Цели:
- формировать представление об отличительных особенностях каждого из представленных природных сообществ: климате, животном и растительном мире;
- формировать элементарные умения по составлению презентаций в программе PowerPoint для реализации своих ЗУНов;
- продолжить развитие эмоциональной сферы, воображения, фантазии, умения моделировать природные объекты и явления;
- воспитывать чувства взаимоподдержки и взаимовыручки, эстетические чувства, уважительное отношение к природе родного края.
Задача: создать условие для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности;
Тип: урок обобщения и систематизации знаний
Форма: практическое занятие;
Оборудование: таблица-алгоритм работы с программой PowerPoint; таблица-алгоритм по описанию-защите природного сообщества, заготовки слайдов и векторной графики для создания учащимися презентации; карточки групп; цифры для жеребьевки; ТСО: ПК, проектор, экран.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурс и его краткое описание |
I. Оргмомент – 1 мин. | ||
II. Целеполагание и мотивация – 2 мин. | ||
– Мы много раз проводили разные игры, чтобы узнать, кто самый внимательный, а сейчас я предложу новую игру. – Сейчас вы посмотрите несколько фотографий, а потом назовёте ключевые слова, из которых мы составим название темы урока. |
Просмотр через мультимедийный проектор слайд-шоу: Презентация 1 Презентация 2 Презентация 3 Презентация 4 |
|
III. Актуализация знаний и формулирование темы – 3 мин. | ||
– Назовите ключевые слова этого слайд-шоу и объедините их в тему нашего урока. | -Северный Ледовитый океан, море, озеро, болото – природные сообщества. – Т.к. они достаточно близки друг другу, наверное, будем их сравнивать и давать характеристику, составлять цепи питания. |
|
–Что такое природное сообщество? | – Природное сообщество – это все растения и животные, которые обитают и взаимодействуют в нем. | |
–Что такое водоемы и какие водоемы мы знаем? | – Водоемы – это вода для питья и хозяйственных нужд, водные дороги, среда обитания для растений и животных. – Мы знаем такие водоемы, как моря, озера, болота. |
|
– Вспомните и перечислите основные отличия этих водоемов. | – Море – это часть океана, более или менее обособленная сушей. – Озеро – это заполненная водой впадина на поверхности суши. – Болото – это участок суши сильно увлаженный стоячей водой. |
|
IV. Планирование дальнейшей деятельности. Жеребьевка – 2 мин. | ||
– Сейчас мы разделимся на 4 группы. Каждая группа будет работать над презентацией своего сообщества 15 минут. Каждый участник группы составляет свою презентацию, потом вы выбираете лучшую, которую и будете представлять. Обратите внимание, что все сообщества, их растительный и животный мир даны вперемешку, поэтому вы не только должны составить презентацию, но не допустить ошибку выбирая объекты для нее. | ||
V. Применение учебного материала в новой учебной ситуации – 5 мин | ||
– Что мы должны с вами вспомнить о программе PowerPoint, заострить внимание на алгоритмах, лежащих на партах. | Работа с алгоритмами по составлению презентации и характеристики сообщества: Приложение 9 Приложение 10 |
|
VI. Работа в группах – создание презентации PowerPoint – 15 мин. | ||
Учащиеся самостоятельно составляют презентации, обсуждают их в группах, выбирают лучшую и готовятся к защите своей работы. | Работа на ПК. Создание презентации в программе Microsoft Office PowerPoint. | |
VII. Проверка уровня обученности. Оценивание – 14 мин. | ||
– Итак, пришло время для защиты своего проекта. На защиту проекта для каждой группы отводится 3 минуты. Оцениваться ваш проект будет по двум позициям: информатики и окружающего мира. | Просмотр через мультимедийный проектор готовых работ. | |
Дополнительные вопросы: – Почему растительный и животный мир С-Л океана очень скудный, по сравнению с другими океанами? – Можно ли растения морей разводить в пресных водоемах? – Каких животных много в озерах? – Какое общее свойство есть у всех растений болот? |
– Особенность С-Л океана заключается в том, что он географически расположен в зоне Арктических пустынь и его большая часть скована льдами. – Нет, нельзя, т.к. они приспособлены к жизни только соленных водах морей. – Приспособленных к жизни на воде и в воде. – Они все влаголюбивые. |
Презентация 5 Презентация 6 Презентация 7 Презентация 8 |
VIII. Подведение итогов урока – 2 мин. | ||
– Какие понятия вспомнили? – Что на уроке понравилось? – Что получалось? – Чему еще надо поучиться? |
||
IX. Домашнее задание – 1 мин. | ||
– Составить мини-презентацию для природного сообщества «Луг». |
Таблица для оценивания (на маркерной доске) | ||||
п/п № гр | Ф.И. участников группы | Природное сообщество | Итоговая оценка | |
Окружающий мир | Информатика | |||
1 группа | ||||
2 группа | ||||
3 группа | ||||
4 группа | ||||