Логопедическое занятие по произведению К.И. Чуковского "Мойдодыр" (нетрадиционное)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели и задачи:

  • закрепить знания детей по теме «Здоровый образ жизни»
  • активизировать словарь
  • развивать слуховое и зрительное внимание
  • развивать координацию и выразительность движений, чувство ритма, творческое воображение, фантазию, умение передавать образы «грязнули» и «чистюли» посредством мимики, жестов, движений
  • совершенствовать мелкую моторику рук
  • развивать художественно-эстетические навыки через музыкально-ритмические движения, мелодико-интонационные и просодические компоненты речи
  • воспитывать положительные эмоции, потребность к чистоте и аккуратности

Оборудование к занятию: картинка с изображением «Мойдодыра» на верёвочке, мяч

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал и выстраиваются в круг.

Учитель-логопед: Ребята, я вам загадаю загадку и вы, отгадав её, скажете, о какой сказке сегодня пойдёт речь и кто её автор.

«Этот сказочный герой
Кривоногий и хромой
Он повсюду знаменит
И на всех грязнуль сердит»

Дети: Это «Мойдодыр», написал Корней Иванович Чуковский.

Учитель-логопед: Правильно, это сказка «Мойдодыр». Двайте вспомним её и расскажем, но рассказывать будем необычно, с помощью движений, действий и упражнений.

Общеразвивающие движения с прочитыванием текста педагогом

Одеяло убежало, – дети бегут по кругу и делают лёгкие взмахи кистями рук
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка, – выполняют имитированные движения «лягушки»
Ускакала от меня.
(останавливаются и поворачиваются лицом в круг)
Я за свечку, – свечка в печку, – выполняют наклоны вперёд, вытягивая поочерёдно руки
Я за книжку, та – бежать,
И в припрыжку под кровать. – прыжки на месте на обеих ногах
Я хочу напиться чаю, – сужают круг
К самовару подбегаю. 
Но пузатый от меня – отходят назад
Убежал, как от огня.
(далее текст читается то с ускорением, то с замедлением)
Что такое? Что случилось? – выполняется бег друг за другом с ускорением
Отчего же всё кругом                 
Завертелось, закружилось,  
И помчалось колесом.
(останавливаются и поворачиваются в круг лицом)

Пальчиковая гимнастика с прочитыванием текста

Утюги за сапогами,  – пальчики здороваются (поочерёдное соединение пальцев)
Сапоги за пирогами,
Кочерга за кушаком
Всё вертится и кружится,
И несётся кувырком.
Вдруг из маминой из спальни – в центр круга выходит ребёнок с изображением умывальника
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой. 

Массаж шеи

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,    (наклоны головы вправо, влево)
Неумытый поросёнок.
Ты чернее трубочиста,                 (наклоны головы вперёд – назад)
Полюбуйся на себя.                     
У тебя на шее вакса,                      (круговые движения головы вправо)
У тебя под носом клякса             
У тебя такие руки,                          (круговые движения головы влево)
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки              (качают головой вправо-влево)
Убежали от тебя.

Массаж лица «Умывалочка» (выполнять обеими руками)

Рано утром на рассвете   – круговые движения по щекам
Умываются мышата,
И котята, и утята,             – поглаживания от верхней губы к вискам
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался     –  лёгкое пощипывание пальцами контуры ушных раковин
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули   – поглаживания от верхней губы к вискам
И чулки и башмаки.

Надо, надо умываться   – круговые движения по щекам
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам   – тыльной стороной ладони  похлопывание по подбородку 
Стыд и срам, стыд и срам.

Самомассаж тела

И сейчас же щётки, щётки   – поочерёдное поглаживание кулаками вправо, влево,
Затрещали как трещётки                                             вверх, вниз по груди и животу
И давай меня тереть, приговаривать:
«Моем, моем трубочиста     – такие же движения делают друг другу
Чисто, чисто, чисто, чисто,
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»

Массаж головы

Тут и мыло подскочило   – пальцами обеих рук постукивают по голове
И вцепилось в волоса.
И юлило, и мылило,
И кусала, как оса.
А от бешеной мочалки   –  продолжают выполнять постукивания по голове пальцами, с  
Я помчался, как от палки,                                                                 лёгким  бегом на месте
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.

Упражнение на дыхание

(дети идут спокойным шагом по кругу, делая глубокий вдох через нос и выдох через рот)

Вдруг на встречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.

Логопед: Ребята, Крокодил ждёт к себе гостей

Пальчиковая шуточная игра

Крокодил ждёт гостей,     – сжимают и разжимают пальцы
Пасть его полна гвоздей.
Я спросил у крокодила:    – потирают лоб рёбрами ладоней
«Здесь овца не проходила?»  
А злодей лежит на дне    – трут ладонь об ладонь и подмигивают
И подмигивает мне.

Логопед: Ребята, Тотоша и Кокоша любят играть с мячом. И мы с вами поиграем, но сначала посчитаемся:

(Логопед выбирает, дети проговаривают считалку и выполняют движения)

Десять-девять  – хлопки перед грудью
Восемь-семь    – хлопки по коленям
Шесть-пять      – хлопки перед грудью
Четыре-три      – хлопки по коленям
Два-один          – хлопки перед грудью
Мы с мячом играть хотим.
Только надо нам узнать,
Мяч кто будет догонять?

Игра с мячом «Назови предметы, необходимые для здорового образа жизни»

(Ребёнку педагог бросает мяч, он ловит и называет предмет)

Словарь слов: мочалка, шампунь, зубная щётка, полотенце, мыло, расчёска, тренажёр, обруч, скакалка и т.д.

(Дети садятся в свободной позе на ковёр)

Логопед: А потом, что сделал крокодил?

Дети:

Он мочалку, словно палку,
Словно палку проглотил.
(дети продолжают рассказывать сказку, делают вдох носом и проговаривают на выдохе штро-басом)
А потом как зарычит на меня  –  х-х-х р-р-р
Как ногами застучит на меня   – х-х-х р-р-р
Уходи-ка ты домой, говорит    – х-х-х р-р-р
Да лицо своё умой, говорит     – х-х-х р-р-р
А не то, как налечу, говорит    – х-х-х р-р-р
Растопчу и проглочу, говорит – х-х-х р-р-р
(дети встают и бегут по кругу поскоками, педагог проговаривает текст)
Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
(останавливаются и поворачиваются лицом в круг)
Мылом, мылом, мылом, мылом    – имитируют умывание
Умывался без конца.
Смыл и ваксу, и чернила
С неумытого лица.

Логопед: Ребята, а чтобы одежда стала чистой, что можно с ней сделать?

Дети: надо одежду постирать.

Физминутка «Одежда»

(дети выполняют движения по тексту)

Ох, испачкалась одежда, – дети изображают огорчение на лице
Мы её не берегли.
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти,
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем,
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём,
А затем легко и ловко
Всё развесим на верёвке.

(Продолжение сказки)

И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ним и пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд
Подскочил и прямо в рот.

Логопед:  И теперь, ребята, грязнуля стал чистюлей, аккуратным, опрятным мальчиком и ему стало очень и очень радостно, так радостно, что он хотел веселиться, прыгать от радости и танцевать. Давайте и мы с вами потанцуем.

Исполняется танец «Буги-вуги» (фонограмма)

Итог занятия

Логопед: Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

Дети: Мы сегодня делали массаж лица, бегали, прыгали, танцевали, играли с мячом, пальчиками.

Логопед: А для чего мы с вами это выполняли?

Дети: Чтобы быть здоровыми, крепкими, сильными, выносливыми, закалёнными.

Логопед: Молодцы!