От генетической связи к химическому синтезу. 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Главный замысел урока: сформировать представление о том, что процессы взаимопревращений веществ – эт не просто уравнения в тетради и на доске, а реальные явления показать их практическое применение. Этот урок очень важен для формирования целостного восприятия картины мира. Чтобы генетическую связь и химический синтез учащиеся не воспринимали как процесс, происходящий только на химических заводах, привлечены знания учащихся из биологии о теории абиогенного синтеза и происхождения жизни на Земле, теориии эволюции и происхождения видов Ч.Дарвина, о связи жизни, роста и развития организмов. Такой вид урока обязательно планируется в конце прохождения блока тем, связанных с проявлением всеобщих законов природы.

Тип урока: комбинированный (дидактические цели: усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике).

Введены новые понятия: химический синтез, идея развития. Актуализация знаний и мотивация осуществлялась через примеры, показывающие связь между открытиями, изобретениями и развитием экономики, военного дела, медицины, через осознание жизненного и профессионального смысла изучаемого материала.

Образовательным продуктом и результатом деятельности учащихся на уроке стали технологические цепи химических превращений, показывающие стадии производства и путь решения проблемы.

Задачи:

  • Обучающие:
    • рассмотреть генетическую связь между классами органических соединений и практическую значимость взаимопревращений;
    • обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств;
    • показать использование знаний о классификации веществ, признаков классов, химических свойствах веществ, способах получения для органического синтеза, решения экономических, политических и хозяйственных проблем.
  • Развивающие:
    • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить существенные признаки предметов и процессов;
    • развивать умение находить причинно-следственные связи при определении зависимости свойств от строения, понимать закономерности протекания химических реакций.
  • Воспитательная:
    • включить в творческий процесс освоения знаний;
    • создать условия для применения знаний и умений в практической деятельности;
    • воспитывать чувство патриотизма, сопричастности к проблемам и судьбам людей;
    • осуществить рефлексию собственного продвижения и утверждения в деятельности.

Оборудование: компьютерная презентация «Генетическая связь» (Приложение 1), рабочий лист с заданием для учащихся, фломастеры, чистые листы, магниты, карточки, листы самооценки.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний и повторение опорного материала, постановка проблемы

Мы редко задумываемся над тем, что вещи и материалы, которыми мы пользуемся, когда-то не существовали, что однажды они были кем-то изобретены, и испытаны, что на этом пути было сделано немало ошибок.
Большинство открытий и изобретений становились мощным стимулом для развития экономики, военного дела, медицины. Это произошло, например, когда в горном деле и строительстве начали использовать динамит, когда инфекционные болезни стали лечить антибиотиками, когда получение тротила повлияло на победу в ВОВ, а производство резины наоборот, стало одной из причин голода в нашей стране в 30-40-е годы. Понять эту зависимость помогут знания о генетической связи и химическом синтезе.

Сегодня мы на уроке: мы (Приложение 1, слайд 2)

  • рассмотрим генетическую связь между классами соединений и практическую значимость взаимопревращений
  • Покажем роль химического синтеза в решении экономических и политических вопросов.

2. Усвоение новых знаний: (Приложение 1, слайд 3)

  • Химический синтез – это целенаправленное получение сложных веществ, основанное на знании их строения и свойств, это определенная последовательность нескольких химических процессов (стадий). В этом определении заложена идея развития – в основе которой: генетическая связь веществ, родство между классами, подобие веществ, без этого невозможны были бы превращения, переходы между классами, причем в направлении от простых веществ к более сложным.

1. Вспомним признаки изученных классов веществ и заполним схему, показывающую их взаимосвязь (Приложение 1, слайд 3)
2. Используя знания о химических свойствах и способах получения веществ, подберите реагенты для осуществления переходов. (Приложение 1, слайд 4)
3. Записать реакции получения веществ, назовите их
4. Какова практическая значимость данной цепи.

3. Самостоятельная работа учащихся на рабочих листах и в тетрадях.

Критерии оценки работы на уроке: Вы можете уже оценить свои знания о классификации, химических свойствах, механизме реакции, поставив знак в таблице самооценки напротив критерия, указав степень выраженности

САМООЦЕНКА

Имя, фамилия________________________________________________

Знания и умения «Просто класс!» Молодец! Бывает и лучше Что-то я сегодня не в форме Итог
Знание классификации          
Знание химических свойств классов          
Знание типов и механизмов реакций          
Умение показывать процесс в виде уравнений          

Оцените свои знания и работу, поставив знак + напротив критерия.

