До групповой работы учащимся нужно сообщить, что каждая группа изучает свой материал, готовит по нему теорию, схему, таблицу, тест, затем защищает свою работу. Во время защиты другие группы должны задавать вопросы по заслушанной теме на уточнение и понимание материала, так как в конце урока проводится проверочное задание по всем макрорегионам Зарубежной Азии и составляется вывод на понимание темы на оценку.
Подготовительный этап.
- Формирование групп
- Выявление проблемы, целеполагание, планирование
- Практическое применение ЗУН
- Обучение презентации, рефлексия
- Итоги
Оборудование: политическая карта Зарубежной Азии, компьютерная презентация, путевые листы, таблицы, листы с заданиями,
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума (с компьютерной поддержкой)
План урока
- Классификация стран макрорегионов Зарубежной Азии;
- Особенности ГП стран макрорегионов Зарубежной Азии;
- Хозяйственная оценка природных ресурсов макрорегионов Зарубежной Азии;
- Особенности населения Зарубежной Азии;
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об особенностях историко-географических регионов, с помощью которых легче создать образ мира, а именно о Зарубежной Азии.
- Кто знает, что XXI век является «веком Азии»?
- Какие аргументы (предположения) в пользу этого утверждения вы можете привести?
(Ответ: АТР – один из динамичных в мире; по прогнозам семь из десяти ведущих стран мира будут к этому времени азиатскими: Китай, Япония, Индия, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Тайвань; КНР может стать первой страной мира по объему ВВП)
- Какой информацией вы уже владеете о Зарубежной Азии?
(Ответы: самый большой регион, площадь этого региона – 27,7 млн км2, с севера на юг территория Зарубежной Азии протягивается на 7 000 км, а с запада на восток более чем на 10 000 км, омывают три океана: Тихий – с востока, Атлантический – с запада, Индийский – с юга…)
- Посмотрите на карту, найдите здесь информацию о Зарубежной Азии
(ответ: В его пределах можно выделить несколько крупных регионов: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная и Центральная Азия).
- Но давайте вернемся еще раз к началу урока, где я сказала, что легче создать образ мира с помощью историко-географических регионов, для этого нам нужна информация в целом о Зарубежной Азии.
- Возникает проблемная ситуация: Для чего единый историко-географический регион разделен на 5 частей? И не помешает ли это деление в создании общей характеристики целой Зарубежной Азии?
(Обсуждение по вопросам)
- Но все равно проблема остается и звучит она так: Не разобравшись в малом, нельзя понять основного.
(и все же изучение региона должны начать с его частей)
- Попробуем сделать предположение, выдвинем гипотезу.
(Гипотеза: Регион Зарубежная Азия является цельным, потому что его части имеют много общих черт;
Если близрасположенные территории имеют сходства, то они представляют единый регион)
- Итак, мы столкнулись с противоречием. Нам необходимо знать общую характеристику всего региона в целом, но в то же время он разделен на отдельные части.
- Какой способ решения этого противоречия вы можете предложить?
(Ответ: В начале дать сравнительную характеристику отдельным частям Зарубежной Азии, затем выделить общее среди этих частей).
- Т.о., изучение Зарубежной Азии мы начнем с характеристики внутренних ее регионов, а значит, тема урока будет звучать так: «Сравнительная характеристика макрорегионов Зарубежной Азии»
- Мы живем в 21 веке, к тому же в Азиатской части света, как вы считаете, какая информация по данной теме может быть значимой для вас? Запишите ваши личные образовательные цели этого урока в тетрадь: что я хочу узнать, обсудить, чему хочу научиться.
(ответы учащихся – учитель записывает на доске цели урока, предложенные учащимися)
- Определив важные моменты темы, поставим общую цель урока.
(Цель урока: Дать общее представление Зарубежной Азии на основе показа своеобразия ее макрорегионов).
Модель достижения цели.
