Цель: закрепить знания таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4.
Задачи:
- создавать условия для закрепления знаний таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4;
- создавать условия для формирования вычислительных навыков, умения решать задачи в 2 действия;
- создавать условия для развития умения сравнивать, доказывать, и делать выводы;
- создавать условия для формирования навыков самоанализа, самопонимания;
- показать связь математики с экологией;
- помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний взаимосвязей в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков;
- содействовать воспитанию культуры поведения, бережного отношения к природе, чувства ответственности при решении экологических проблем.
Ход урока
Учитель: Ребята! Как всегда мы начинаем наш урок с минутки настроения. Сегодня показателем вашего настроения будут листья клёна. На партах у вас листья клёна различного цвета. Выберите и покажите.
– С каким настроением вы начинаете урок?
Радостное – жёлтый
Спокойное – зелёный
Тревожное – красный
– Какое у тебя настроение?
– В классе преобладает спокойное настроение
(поместить) дерево, а на нём в основном зелёные
листья
– Спасибо. У меня есть возможность на уроке
помочь и быть полезной вам.
Чтоб в мир природы окунуться,
Поможет нам сейчас урок,
И мы отправимся все вместе….
В лес, в гости на часок (открыть)
– Но, чтобы отправиться в путешествие надо определить тему урока.
5 * 2 = 10
4 * 2 = 8
5 + 9 = 14
12 : 4 = 3
15 : 5 = 3
– Найдите лишний пример.
(5 + 9 = 14, этот пример из таблицы сложения в пределах 20, а остальные из таблицы умножения и деления.)
– Догадались ли вы, какова тема урока?
– Давайте мы её сформулируем
Табличное умножение и деление (открыть)
– Давайте решим эти примеры
– Что помогло тебе быстро справиться с заданием? (Знание
таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4.)
– Чем мы будем заниматься? (Решать примеры и
задачи с использованием знаний таблицы
умножения и деления с числами 2, 3, 4.)
– Сегодня мы закрепим знания таблицы умножения и
деления с числами 2, 3, 4.
1. Для путешествия нам необходимо собрать рюкзак, собирать его будете, объединившись в группы.
– У каждой группы есть только часть рюкзака, но
вы можете принести его только тогда, когда
правильно выполните задание.
– Чтобы справиться с заданием, вам нужно
работать в группе дружно, слаженно и помнить
правила работы в группе.
– Вспомните таблицу умножения деления вашего
числа и заполните пропуски.
Работа в группах.
3 * 2 = 6
10 : 2 = 5
2 * 6 = 12
20 : 2 = 10
3 * 3 = 9
– Вы успешно справились с заданием.
– Рюкзак для путешествия готов! (Вернулись на
места.)
– Подумайте, довольны ли вы результатом
выполнения своей работы?
– Поднимите выбранный вами лист (помещаю на
другое дерево)
– Для чего необходимо знать таблицу умножения
деления? (чтобы быстро и правильно решать примеры
и задачи на табличное умножение и деление)
– Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.
Рюкзаки собраны. А теперь – в путь! (иллюстрация
леса, туда прикрепляю детей с рюкзаками)
– Давайте внимательно послушаем звуки леса, нас
встречает лесной житель. Да это дятел!
(иллюстрация леса, туда прикрепляю после ответа
детей дятла)
– А где мы можем взять информацию о дятле? (в
энциклопедии и т. д.)
– Вот и я попросила Костю найти информацию.
Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых – короедов. Так вот, один дятел за день съедает 753 паука-короеда. Добывая себе корм, он делает в деревьях выемки, их охотно используют для своих гнезд маленькие птички. Получается такая связь: деревья дятел птички.
(Иллюстрация деревья дятел птички)
– Из этой схемы видно, что растительный и животный мир в лесу связаны невидимыми нитями и составляют природное сообщество.
2. – А какая наука занимается изучением этих взаимоотношений, мы узнаем, когда решим примеры.
Игра “Сорбонки”– Кто справился без ошибок?
