Цели:
- Познакомить детей со строением Солнечной системы, показать её, дать характеристику солнцу, как огромному светилу.
- Закрепить умение отмечать информацию цифрами, пользоваться знаками арифметических действий, сравнивая с помощью мерки (линейки).
- Воспитывать интерес к истории изучения Земли.
- Познакомить с названием планет Солнечной системы.
Оборудование: Глобус, плакат: “Солнечная система”, линейка, простой карандаш, набор цифр, листочки с изображением планет – на каждого ребенка.
Ход занятия
1 часть:
- Ребята, вы конечно знаете свой адрес и можете его назвать.
- Как называется наш посёлок? (П. Заволжский)
- В каком районе он находиться? (Район Пугачевский)
- Назовите область в которой мы живем (Саратовская область)
- А теперь я попрошу вас назвать ваш полный адрес.
- Как называется страна в которой мы живём? (Россия)
- Наша страна, как и другие страны мира, расположена на земном шаре, на планете по имени Земля (показ глобуса).
- Ребята, а вы знаете где живёт планета Земля? Тогда послушайте. (Плакат солнечной системы)
- Родной район планеты Земля - Солнечная система. Своё имя она получила в честь щедрого светила Солнца, которое сияет в самом его центре. Солнце дарит тепло и свет всем, кто живёт в этом районе. У Солнца девять планет.
- Ближе к солнцу на первой Кольцевой улице, живёт Меркурий, на второй Кольцевой – Венера, а на третьей Кольцевой улице - Земля наша планета, на четвёртой - Марс. За Марсом располагаются планеты – великаны: Юпитер, Сатурн, и Нептун, а маленький Плутон живёт на самой последней, девятой улице – поэтому и тепла ему достаётся меньше всех.(при рассказе всё показываю).
- Все планеты, много – много тысячелетий подряд безостановочно вращаются вокруг Солнца, каждая по своей дороге – орбите. (Показ)
- Как вы думаете, смогли бы две планеты вращаться по одной орбите с одинаковой скоростью? (Да)
- А что произойдет если две планеты будут двигаться по одной орбите, но с разными скоростями? (Они столкнуться)
- Смогли бы мы жить, если бы наша Земля находилась на орбите Меркурия? (Нет очень жарко, все живое бы сгорело)
- А если на орбите Плутона? (Нет, все замерзнет)
- У какой планеты орбита самая короткая? (У Меркурия)
- Полный круг он делает за 38 суток.
- Самая длинная орбита у какой планеты? (У Плутона)
- У него на дорогу уходит 250 лет.
- Земля свою орбиту проходит за один год или 365 суток.
- Если бы мы смогли спросить у Земли не скучно ли ей путешествовать в одиночестве по таким длинным космическим дорогам?
- Она бы нам ответила, что у каждой планеты есть свои спутники. Какой спутник у Земли? (Луна)
- У Марса – два спутника – малыша, а у планет великанов – целые семейства: по десять и более спутников.
- Ребята, мы с вами выяснили, что Земля находится в районе, который называется Солнечная система, а город в котором находится Солнечная система называется Галактикой. И таких районов, как Солнечная система в ней бесконечно много. Если взглянуть на вечернее небо, что вы там увидите? (Звезды)
- С земли они кажутся крошечными искорками, но на самом деле каждая звезда – огромная. И звездных городов, как Галактика - огромное количество и все они находятся во Вселенной, которая бесконечна.
- Вселенная или как мы говорим космос, действительно необъятна. Но пройдет много-много лет, и люди, на верное научатся летать к звездам и звездным городам. Может быть кто-нибудь из вас, когда вырастет полетит туда.
- Но как бы далеко человек ни оказался от родного дома, он всегда будет помнить адрес планеты Земля, на которой он живет:
Страна-Вселенная,
Город-Галактика
Район-Солнечная система
Третья Кольцевая улица
Планета Земля.
Устали? Давайте немного отдохнем.
Все старались отвечали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки
“Уходи от нас скорей
Не пугай ты нас-детей”
Вот и солнышко взошло -
Стало весело-светло.
А портом присядем дружно,
Посчитать сейчас нам нужно.
- Возьмите листочки, поупражняемся с вами в измерении.
- В центре листочка изображено Солнце и три планеты, которые движутся каждая по своей оси.
- Какая планета ближе всех к Солнцу? (Меркурий)
- На второй орбите “живет” какая планета? (Венера)
- Какой планете принадлежит третья орбита? (Земле)
- Возьмите линеечки и измерьте радиус планеты Меркурий.
- Возьмите, из ряда чисел, число соответствующее вашему измерению. Какую цифру вы взяли? (2)
- Измерьте радиус орбиты планеты Венеры.
- Чему он равен? (5)
- Возьмите цифру 5 и положите рядом с цифрой 2.
- Определите с помощью знака >,<, радиус какой планеты больше? (Венеры)
- На сколько радиус планеты Венеры больше радиуса планеты Меркурия? (На 3)
- А теперь сами с помощью линейки начертите радиус планеты Земля, измерьте его.
- Чему он равен? (7)
- Сравните радиус планеты Земля с радиусом планеты Венеры. На сколько он больше? (На 2)
- Сравните радиус планеты Земля с радиусом планеты Меркурия. На сколько он больше? (На 5)
- Отсюда сделаем вывод, что радиус планеты Земля больше радиуса планеты Венеры и планеты Меркурий.
- Вот ребята какое увлекательное занятие у нас с вами получилось.
- Интересно тебе Коля было?
- Да мы узнали адрес нашей планеты Земля.
- Так какая по счету орбита планеты Земля? (3)
- Я довольна вашими работами, которые вы выполнили на листочках. Молодцы!
Занятие закончено.