4. Применение знаний, работа над проблемными заданиями в группе

Чтобы процессы взаимопревращений вы не воспринимали как просто уравнения в тетради и на доске, а как реальные явления, покажем их практическое применение. Например: (Приложение 1, слайд 5)

Задания группам:

1. В 1932 г С.В. Лебедевым впервые в мире был получен синтетический каучук из этанола. Определите связь между голодом в нашей стране и производством резины в тот период. Как сегодня решают проблему замены пищевых продуктов на непищевое сырьё. (Оксана)
2. Тротил – сильнейшее взрывчатое вещество, его широкое применение для снаряжения мин, снарядов, торпед, боевых частей ракет способствовало победе наших войск в ВОВ. Покажите стадии производства тротила на основе дегидрирования гептана нефти и нитрования полученного продукта. (Ольга)
3. Деревообрабатывающая промышленность производит много отходов. На гидролизных заводах из щепы и опилок получают этиловый спирт. Какова химико-технологическая цепь данного производства. (Илья)
4. Природный газ метан используют в основном как топливо, но метан является ценным химическим сырьем для производства большого количества веществ, например, растворителя для быстросохнущих клеев. Как это происходит. (Света)

Для ответа на эти вопросы работать будем в группах. (Приложение 1, слайд 6)

Задачи работы в группах:

  • Обсудить событие или процесс.
  • Определить компоненты, стадии возможных реакций.
  • Построить технологическую цепь.
  • Показать условия и направления реакций.

5. Обсуждение результатов работы в группах

Учащиеся в тетради, а затем на доске показывают технологическую цепь процесса, называют компоненты – вещества, записывают реакции, отвечают на вопросы, дают свой вариант решения проблемы.

6. Роль генетической связи в природе

Обсуждение, привлечение знаний из курса биологии.
Чтобы генетическую связь и химический синтез вы не воспринимали как процесс, происходящий только на химических заводах, приведем пример её роли в природе. (Вернуться к слайду – идеи развития)

  • Какая связь существует между теорией происхождения жизни на Земле – Теория абиогенного синтеза и темой нашего разговора.
  • Между Теорией эволюции и происхождения видов Ч. Дарвина.
  • Связь между проявлениями жизни, ростом и развитием. В них заложены те же принципы: подобие, родство, превращения простых веществ в сложные, основанные на генетической связи.

7. Вывод учащихся о значении

Генетическая связь и химический синтез основывается на знании … Генетическая связь показывает как … Знание генетической связи веществ помогает … Для осуществления целенаправленного синтеза необходимо учиться … (Смысл находить связи, подбирать способы, прогнозировать и моделировать процесс, предполагать результат.) Для отработки этих навыков предлагаю

8. Домашнее задание. Покажите рациональный путь использования попутного нефтяного газа – пропана на основе химического синтеза Составьте цепь последовательных превращений получения полипропиленовой пленки и спирта – пропанола из ПРОПАНА.

9. Рефлексия. Результаты самооценки: кто о себе и своей работе на уроке может сказать … Оценка

Рабочий лист по теме «От генетической с вязи к химическому синтезу»

Группа №1.

1. В 1932 г С.В. Лебедевым впервые в мире был получен синтетический каучук из этанола. Определите связь между голодом в нашей стране и производством резины в тот период. Постройте генетическую цепь реакций. Как сегодня решают проблему замены пищевых продуктов на непищевое сырьё. Карточки расположить в порядке последовательного синтеза. Расскажите, какова последовательность и технология процесса. Преобразуйте названия веществ в формулы. Запишите уравнения реакций данных превращений.

САМООЦЕНКА

Имя, фамилия________________________________________________

Знания и умения «Просто класс!» Молодец! Бывает и лучше Что-то я сегодня не в форме Итог
Знание классификации          
Знание химических свойств классов          
Знание типов и механизмов реакций          
Умение показывать процесс в виде уравнений          

Вывод о практическом применении знаний: Генетическая связь и химический синтез основывается на знании … Генетическая связь показывает как … Знание генетической связи веществ помогает … Для осуществления целенаправленного синтеза необходимо (смысл) …
(Смысл – находить связи, подбирать способы, прогнозировать и моделировать процесс, предполагать результат.)

10. Домашнее задание

Покажите рациональный путь использования попутного нефтяного газа – пропана на основе химического синтеза Составьте цепь последовательных превращений получения полипропиленовой пленки и спирта – пропанола из ПРОПАНА.