дружбе?

Что мешает дружбе?

(Детям даны конверты со словами на полосках бумаги:

1 группа - справедливость, честность, недопонимание друг друга, грубость;

2 группа - доброта, отзывчивость, зависть, упрямство;

3 группа - умение сотрудничать, вежливость, драчливость, хвастовство;

4 группа - доверие, порядочность, эгоизм, нежелание уступить друг другу.

Мальчики выбирают слова на тему : Что мешает дружбе?

Девочки - на тему: Что вы цените в дружбе?

Дети выбирают слова, прикрепляют их к рисункам солнца и тучки, озвучивают слова. )

Известный учёный, знаток русского языка В.И.Даль (Приложение1, слайд 16) говорил, что дружба и друг должны быть бескорыстными. Это значит, что дружат не для того, чтобы тебе что-то сделали или подарили, не для выгоды. Дружат бескорыстно. Я добавлю слово "бескорыстие". Этой чертой характера обладает настоящий друг и её я ценю в дружбе.

Вывод: мы с вами выяснили, что друг - добрый, честный, внимательный человек. Ему присуща доброта, верность, справедливость, отзывчивость. Друг всегда бескорыстен, дружит "просто так", не для выгоды.

Группа "Читатели" готова рассказать вам об одном мальчике, который:

Впрочем, слушайте сами...

(Чтение рассказа Ильи Туричина "Дружба" по ролям.) (Приложение1, слайд 18)

- Можно ли назвать ребят друзьями?

- Умеет ли Серёжа быть другом?

- Вы хотели бы иметь такого друга, как Серёжа?

Вывод: к сожалению, отдельные ребята склонны к дружбе с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги. Эти ребята живут по правилу "ты- мне, я- тебе". Дружить надо не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.

г). Физкультурная минутка.

Вы знаете, что дружба гладкой не бывает. Иногда мы ссоримся с друзьями: не поняли друг друга, не уступили в споре, обидели по пустякам. Как тогда становится у вас на душе? Вы переживаете размолвку с другом? Из-за ссор, недопонимания дружба может разрушиться. Друга легко потерять. Гораздо труднее дружбу сохранить. Мой вам совет: найдите в себе силы и мудрость простить другу его ошибки, признать свои и помириться.

Когда я была такая, как вы, мы мирились "мизинчиками". А вы так умеете? Давайте встанем, возьмем себе пару. Не забудьте совет Крошки Енота: надо обязательно улыбнуться друг другу.

("Мирись, мирись и больше не дерись:.")

Скажите, а какие способы примирения есть у вас? Приведите примеры.

д). Проект группы "Мой друг учится со мной"

Что лучше: иметь много знакомых и приятелей или одного настоящего друга?

Послушаем проект группы "Мой друг учится со мной".

(Дети из группы "Друзья" рассказывают о своих школьных друзьях.)

Спасибо. Видно, что вы дорожите дружбой, тепло говорите о своих друзьях. Видно, вы и сами хорошие друзья.

Быть другом одноклассника всегда интересно, ведь очень много времени вы проводите вместе, у вас общие заботы, общие впечатления. Тем более, надо быть внимательнее друг к другу.

Послушайте рассказ Николая Чебаевского "Одинаковые" и подумайте, можно ли сказать, что Соня верный, настоящий, друг? (Приложение1, слайд 20)

(Чтение рассказа детьми из группы "Читатели".)

Ответьте, за что мама осудила Соню?

Надеюсь, у вас никогда не возникнет такой ситуации, как у девочки из стихотворения А. Барто "Требуется друг". (Приложение1, слайд 21)

(Ребята из группы "Читатели" читают стихотворение наизусть.)

Почему героине так трудно было найти друга?

Что посоветуете этой девочке, чтобы с ней дружили, а не обходили стороной?

3. Тренинг.

