Библия музыканта начинается словами "Вначале был ритм"

Разделы: Музыка


Актуализация представляемого опыта

Мне посчастливилось 2 раза принять участие в семинарах, проводимых Георгием Струве. Его мастерство вдохновило меня и я стала изучать и применять его методику на практике.
Методика Струве – хороший рецепт того «что и как преподавать», учитывая психологические особенности учащихся младшего возраста.
Основой учебной деятельности по Струве является игра. У игры очень много преимуществ, по сравнению с другими видами деятельности. Она никогда не утомляет, идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект, служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок, как правило, не отвлекается, игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет наиболее яркой творческой жизнью. Вся задача заключается в том, чтобы ее направить в нужное для учебы русло.
В своей методике Струве предлагает в качестве стимула роста использовать врожденные способности лидерства и соперничества. Действительно, дети очень требовательны друг к другу. Они стараются не допускать промахов, ревниво следят друг за другом, и в этот момент у них формируются первые навыки самооценки, что я использую для организации уроков.
Отталкиваясь от системы музыкального обучения Г.Струве, свою работу я выстраиваю по двум направлениям:

  • работа над ритмом;
  • работа над вокально-хоровыми навыками.

Один из важнейших элементов урока – это работа над ритмическими упражнениями, которые, к тому же, являются мощным средством организации урока. Ритмические упражнения активизируют внимание на дальнейшую работу. Ведь не случайно выдающийся немецкий музыкант Ханс Гвидо фон Бюлов сказал: «Библия музыканта начинается словами «Вначале был ритм»».

Цель: в увлекательной, сказочной форме познакомить обучающихся с такими понятиями как темп, метр, ритм.

Задачи:

  • Образовательная: формирование навыков мыслительной деятельности: сравнения, обобщения, логики; приобщение детей к различным формам музыкального исполнительства через игру в разных ее проявлениях;
  • Развивающая:развитие ответственности, организованности, внимательности, наблюдательности, собранности, чувства ритма и ритмичности движений под музыку. Развитие чистоты интонации и хоровой дикции;
  • Воспитательные: воспитание любви к классической музыке, культуры слушания и исполнения музыкальных произведений; чувства уважения к окружающим; толерантности.

Музыкальный материал:

  • С.Прокофьев «Марш»
  • И.Парфенов «Сказочка»
  • В.Галынин «Лебедь»
  • Сен-Санс «Слон»
  • Римский-Корсаков «Полет шмеля»
  • Р.Шуман «Смелый наездник»
  • М.Глинка «Марш Черномора»
  • Э.Григ «Весной»
  • В.Парцхаладзе «Размышление».

Оборудование урока: портреты композиторов, рабочие карточки, фортепиано, музыкальный центр, синтезатор.

ХОД УРОКА

1. Вход в класс (Прокофьев «Марш»)

Учитель (поет): Здравствуйте, ребята!

Дети (поют):Здравствуйте, учитель!

Звучат аккорды Д-Т и дети садятся. Учитель  на фоне музыки «Сказочка» Парфенова читает сказку:

Жил на свете сказочный бездельник. Вернее сказать не жил, а время убивал. Все ему так про это и говорили. Задумался бездельник: «Что это они мне про убитое время твердят? Если время бывает мертвое, значит и живое водиться должно!» И пошел он куда глаза глядят живое время искать.
Видит – лежит человек. Одно ухо под себя постелил, другим накрылся. Спрашивает его бездельник:
– Бездельничаешь? Тоже время убиваешь?
– Нет, отвечает тот, – я не убиваю время. Я его меряю. Мы тут все время меряем.
– Как так?
– А по-всякому. Кто короткой мерой, а кто мерой подлиннее. Кто слушает, как капельки воды равномерно стучат, камень долбят, а кто – как волны морские равномерно на берег накатываются.
– А ты?
– А я сердце собственное слушаю. Ударами сердца время меряю.
– Сказочно-напрасным делом вы тут занимаетесь.
– Э, не скажи. Меряешь, меряешь время, и кажется, будто оно равномерно дышит. А дышит – значит живое!
Обрадовался бездельник: Живое! Дышит!
– Нужный ты мне человек, – говорит. Предлагаю вместе путь держать. А как звать тебя?
– Каждого из нас, кто время равномерными порциями отсчитывает, зовут греческим именем МЕТР. А по-русски МЕРА. Это одно и то же. (Учитель показывает карточки МЕТР, МЕРА)

Учитель: И действительно, вся наша жизнь соткана из равномерных отрезков времени. Коротких и длинных. Ребята, приведите, пожалуйста примеры живого времени. (День, ночь, времена года, человеческое дыхание и т.д.)
В музыке, если быть внимательным, всегда какой-то пульс прослушивается. Так вот, этот пульс и есть основа всей музыки. (Учитель показывает карточки с музыкальными размерами 2/4, 3/4 )
В музыкальном пульсе есть сильные доли и слабые. Они между собой чередуются. Сильные доли на счет «раз» приходятся. Именно равномерное чередование сильных и слабых долей в музыке называется МЕТРОМ.

Задание: Я вам показываю карточки, а вы играете пульс-метр.А теперь ответьте, пожалуйста, что такое МЕТР?

