Технология: проблемное обучение.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Организационная форма: семинар-практикум.
Тема «Реакции в растворах» в курсе химии 11-го класса включает изучение вопросов:
- Электролитическая диссоциация.
- Реакции ионного обмена.
- Гидролиз солей.
- Окислительно-восстановительные реакции.
Девиз урока: Теория без практики – ошибочная теория, «вырванная» из целостной науки – нелепа.
Цели урока:
- Обучающие:
- подвести учащихся к осознанию противоречий между теоретическими знаниями о реакциях в растворах и практическими результатами, научить анализировать исходные данные, формулировать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их на практике, решая проблему.
- актуализировать знания по темам: «Электролитическая диссоциация», «Реакционный обмен», «Гидролиз солей», «ОВР».
- Развивающие:
- сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к решению данной проблемы,
- развить мыслительные способности, диалектическое мышление,
- обеспечить выявление учащимися новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях (в частности, по теме).
- Воспитывающие:
- привить навыки выполнения практических работ и умения работать в парах, вести диалог, делать обобщения и выводы на основе творческого подхода к решению проблемы.
Оборудование урока: (на каждый стол) растворы солей: AlCl3, CuSO4, FeCl3; индикатор универсальный: лакмус; магний (порошок); спиртовка; пробиркодержатель; пробирки чистые; спички, раздаточный материал (Приложение к уроку).
ХОД УРОКА
I этап: актуализация знаний
Фронтальная беседа: (Учащиеся могут использовать раздаточный материал – опорные схемы) |
– На какие теории опирается изучение
темы «Реакции в растворах»? – Какие реакции по типу могут происходить в растворах? Приведите примеры. – Что такое гидролиз? Какие типы солей подвергаются гидролизу? – Как экспериментально доказать протекание гидролиза в растворе соли? |
Индивидуальный опрос: | Записать основное уравнение реакции
гидролиза следующих солей:
Проведение эксперимента: с помощью индикатора определить рН среды в растворах выданных солей. Задание классу: записать реакции взаимодействия данных солей с магнием. Применяя ранее изученные теории ОВР, учащиеся записывают следующие реакции:
по результатам которых становится очевидным, что один металл вытесняет другой из раствора его соли. Докажем это практически: |
II этап: постановка проблемы и ее решение.
Проведение эксперимента: анализ исходных данных, формулировка проблемы. |
Подтвердим записанные реакции экспериментально. В ходе эксперимента выясняется, что при взаимодействии растворов данных солей с магнием выделяется неизвестный газ. |
Проблемный вопрос: | Какой это газ? |
Гипотеза №1: | Это водород, который образуется при взаимодействии магния с водой. |
Подтверждение гипотезы экспериментом | – Подтверждение наличия водорода
(хлопок при поднесении зажженной спички) – Взаимодействие магния с водой (ребята вспоминают, что магний с водой не взаимодействует, т.к. не является щелочно-земельным металлом). |
Гипотеза №2: | Выделение водорода объясняется
взаимодействием магния с ионами Н+,
образовавшимися в растворе соли в результате
гидролиза (разрешение проблемы).
|
III этап: обобщение и закрепление полученных знаний, выводы.
Задание классу: | Записать суммарные процессы,
происходящие в растворах солей при
взаимодействии их с магнием
|
Выводы:
- Реакции в растворах протекают сложно.
- Чтобы сделать правильный вывод о ходе реакции следует учесть все возможные процессы, происходящие в растворе, включая реакции ионного обмена, гидролиз солей, ОВР.
- Для определения взаимодействия между металлом и раствором соли следует учитывать возможность гидролиза.
Рефлексия:
– Чему вы научились в процессе урока?
– Какие вопросы требуют вашего особого внимания?
Щепетова Екатерина: Изучение данного материала поможет мне при решении задач по химии на элективных курсах и при подготовке к ЕГЭ.
Карпова Елена: Я научилась сопоставлять теоретические знания по теме «Реакции в растворах» и результат их практического протекания и теперь по-другому смотрю на написание реакций, которые происходят в растворах.
Болтунова Алена: Теперь я буду осмысленно записывать продукты реакций, которые происходят между веществами в растворах, что необходимо мне на элективных курсах по химии и при подготовке к вступительным экзаменам в Академию имени Тимирязева.