Занятие в 3-м классе по УМК "Все цвета, кроме черного". Как научиться разговаривать с людьми

Разделы: Начальная школа


Цель: Развитие навыков общения младших школьников и доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  • Познакомить и отработать с учащимися фразы, используемые при знакомстве, отказе, просьбе, извинении.
  • Развивать групповую сплоченность, умение конструктивно использовать приобретенные навыки.
  • Формировать умение оценивать себя (поступки, поведение) и других людей.

Содержание занятия:

1. Разминка “Веселое приветствие”.

Цель разминки: содействовать атмосфере сплочения, предоставить возможность участникам вступить в телесный и эмоциональный контакт друг с другом.

Встаньте, пожалуйста, в два круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого внешнего или внутреннего круга… теперь дети из внешнего и внутреннего круга должны повернуться лицом друг к другу. По команде ведущего внешний круг движется по часовой стрелке, переходя каждый раз на одного человека вправо. Поздоровайтесь с человеком, который стоит напротив вас, глазами, плечом, коленкой, лбом.

(Так в процессе игры дети используют различные формы приветствий.)

  • С чего начинается знакомство? (С приветствия.)
  • Какие приветствия были наиболее интересны?
  • Чем жизнь отличается от этой игры?
  • Почему в жизни не здороваются лбами или коленками? (Могут не понять…)
  • Как вы думаете что нужно, для того чтобы люди понимали друг друга? (Нужно сказать, что ты хочешь или что чувствуешь.)
  • Всегда ли вы можете сказать то, что хотите? (Не всегда, трудно, стесняешься, трудно подобрать слова.)

Вот и давайте вместе подумаем, как выразить свои чувства

Как объяснить свои чувства, свое настроение словами другим людям, чтобы тебя поняли?

Тема: Как научиться разговаривать с людьми.

2. Знакомство.

Дети делятся на пары с помощью упражнения “Веревочки”. Ведущий держит в руке веревочки, которых должно быть в два раза меньше, чем участников. Середина веревочек зажата в кулаке у ведущего. Каждый из ребят берет один из свободных концов веревочки с той стороны, которая к нему ближе. После этого ведущий разжимает кулак. Ребята обнаруживают, что каждая веревочка “соединила” их пары. Таким образом можно объединить детей в пары случайным образом, не вызвав при этом дополнительных трудностей, связанных с нежеланием быть с кем-то в паре.

  • Ребята, сейчас я научу вас волшебному знакомству. Оно состоит из трех шагов. Вы разделитесь на пары. Каждый придумывает себе волшебное имя и никому его не говорит (придумывание волшебных имен – дополнительная мотивация для знакомства).
  • Какая пара хочет первой познакомиться? Эта пара выходит в круг. Первый шаг – поздороваться.
  • Второй шаг – назвать свое имя. Тот, кто знакомится из пары, называет свое имя. Третий шаг – спросить имя другого
  • (Ребенок узнает волшебное имя своего партнера. Можно предложить еще одной паре потренироваться перед всеми, а затем все одновременно выполняют в парах это упражнение.)
  • Используя одну из фраз из задания № 1 “Знакомство”, пусть каждый из вас по очереди познакомится.
  • Вы можете использовать при знакомстве свои фразы.
  • Обратите внимание что:
    а) здороваетесь
    б) называете свое имя
    в) спрашиваете имя другого
  • Иногда получается так, что мы умеем знакомиться, но с нами не хотят дружить, не принимают нас в игру. Что делать? Попробуем разобраться, но сначала прочитайте рассказ М. Пляцковского “Непонятливый львенок”

(Чтение рассказа.)

Непонятливый львенок.

Жил на свете львенок. Он был совершенно маленьким и совершенно непонятливым. И за то, что он задавал по тысяче вопросов в минуту, ему крепко доставалось от строгой мамы. Однажды во время прогулки львенок встретил незнакомого зверя.

Может, познакомимся? – предложил он первым, так как был к тому же невероятно любопытным.