– Поднимите выбранный вами лист (помещаю на
другое дерево)
– Почему тебе удалось? Почему у тебя получилось?
– Что тебе нужно сделать, чтобы справиться в
следующий раз? (повторить таблицу умножения и
деления с числами 2, 3, 4).
– У кого количество правильных ответов
увеличилось по сравнению со вчерашним днём?
– Я думаю, что в следующий раз таких ребят будет
больше.
Вы прекрасно справились с заданием, поэтому мы
можем открыть слово.
(Открываю, на доске запись: ЭКОЛОГИЯ)
– На каком уроке нам это понятие уже
встречалось? (На окружающем мире.)
– Давайте вспомним, что такое экология?
По-гречески “экос” – “дом”, “логос” – “наука”. Экология – наука о доме, о месте жительства. Наука о доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для деревьев, цветов и грибов. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для всех на ней живущих.
Учитель: Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.
3. – А как вы думаете, связана ли математика с экологией? Приведите примеры (поход до полного разложения бумаги нужно более 2-х лет; консервной банки – более 90 лет; полиэтиленовому кульку – 200 лет; стеклу – 1000 лет.)
Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды, воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью, так как человек пьёт воду, дышит, использует в пищу разнообразных животных и растения. А чтобы этого не происходило необходимо вести подсчёты и контролировать деятельность человека.
Давайте убедимся на примере решения заданий.
У вас на партах лежат карточка с заданиями.
– Прочитайте задание 1.
Обычно на одном дереве дятел уничтожает 9 личинок. Сколько всего личинок может истребить дятел на 2 деревьях? на 4 деревьях? (по вариантам)
Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да.)
Кто может решить задачу самостоятельно? (решайте), кому нужна помощь?
1в. – отвечает на 1 вопрос, 2в. – отвечает на 2 вопрос, кто сделает быстро, может ответить на вопрос другого варианта.
А Костя, Лера, Аня, Таня ответят на дополнительный вопрос.
– На сколько личинок больше истребил дятел с 4 деревьев, чем с 2? (36-18=18(л.)) Оценки
Ребята, которые решали вперёд, проверьте решение. Проверка (на маркерных досках, 2 человека по вариантам) Оценки
Подумайте, чтобы произошло в природе, если бы дятлы исчезли? (стало бы больше насекомых вредителей, которые бы уничтожили деревья, которые дают пищу животным, выделяют кислород и т. д.)
В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумают заранее свои поступки в природе, не просчитают убытки, они могут нанести ей очень большой вред.
Математические знания могут пригодиться в решении экологических проблем? (Да. Мы на примере этой задачи узнали, сколько пользы приносит дятел)
Чтобы как можно меньше не только дятлов, но птиц исчезало, что необходимо делать?
Веди себя в лесу спокойно.
Не играй в шумные игры и не слушай громко музыку.
Не разоряй птичьи гнезда.
Не бери птенцов в руки (поместить на доску)
Подумайте, довольны ли вы результатом
выполнения своей работы?
Поднимите выбранный вами лист (помещаю на
другое дерево)
Физкультминутка
В лесу
Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки.
Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)
Песни птиц звучат повсюду,
Шумом их пугать не буду,
Здесь отличные места,
Ах, какая красота (Наклоны вперед, назад.)
Снова мы идем по лесу.
А вокруг – так интересно!
(Повороты вправо-влево)
Отдохнуть пора, дружок. (Потягивания – руки в стороны.)
Мы присядем. Вот ручеек. (Дети садятся за парты.)
4.– Прочитайте задание 2.
Ученики 4-го класса, гуляя на поляне, сорвали 24 цветка, а ученики 3 класса – 16. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 4 цветков?
– Кто может решить задачу самостоятельно? (решайте), кому нужна помощь?
– Ребята, которые решали вперёд, проверьте решение (решение проверяем на маркерных досках 1способ один ученик, 2 способ другой ученик)
Подумайте, довольны ли вы результатом выполнения своей работы?
Поднимите выбранный вами лист (помещаю на другое дерево)
На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Представьте на минуту, закрыв глаза, что все растения Земли вдруг исчезли.