Составление правил дружбы. (Приложение1, слайд 22)

Вы замечали, что чем лучше и добрее вы относитесь к своим сверстникам, тем больше друзей среди них появляется у вас?

Как нужно разговаривать с друзьями?

Хорошее другу сказать так приятно,
Услышать такое же хотим мы в ответ.

Правило 1. Общайся доброжелательно.

Сейчас мы с вами потренируемся общаться друг с другом. Ваши группы получили карточки с заданием. Обсудите ситуацию, выработайте единую позицию.

Группа "Знатоки пословиц":

Ваш друг получил плохую оценку, расстроился. Какие слова вы ему скажете, чтобы поддержать его? Как поможете исправить оценку?

Правило 2.  Поддержи друга.

Правило 3. Помоги ему во всём.

Группа "Читатели":

Ваш друг получил хорошую оценку. Какие слова вы ему скажете по поводу его успеха?

Правило 4. Радуйся успехам друга.

Группа "Друзья"

Ваш друг заболел, не пришёл в школу. Ваши действия? Как поддержите его в этой ситуации?

Правило 5. Будь внимателен к другу.

Группа "Биографы"

Вы нечаянно обидели друга. Переживаете вы, переживает ваш друг. Каковы ваши действия?

Правило 6. Умей признать свои ошибки и попросить прощения.

Спасибо за работу. Вы настоящие друзья. Мой вам совет:

Правило 7. Берегите дружбу!

Мы с вами составили правила дружбы. Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Будьте верными, чуткими, вежливыми друг к другу. Не надо быть зазнайками, ябедами. Берегите ваших друзей от неверных поступков, приходите к ним на помощь и тогда вас назовут настоящим другом.

е) Проект группы "Биографы"

Берегите вашу школьную дружбу. Возможно, она будет сопровождать вас всю жизнь; возможно, когда - нибудь вы скажете своим деткам: "Это мой школьный друг". Я знаю, что в ваших семьях эта фраза звучит всякий раз, когда ваши родители вспоминают своих друзей. (Приложение1, слайд 23-27)

Послушайте невыдуманные истории о дружбе.

(Ребята из группы "Биографы" рассказывают о дружбе поколений в их семьях: Даша Л., Саша Л., Юля Б.) (Приложение1, слайд 28-33)

У нас в гостях героини невыдуманных историй - бабушка Саши Л., Тамара Александровна, и бабушка Юли Б., Лидия Семёновна. Поприветствуем их.

Тамара Александровна, Лидия Семёновна! Очень приятно, что вы пришли к нам. Пример Вашей дружбы даёт нам уверенность в том, что дружба может быть бесценным даром нам в жизни.

(Слово предоставляется Тамаре Александровне. Гостям преподносятся цветы.)

(Приложение1, слайд 34)

Итог часа общения.

Мы хорошо с вами поговорили сегодня. Меня порадовали ваши проектные работы, ваши искренние слова о друзьях. Спасибо всем! (Приложение1, слайд 36)

Надеюсь, кому-то из вас пригодятся наши советы, кто-то помирится с другом, а кто-то будет работать над собой. Самое главное - помните: быть другом - это большая ответственность за себя и за того, с кем дружишь.

(Группа "Читатели" наизусть рассказывает стихотворение)

Если есть друзья на свете -
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим -
Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.

Пусть не будет обид
Или ссор между вами,
Если даже совсем
Не выходят дела.

Помогите друг другу,
Останьтесь друзьями,
Чтобы дружба, как солнце,
Светить вам могла.

Подарите друг другу
Улыбку и счастье,
Повнимательней будьте
К заботам друзей.

И тогда лучик дружбы
Рассеет ненастье,
И тогда станет в мире
Немножко светлей.

Релаксация. Сейчас вас ждёт небольшой сюрприз от меня: добрая песенка о дружбе от героев мультсериала "Смешарики" звучит в исполнении группы "Барбарики". Посмотрите и улыбнитесь. (Приложение1, слайд 37)

Приложение 1.