Задачи - этапы:
- Выделить особенности Юго-Западной Азии;
- Выделить особенности Южной Азии;
- Выделить особенности Восточной и Центральной Азии;
- Выделить особенности Юго-Восточной Азии;
- На основе сравнительной характеристики частей Зарубежной Азии выделить общие признаки региона.
- Форма работы – групповая; работать будут четыре группы. Каждая группа будет выполнять свое задание, связанное с одной из поставленных задач.
- 1 группа – 1 задача
- 2 группа – 2 задача
- 3 группа – 3 задача
- 4 группа – 4 задача
- 5 задачу решим по мере заполнения сводной таблицы «Сравнительная характеристика частей Зарубежной Азии»
Признаки | Юго-Западной Азии | Южной Азии | Восточной и Центральной Азии | Юго-Восточной Азии |
Часть света | ||||
Выход к океанам | ||||
Природные ресурсы мирового значения | ||||
Преобладающий климат | ||||
Плотность населения | ||||
Демографическая ситуация | ||||
Этнический состав | ||||
Религиозность | ||||
Урбанизация | ||||
Основные отрасли экономики | ||||
Экспортируемая продукция | ||||
Количественное преобладание стран экономического развития |
- Предполагаемый результат работы – общая характеристика Зарубежной Азии на основе сравнительной таблицы, схемы региона, тесты и выводы.
- Инструментарий для выполнения работы разложен на партах:
- Время выполнения работы – 10 мин
(Группы выполняют мини-проект, включающий:
Цель:
Задачи:
Работа с источниками информации
Практическая часть
Вывод
Презентация работы (защита проекта)
- Защита групповых мини-проектов
- Подведение итогов. Заключение.
Мы узнали, что части Зарубежной Азии различны по многим признакам, но есть и такие признаки, которые объединяют их в единый регион. Давайте их подчеркнем в таблице.
- Давайте вернемся к задачам урока
Задачи - этапы:
- Выделить особенности Юго-Западной Азии; (Выделили?)
- Выделить особенности Южной Азии; (Выделили?)
- Выделить особенности Восточной и Центральной Азии; (Выделили?)
- Выделить особенности Юго-Восточной Азии; (Выделили?)
- На основе сравнительной характеристики частей Зарубежной Азии выделить общие признаки региона. (Подчеркнуть. Выделили?)
- Вспомним цель урока.
Цель урока: Дать общее представление Зарубежной Азии на основе показа своеобразия ее макрорегионов.
Достигли ли мы цели?
- Сделайте вывод по 5 задаче
Вывод: Зарубежная Азия – очень многоликий и сложный регион. Страны региона различны по многим признакам, но расположены в единой части света Азии. Регион очень богат природными ресурсами, хотя они распределены неравномерно. Мозаичен этнический состав населения, но крупнейшими этносами являются хиндустанцы, бенгальцы, бихарцы, японцы. Демографическая ситуация характеризуется высоким Еп, что порождает серьезные социальные проблемы. Зарубежная Азия – развивающийся регион, где основу экономики составляет сельское хозяйство, но и выделяются и индустриальные центры Япония, КНР, НИС, нефтеэкспортирующие страны.
- Давайте посмотрим на цели, которые вы определили для себя сами. Смогли ли вы решить свои цели?
Рефлексия:
Мне на уроке удалось ….
На уроке узнал…, научился ….
Если бы я работал на уроке не в группе, а один, смог бы я достигнуть таких же результатов?
- Закрепление: проводится тестирование – каждая группа составляет тест - задания по рассмотренной ею теме. Группы обмениваются тестовыми заданиями и выполняют их на оценку. (взаимопроверка)
- Оценивание: за выполнение мини-проекта, за ответы теста
- Результат проекта: учебно – наглядное пособие по теме «Зарубежная Азия», включающее теоретическую основу темы, схему, таблицу, тесты.
- Домашнее задание: § 37. Создание проекта о стране Зарубежной Азии: Китай, Индия, Япония.