Они поглощают из воздуха вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев, значит нам нечем будет дышать, растения служат для кого-то кормом, опыляют цветы и просто дают красоту,
Чтобы как можно меньше растений исчезало, что необходимо делать?
– Не ломай ветки деревьев.
– Не срывай цветы.
Физкультминутка
– Закройте глаза, прислушайтесь, вы непременно услышите чудесные звуки Земли.
5. – Ну что ж, ребята, идём дальше. Что же мы видим? Вам открылась неведомая лесная тропинка, по которой надо пройти (иллюстрация леса с лесной тропинкой)
– Но пройти по ней можно только по одному. Все вы поняли, какое большое значение имеет наука экология. Но если вы заметили, она очень тесно связана с математикой: ведь во всем нужны числовые подсчеты. Поэтому, чтобы стать настоящими экологами, мы сначала должны поупражняться в вычислениях самостоятельно.
– Вам необходимо каждому найти правильный ответ (ответы пишут на маркерных досках)
1 вариант
1. Выбери пример с ответом 10.
а) 3 * 2
б) 3 * 3
в) 3 * 4
г) 2 * 5
2. 1 множитель 2, произведение 14.Чему равен второй множитель?
а) 7
б) 14
в) 18
г) 9
3. Делимое 21, делитель 7.Чему равно частное?
а) 4
б) 3
в) 14
г) 30
4. Выбери пример с ответом 2.
а) 20 : 2
б) 12 : 3
в) 6 : 3
г) 9 : 3
2 вариант
Выбери пример с ответом 12.
а) 3 * 3
б) 9 * 1
в) 2 * 5
г) 2 * 6
2. 1 множитель 3, произведение 15.Чему равен второй множитель?
а) 5
б) 6
в) 15
г) 9
3. Делимое 12, делитель 2.Чему равно частное?
а) 3
б) 6
в) 24
г) 14
4. Выбери пример с ответом 3.
а) 8 : 4
б) 12 : 3
в) 9 : 3
г) 6 : 3
Проверка: сверяют с доской. Кто справился без ошибок? Почему тебе удалось? Почему у тебя получилось?
Подумайте, довольны ли вы результатом
выполнения своей работы?
Поднимите выбранный вами лист (помещаю на
другое дерево)
Что тебе нужно сделать, чтобы справиться в
следующий раз? (повторить таблицу умножения и
деления с числами 2, 3, 4).
– Молодцы, ребята, вы справились со всеми
заданиями. Целый день мы бродили по лесу. Нам пора
возвращаться обратно.
В процессе нашего путешествия мы записывали как
вести себя в лесу.
В итоге у нас получилась общая памятка “Правила
поведения в лесу” (повесить запись “Правила
поведения в лесу”)
Может, вы хотите, что-то добавить?
– Не оставляй в лесу после себя мусор.
– Всегда слушай, как звучит лес, и твое
настроение будет радостным.
Выполняя, эти правила вы также участвуете в
охране природы
Зелёный цвет – это символ нашей планеты, символ жизни. Поэтому слово “экология” я выделила зелёным. Экологией сейчас занимаются многие учёные во всём мире. Наш природный дом в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии с природой.
Чему мы учились? Что помогло нам в этом?
Что мы нового узнали? (О связи математики и
экологии.)
Где пригодятся эти знания?
Что показалось трудным? Удалось ли справиться?
А какое задание было интересным?
С каким настроением вы заканчиваете урок?
Поднимите выбранный вами лист (помещаю на
другое дерево)
Давайте вспомним, с каким настроением мы
начинали урок?
А с каким заканчиваем?
Вот какое дерево у нас получилось. Настоящее,
осеннее.
С давних времен 14 октября на Руси отмечался Покров-день, как день перелома в годичном круговороте жизни. С этого дня, по представлениям людей начиналась зима.
А мы провожая осень и встречая зиму, показали свою силу не только в математике, но и то что мы можем сделать для улучшения экологической обстановки, а значит для защиты собственного здоровья.