– А вам этого очень хочется? – спросил незнакомый зверь.
– Очень-очень-очень-преочень! – обрадовался львенок. – Страшно люблю знакомиться. Что касается меня, то я – львенок.
– Вижу, что не корова, – пробурчал незнакомый зверь. По том он протянул лапу и представился: – Ягуар...
– Понимаю, – сказал львенок. – Ты – гуар, да?
– Во-первых, не “ты”, а “вы”. Это некультурно называть незнакомого зверя называть на “ты”...
– Извиняюсь, дорогой выгуар!
– А во-вторых, не выгуар, а ягуар.
– Я и говорю: выгуар.
– Поймите, львенок: я – ягуар.
– Понял! Вы – выгуар.
– До чего же вы непонятливый, львенок! – обиделся ягуар.
– Это, наверное, потому, что я еще маленький, – вздохнул львенок.
– Честь имею! – рявкнул ягуар. – Вот подрастете, крошка, тогда и приходите знакомиться!

С этими словами рассерженный ягуар пошел своей дорогой, а львенок своей. Некрасиво получилось, – подумал львенок. – Я к нему со всей душой, а он обиделся. Нет, с сегодняшнего дня я обязательно перевоспитаюсь и всех незнакомых зверей на “вы” называть буду...

  • Почему ягуар не захотел знакомиться с львенком?
  • Что мешало львенку познакомиться и подружиться с ягуаром?

Львенок должен был поздороваться с ягуаром, представиться и спросить имя незнакомого зверя. Если ягуар не мог знакомиться, то должен был вежливо отказаться, а львенок извиниться.

  • Откройте тетради с. 10, 11

I в . Используя одну из фраз на стр.10, откажитесь от предложения львенка

I I в. Извинитесь за львенка перед ягуаром, используя фразы, стр. 11.

  • Выслушать несколько вариантов, как должны были поступить звери. Извиниться – значит сказать людям о том, что вы сожалеете о произошедшем. Потому что вы вели себя не лучшим образом. Просить прощения нелегко, и часто люди чувствуют себя неловко перед тем как сделать это.
  • Давайте еще раз вернемся к фразам, которые помогают нам извиниться перед другим человеком. Стр.11
  • Прочитайте эти фразы.
  • Игра “Почта”
  • Напишите записи с извинениями за то, чем вы обидели кого-то, подпишите и передайте. Я буду почтальоном.
  • Как вы себя чувствуете после того, как извинились?
  • Как вы думаете, что будет чувствовать другой человек, после того, как вы перед ним извинились?

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Для этого мы должны разделиться на группы. Дети делятся на группы, не более 5–6 человек, но чтобы количество команд было четным. (2 или 4). Деление на группы может быть по желанию детей или с помощью выбора фигур разного цвета. Игра “Радуга”

Каждой группе предлагается коробка карандашей, в которой, например, 2 синих карандаша, но нет зеленого. Во второй микрогруппе – наоборот, 2 зеленых и т.д. Каждая группа должна нарисовать радугу.

(Каждая группа понимает, что не может выполнить задание без помощи другой группы. Для этого им будет необходимо обратиться за помощью к другой группе и предложить свою помощь. Группы пытаются самостоятельно справиться с поставленной задачей. У кого-то получится, а у кого-то и нет.)

  • Кто справился? Что вам помогло? (Помогло умение вежливо просить о помощи, договариваться между собой в группе.)
  • Какие трудности возникли у вас в группе, которые не смогли справиться с этим заданием? (Как надо просить о помощи, как ее предлагать.)
  • Давайте откроем тетради на стр.12 и с помощью различных фраз обратимся за помощью к другим группам.

А для 4 группы у нас нет фразы в тетради. Давайте придумаем свои фразы (записать в тетрадь)

Работа в группах.

Страница 13.

В группах прочитайте фразы, которые помогают предлагать помощь друг другу и запишите в тетрадь свои фразы.

Проверка.

А теперь давайте с вами еще раз вернемся к игре “Радуга”

Каждая группа должна нарисовать радугу. Для этого вам будет необходимо обратиться за помощью к другой группе и предложить свою помощь, используя одну из фраз, которую вы узнали.

  • Что помогло вам выполнить задание?

Для закрепления полученных умений и навыков детей может быть использовано задание “Цветик-Семицветик”

Каждая группа детей выбирает лепесток с заданием. Необходимо на альбомном листе написать фразы, которые могут быть использованы в данной ситуации.

(Знакомство, извинения, отказ, обращение за помощью и т.д.)

Каждая группа зачитывает свои варианты ответов. Листы с ответами вывешиваются в классный уголок для того, чтобы дети могли не только лишний раз повторить изученный материал, но и дополнить своими вариантами.