Использование информационных (компьютерных) технологий расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, повышает эффективность урока, делает его ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным. В основу использования на уроках иностранного языка компьютерных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта – всеми идами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Создание и использование мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint на уроках и во внеклассной работе является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя как активного субъекта познания, испытывать радость победы и успеха в личностно-значимой для него деятельности.
Использование мультимедийных презентаций имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся
Одной из основных задач обучения ИЯ в школе является социокультурное развитие учащихся (изучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культуры других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения).
Проводя практически любой урок я стараюсь сравнивать и и сопоставлять какие либо стороны жизни в стране изучаемого языка и у себя на Родине. Роль компьютерных презентаций здесь неоценима.
Одним из уроков проведенных мною в 8 классе на тему British Food стал урок с использованием мультимедийной презентации, в которой в сравнении была представлена национальная кухня и традиции питания в Великобритании, России, а также в нашей республике. На уроке была использована интерактивная доска. Важным в усвоении информации данной в презентации являлись сочетание вербального канала получения учащимися информации с визуальным, т.к. широко использовались средства зрительной наглядности, анимации, звука, аутентичные опоры в слайдах: фотографии, рисунки, , вывески, схемы, таблицы.
В 11 классе был проведен интересный урок – обобщение страноведческого материала. Сравнивались все основные англоязычные страны , пройденные нами за время учебы: Великобритания (все страны входящие в нее), США, Австралия, Канада, Новая Зеландия. Ученики в группах создали презентации по странам, включая все аспекты жизни страны: географию, историю, климат, валюту, политическую систему, а также основные достопримечательности страны. Презентации сопровождались музыкой страны (гимном, музыкальной группой, певцом ). Например, в презентации Великобритании была представлена песня Auld Lang syne на слова шотландского поэта Роберта Бернса. Ученики подпевали певцу, т.к на слайде были представлены слова. В презентации посвященной США ученики представили данные опроса, проведенного ими в школе: Who is an American? В своей презентации я подготовила различные конкурсы, викторины.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнивания и постоянной оценки, имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников при защите презентации. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, факты, события, учащиеся выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Презентации можно также использовать при объяснении грамматического материала. Примером такой презентации является презентация “The Passive” – 8 класс. Ученики видят перед собой схематическое изображение грамматического правила. Учитель комментирует схему, объясняет условные обозначения. Затем, по щелчку мыши, на экране появляется предложение в активным залоге. Опираясь на данную выше схему, ученики преобразуют активный залог в страдательный. Затем учитель дает им увидеть правильный вариант, происходит разбор ошибок. Введение грамматического материала при помощи презентаций имеет ряд преимуществ. Во-первых, обеспечивается более высокое внимание учащихся, схемы и примеры можно сделать более наглядными и запоминающимися, чем при использовании доски. При необходимости к любому слайду в процессе работы на уроке можно вернуться. Кроме того, если есть возможность распечатать представленные в презентации схемы, это экономит время на уроке.
Кроме этого, презентации можно использовать для оформления урока – объявления темы урока, постановки целей и задач, подведения итогов и для обеспечения наглядности.
Презентации можно также использовать в процессе внеклассной работы по английскому языку. В этом году в гимназии прошел конкурс компьютерных презентаций среди учеников 8-11 классов на общую тему Entertainment. Здесь были представлены презентации: ‘Kazan –my love’, ‘My class 10 –the best!’, ‘Travelling’, ‘Subcultures’, ‘Cars’, ‘Music’, ‘ We choose life – no drugs!’ и др. Ученики представляли презентации на английском языке. Готовя презентации по одной теме, учащиеся в разных классах подбирают разный по информации материал, пользуясь различными источниками. Они по-разному проводят и защиту презентации. Просмотр таких вариантов своего видения решения проблемы является интересным для ребят. Работа над презентацией развивает у учащихся воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры англоязычных стран.
Мы используем также презентации при проведении всяческих викторин, КВНов, как декорации к различным постановкам. Таким образом, использование презентаций Microsoft Power Point позволяет сделать как урок, так и внеклассное мероприятие более зрелищным, насыщенным и эффективным.
Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Это и облегчает работу учителя и вызывает огромный интерес у учеников, их мотивацию, предлагает простые и удобные средства для решения широкого круга задач, усиливает мотивацию, предоставляет учащимся дополнительный стимул в изучении иностранного языка.