– Итак, наши путешественники отправились дальше. Видят, человек, нежное как лепесток, ухо к дереву приложил.
– Что ты делаешь? – спрашивают путники.
– Проверяю, достаточно ли быстро соки в этом дереве движутся, пульс его прослушиваю. А вы чем похвастаться можете?
– Я – сказочный Бездельник.
– А я – Метр, ударами сердца время меряю, поэтому живым его чувствую.
– Как сердце твое бьется я издали слышу. Необыкновенно хорош работает, как часы. Только я терпеть не могу часы. Усыпили они время колдовским механическим сном. Дышать-то оно дышит, а шевелиться не может, но вам сказочно повезло, я знаю как разбудить его.
С этими словами человек велел Метру пробежаться (звучит Шуман «Смелый наездник). Пульс у Метра после «прбежки» стал гораздо быстрее. Потом человек погрузил Метр в задумчивость и пульс стал гораздо медленнее (звучит музыка Парцхаладзе «Размышления»)
– Обыкновенное чудо, – сказал волшебник, – я разбудил спящее время.
– Кто  ты, делающий время быстрым и медленным? – спросил Бездельик.
– Я – ТЕМП (карточка)
Подружились они и пошли дальше.

Учитель: Ребята, приведите примеры разных темпов в нашей жизни: очень быстрых и быстрых….неторопливых и умеренных… медленных и очень медленных.
В музыкальной записи скорость музыкального произведения обозначается словами, которые пришли к нам из итальянского языка. Давайте вспомним обозначения темпов (работа с карточками и таблицей в учебнике М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: АCADEMA, 2001. – с.23)
Действительно, ребята, в мире музыки большое многообразие темпов. От очень быстрых, до очень медленных. А как вы думаете, от чего зависит темп произведения?

Задание: Сейчас вы услышите фрагменты музыкальных произведений. Ваша задача определить темп.

1. Сен-Санс «Слон»
2. В.Галынин «Лебедь»
3. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Вы довольно точно определили темп. Так что же это такое?
А наши путешественники, тем временем, пришли в сказочный город. Маленькие нотки – гномики, которые жили в этом городе, строили его со сказочным энтузиазмом.
Они деловито сновали вверх-вниз, вправо-влево, сбиваясь в кучи и разлетаясь в стороны. Трудились не покладая рук в поте лица. Одно плохо – работа не клеилась, кипела впустую.
Тут-то МЕТР и ТЕМП показали свой сказочный талант. МЕТР точно время разметил, включил в работу трудовой пульс. Темп – скорость в работе распределил, когда – быстрее надо шевелиться, а когда и отдохнуть пора. Теперь каждый гномик-нотка точно знал свое время.
– Это сказочно хорошо, когда все, что нужно, вовремя происходит – хором воскликнули строители города.
– Пусть это вовремя будет нашим КОРОЛЕМ. И имя у него будет королевское – РИТМ. Да здравствует король РИТМ!!! (карточка)
А что же Бездельник?

Учитель: Ребята, я предлагаю вам дома дописать историю Бездельника – продолжение сказки.
– Так что же мы называем РИТМОМ?
Следующее задание быдет связано со знакомым произведением. Вам нужно вспомнить композитора, который написал это произведение, а вспомнить название произведения вам помогут карточки.(Глинка «Марш Черномора» звучит в исполнении детей на шумовых музыкальных инструментах)
ВЫЯСНЯЕМ ИМЯ КОМПОЗИТОРА, НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
– Что вы можете рассказать об этом композиторе? Из скольких тем состоит музыкальный образ Черномора? Какие они?
1-й голос – играет I тему
2-й голос – играет II тему.
– Что вы можете рассказать об этом произведении (по мотивам сказки Ш.Перро)
Затем, 2-й голос играет аккомпанемент, а 1-й – мелодию.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!
– А теперь будьте внимательны. Я предлагаю вам сложное задание. Сейчас прозвучит незнакомое для вас произведение. (Григ «Весной»)
Вам предстоит:

  • Определить настроение, характер музыки.
  • Какое из средств музыкальной выразительности по-вашему подчеркивает яркий образ?
  • Дать название произведению вам помогут карточки, в них скрывается истинное название пьесы (карточки «Лето», «Клоун», «Вечер». «Баба Яга», «Весной»).

ВЫВОД: можно ли сделать вывод, что РИТМ помогает раскрыть музыкальный образ? Почему?
И в завершение нашеги урока я хочу прочитать Вам свое любимое стихотворение М.Пляцковского

Время – вроде замкнутого круга:
Год мелькнул как месяц, день как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может разглядеть поближе лица
Друг у друга все ж успеем мы?
Может скажем то, что наболело,
Оглянуться в прошлое успев?
Чем вот так кружиться ошалело,
Что-нибудь ответь мне нараспев.
Ну и пусть спрессованы упруго
Жизни год  как месяц, день – как час…
Очень жаль, что выслушать друг друга
Не хватает времени у нас…

Окончание урока: Спасибо, ребята, за вашу работу на уроке. До встречи.

ПРИЛОЖЕНИЕ

На уроке могут быть использованы упражнения:

1.«Игра в слова» – упражнение на ритмослоги, понятия о сильных и слабых долях.

САМОЛЕТ
КАНИКУЛЫ
СОЛНЫШКО
ДРУЖОЧЕК
МАМОЧКА
ПРАЗДНИК

(дирижируется: правая рука – девочки, левая – мальчики)

2. «Ищем рифму» – упражнение на ритмофразы, понятие что такое фраза, на реакцию, сообразительность
Сначала дается упражнение на знакомых текстах, а затем – в виде импровизации.

3. «Отгадай песенку» – развитие долговременной ритмической памяти. По ритму отгадывают знакомые песен.

4. «Часы» – понятие о длительностях. Бьют часы на башне – тик-так (2 р.); а настенные стучат – тики-таки (2 р.); а наручные спешат – тики-таки (2 р.)