Цель: закреплять умение находить безударные гласные в корне, проверять безударные гласные разными способами, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные; работать над развитием орфографической зоркости; развивать речь учащихся, воспитывать аккуратность в работах.
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока
I. Орг. момент
(слайд 1)
II. Сообщение темы и целей урока
(слайд 2)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
Ребята, что такое весна?
А, что вы можете сказать о слове весна, как части речи? (слайд 3)
Назовите орфограмму в слове весна.
В какой части слова могут находиться безударные гласные?
Какие еще гласные в безударном положении требуют проверки?
Зачем надо проверять безударную гласную в корне слова?
А кто сможет назвать тему урока? (слайды 4-5)
Сегодня на уроке мы систематизируем знания по этой теме и совершим заочное путешествие в весенний лес.
III. Основная часть.
Чтобы дойти до весеннего леса выполним чистописание: мм лл ая
лисица, медведь, заяц.
Мы сможем войти в лес, если выполним задание от мудрой совы (слайд 6)
Назовите весенние месяцы
Прочитай. С. Маршак « Апрель». Объясни написание слов, у которых пропущена буква. Назови орфограмму. Спишите.
Немного отдохнем (слайд 7 физминутка для глаз.)
Ребята, назовите первые весенние цветы (слайд 8)
Послушай стихотворение Д. Зуева «Первый цветок». Запомни и назови слова с безударной гласной в корне слова.
На проталинке – первый цветок.
Как же он беззащитен и мал!
Резкий ветер его трепал,
Пригибал стебелек к земле,
Леденил в предрассветной мгле,
Но отважный цветок устоял!
Опущусь пред ним на колени,
Прикоснусь к лепесткам рукой –
Сколько мудрости и терпения
В этой капельке золотой!
Давайте запишем некоторые слова вместе с проверочным словом.
Объясни пословицу. Апрельский цветок ломает снежок. Запишите пословицу. Объясните написание слов. Подчеркните основу предложения.
Весной появляются насекомые. Выполнив задание, мы разбудим божью коровку.
Распредели слова по столбикам. Объясни написание (слайд 9)
А что, вы, знаете про божью коровку?
Ученик: Божья коровка по числу точек имеет название: семиточечная, двухточечная, шестнадцатиточечная и т.д. Жук выделяет жидкость, как у коровы молоко, отсюда и название. Правда, жидкость не белого, а оранжевого цвета, к тому же ядовита., поэтому коровок не едят на птицы, ни ящерицы, ни пауки.
А каких насекомых вы еще знаете?
Чтобы разбудить бабочку. Выполните задание самостоятельно.
(слайд 10)
(карточки)
1 уровень: Вставь пропущенные буквы, поставь ударение, выдели корень:
Зв..зда, ш…ры, св…ча, ч…сы, б…льчонок, с…ва, хл…пушка, гр…бок.
2уровень: Вставь нужную букву., поставь ударение, выдели корень. Составь предложение и запиши.
Зв…зда, ш…ра, св…ча, ч…сы, б…льчата, с…ва, хл…пушка, гр…бок.
3 уровень: Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Л..са вдали в..днее
Синее н..беса,
Заметней и ч..рнее
На пашне п..л..са,
И детские зв..нчее
Над лугом г..л..са.
В..сна идёт ст..ронкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен гол..с звонкий,
Не это ли в..сна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит в..лна…
Ребята, а сейчас все дружно отдыхаем. (слайд 11 физминутка) А. Блок
Ребята, будьте внимательны:
Как-то один мальчик проверил слово «слезинка» словом «слизь», а девочка слово «слепил» словом «липкий». А как бы ты проверил?
Таких примеров в русском языке много, слово очень похожи, но не являются родственными: лето и летчик, вода и водитель.
Попробуйте не ошибиться: (работа в парах по карточкам).
пол...скать ребенка пол...скать бельё прож...вать мясо прож...вать на даче пос...деть от старости пос...деть на стуле отв...рить окно отв...рить морковку |
Во всех ли словах можно проверить безударную гласную в корне слова ударением?
Вспомни словарные слова и запиши ответ.
Куда пришла весна?
Кто встречает весну?
А теперь мы отдохнем, но не забывайте, где мы с вами находимся. Назовите правила поведения в лесу.
Угадай зверька, (слайд 12.) Что знаете о белке?
Выпиши слова с безударными гласными в корне в три столбика: в первый – существительные, во второй – прилагательные, в третий – глаголы, (слайд 13)
Душистой смолой пахнет сосновый бор. Резвятся веселые проказницы белки. Сменили к весне пушистые серые шубки на рыжие. Никому в лесу не делают вреда хлопотливые белки. С сучка на сучок, с вершины на вершину гоняются они друг за другом по деревьям, весну встречают.
А чем занимаются ребята весной?
Запиши текст под диктовку.
Наступила теплая весна. По улицам побежали теплые ручейки. Саша и Вася смастерили из бумаги кораблики и пустили их по воде.
Назови слова с орфограммами. Возвращаясь в класс проведем взаимопроверку текста , написанного под диктовку. (слайд 14)
IV. Итог урока.
Как же проверить безударную гласную в корне слова?
Литература:
- Начальная школа. Русский язык. 3-4 классы (карточки).
- Сборник загадок 1-4 классы. Сост. Е.М. Тихомирова.
- Цветы. Какие они? Т.А. Шорыгина.
- Я познаю мир. Насекомые.