Цели:
- Восполнить пробелы по грамоте.
- Познакомить со звуком и буквой А.
Задачи:
- дать понятие о гласных звуках;
- познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
- развивать фонематический слух, восприятие;
- развитие навыков звукобуквенного анализа;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие графомоторных навыков;
- познакомить с буквой А;
- развитие связной речи;
- развитие внимания, памяти, воображение.
Оборудование: пособие “Весёлые колобки”, пособие “Красная полянка”, схемы-домики, пособие “Звуки”, пособие “Буквы”, алфавит, буквенный конструктор, сюжетные картинки, тетради, карандаши, зеркала.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Логопед здоровается с каждым учеником: Здравствуй, Маша! – Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! (и т.д.). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Полный ответ ученика). Стало холодно и чтобы не замёрзли руки, мы надеваем перчатки.
Упражнение “Перчатки”
(во время выполнения упражнения дети называют
каждый палец руки)
Логопед: Молодцы! Сегодня я получила необычное письмо. В нём – картинка с весёлыми колобками (показ пособия-картинки). Помогите разобрать, что они произносят? (Дети по-одному пытаются произнести гласные звуки: а, о, у, и, ы, э). Теперь я всё поняла, послушайте и повторите за мной (произносят по образцу логопеда). Обратите внимание, у всех колобков по-разному открыт рот (дети произносят за логопедом, глядя в зеркала). В письме написано, что живут колобки на красной полянке (выставляется пособие-полянка с красными кружочками) и очень любят петь. Нажмите по-очереди пальчиком на красные кружочки и “оживите” их (дети чётко проговаривают гласные звуки).
II. Основная часть.
1. Знакомство со звуком ,,а”.
Логопед: Послушайте ещё раз (логопед произносит гласные звуки, показывая на колобков). Что произносят колобки? (Ответы детей). Произносят колобки ЗВУКИ (показ пособия). Всё, что слышим – это ЗВУКИ (дети повторяют хором).
Логопед: Самый старший – звук ,,а”. Давайте хором споём его: А-а-а… (Дети поют). Представьте, что у вас в руках ленточка, растягиваем ленточку и поём звук: А-а-а… (Выполняют по показу логопеда). Ленточка длинная или короткая? (Ответы детей). Намотаем ленточку на палец: А-а-а… Звук ,,а” можно тянуть и петь. Посмотрите, как широко отрыт рот, ничего не мешает, нет преграды для звука (произношение звука перед зеркалом). Звук ,,а” произносим голосом, т.е. он гласит. Его называют “гласный” (дети повторяют хором – “гласный”). Гласные звуки живут на красной полянке. Их обозначают красным цветом.
2. Развитие фонематического слуха.
Логопед:
Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.
Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат
звук ,,а”: ау, оа, ио,..)
3. Определение позиции звука в слове.
Логопед: В этих домиках (раздача пособий - схем) живут слова со звуком ,,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук ,,а” находится в начале слова (педагог определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Логопед добивается полного ответа). Молодцы!
4. Знакомство с буквой А.
Логопед: Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать - надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук ,,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).
Буквы – видим, пишем (показ пособия).
Звуки – слышим (показ пособия).
(Дети повторяют хором, затем по - одному).
Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.
5. Физминутка.
Игра “Аист”
(дети встают в кружок)
6. Формирование образа буквы А.
Логопед: Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с логопедом). А теперь возьмите буквенный конструктор и попробуйте выложить букву А из палочек:
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!
(Логопед проговаривает во время показа)
6. Печатанье буквы А в тетрадях.
7. Развитие фонематического слуха.
Игра “Доскажи словечко”
(логопед загадывает загадки, в которых ответы -
отгадки со звуком ,,а”)
Например:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).
(Назовите первый звук в слове “арбуз”)
8. Развитие связной речи.
Игра “Составь предложение”
(логопед раздаёт сюжетные картинки с
изображением слов со звуком ,,а”.
Дети составляют предложение и называют слова со
звуком ,,а”)
- Машина везёт арбузы.
- Мальчик чистит апельсин.
- Заяц ест капусту.
- Папа и мама собирают урожай.
III. Итог.
Логопед:
С каким звуком мы познакомились?
С какой буквой мы познакомились?
Почему их называют гласными?
Каким цветом обозначают гласные?
Какие гласные звуки можете назвать?
Что мы слышим?
Что мы видим и пишем?
(Ответы полные по поднятой руке или по выбору логопеда)
Логопед: А теперь первым встанет тот, кто придумает слово со звуком ,,а” в середине слова (дети называют слова, встают; логопед хвалит и прощается с детьми).