Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Путешествие" с детьми старшей группы с ЗПР

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Продолжать работу над развитием и коррекцией фонематического слуха, внимания, памяти, мышления через отгадывание звуковых загадок, дидактические игры и упражнения.
  2. Обогащать словарный запас детей; продолжать учить детей отвечать полным ответом.
  3. Развивать общую моторику и координацию движений с речевым сопровождением.
  4. Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
  5. Воспитывать умение передавать свое эмоциональное состояние изобразительными средствами.

Оборудование:

  • Фонограммы со звуками города, леса (с пением птиц и шумом листвы), деревни (с голосами домашних животных и птиц).
  • Билетики на каждого ребенка с изображением геометрических фигур.
  • Картины с изображением леса, городской улицы, домашними животными, листья и плоды деревьев.
  • Картинки с изображением овощей, разрезные картинки в наборе.
  • Кузовок, мяч для игры.
  • Акварельные краски, кисточки, бумага для рисования.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: «Ребята, я нашла конверт, на нем написано: «Для ребят старшей группы». Интересно, что же в нем? (открываю). Это приглашение в путешествие, а здесь билеты на автобус. Ну что, поедем? (раздаю билеты) Сначала рассядемся в автобусе согласно билетам. На билетах геометрические фигуры разного цвета, вы должны сесть на стул с такой же фигурой». (Дети занимают свои места).

Воспитатель: «Заводим мотор: трын-трын-трын… Отправляемся в путь.

А теперь закройте глаза и послушайте внимательно, где сейчас едет наш автобус?» (включаю фонограмму «Улица города»)

Воспитатель: «Где мы едем?» (выставляю картину с изображением городской улицы).

«Как вы догадались, что мы едем по городу?» (ответы детей)

«Как называется часть улицы, по которой движутся машины?» (проезжая часть)

«По какой части улицы могут идти пешеходы?» (по тротуару, по переходу)

«Как называется одним словом автобус, такси, трамвай?» (транспорт)

Воспитатель: «Город проехали. Наше путешествие продолжается. Закройте глаза. Слушайте внимательно, куда мы приехали» (включаю фонограмму «Лес»)

«Правильно, в лес. А как вы догадались, что мы в лесу?» (Поют птицы, слышен шум листвы)

Воспитатель: «Какие деревья растут в лесу?» (ели, сосны, липы, березы, дубы)

Выкладываю на магнитную доску картинки с изображением деревьев, на столе лежат картинки листьев и плодов. Прошу одного из детей подойти и подобрать листья и плоды к дубу, ели, сосне и т. д., каждый ребенок выполняет свое задание.

Игра «Угадай, с какого дерева лист и плод»

Воспитатель: «Молодцы, ребята, хорошо знаете деревья. А чтобы не заблудиться в лесу, давайте поиграем в игру «Эхо»: Кричим в лесу: «Ау-ау!» (громко)

А лес в ответ: «Ау-ау!» (тихо) (повторить 3 раза).

Воспитатель:

«Звериные тропинки
Пригорки и низинки,
Сосны до небес
Вот что значит лес.
А кто протоптал эти тропинки?» (дикие животные)

Игра с мячом «Дикое – домашнее животное»

Воспитатель: «Наше путешествие продолжается, занимайте свои места в автобусе, едем дальше. Закройте глаза и внимательно слушайте, чьи голоса вы услышите». (фонограмма «Голоса домашних животных и птиц»)

Дети называют животных и птиц. Выставляю картинки с домашними животными и птицами.

Воспитатель: «Как назвать одним словом этих животных и птиц? (домашние животные)

Домашние животные – помощники человека. Какую пользу приносят домашние животные и птицы?» (ответы детей)

«Мы сейчас находимся в деревне, на скотном дворе. Поиграем в игру «Кто как голос подает?». Я начну, а вы продолжайте: (показываю картинку) собака – лает, корова –…(мычит), овца – …(блеет), лошадь – …(ржет), и т. д.

Воспитатель: «А что это виднеется вдали? Огород».

Речевая подвижная игра «Огород».

Дети выполняют движения по тексту.

«Мы лопатки взяли, грядки раскопали.
Вот так, вот так – грядки раскопали.
Грабли в руки взяли, грядки причесали.
Вот так, вот так – грядки причесали.
Семена рядками в землю мы бросали.
Вот так, вот так – в землю мы бросали.
А потом из лейки грядки поливали.
Вот так, вот так – грядки поливали.
Овощи на грядках дружно вырастали.
Вот так, вот так – дружно вырастали».

Воспитатель: «Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Давайте теперь соберем наши овощи, поиграем в игру «Кузовок». Каждый называет и «кладет» в кузовок свой овощ и передает следующему. Нужно запомнить и повторить все овощи по порядку».(игра на развитие слуховой памяти)

Воспитатель: «Полную корзину овощей собрали! Устали? Давайте отдохнем. Подойдите к столам, посмотрите, что лежит в конвертах». (Игра «Разрезные картинки») Дети называют овощи, которые собрали из разрезных картинок.

Воспитатель: «А теперь нам пора возвращаться в детский сад (садятся в автобус)…

Вот и приехали. Много мы играли, путешествовали. Вспомните, где мы сегодня были?» (в лесу, в деревне, на огороде)

Что мы сегодня слушали? (звуки городской улицы, леса, голоса домашних животных и птиц)

«В какие игры играли?»

«А сейчас я вам предлагаю вспомнить, где вам больше всего понравилось и нарисовать рисунок о нашем путешествии». Дети рисуют по замыслу акварелью.

Готовые работы вывешиваются на выставке детских рисунков.