Особенности коррекции и развития эмоциональной сферы у детей, воспитывающихся в доме ребенка

Разделы: Коррекционная педагогика


В настоящее время проблема детей – сирот встает особенно остро в связи с обострением социального кризиса, приводящего к резкому снижению материального и нравственного благополучия населения.

В нашей стране 422 дома ребенка для 35 тыс. детей, 745 детских домов для 84 тыс. детей. Тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка и чем раньше он попадает в сиротское учреждение, тем более необратимыми могут быть отклонения психического развития. Причины многочисленных нарушений развития у детей многообразны. Именно отказные дети часто имеют врожденные физические и психические аномалии вследствие алкоголизма и наркомании. Дети, рожденные от нежелательной беременности, входят в группу особого риска по психопатологии, т. к. часто рождаются недоношенными, имеют недостаточную массу тела и признаки многофункциональной незрелости. Кроме того ранняя депривация является фактором усугубляющим нарушения эмоционального развития детей – сирот. У оторванного от родителей ребенка снижен общий психический тонус, доминирует пониженное настроение. У большинства детей не формируется заинтересованное отношение к миру, развивается чувство тревоги, отмечается обеднение эмоциональных проявлений, нарастание пассивности. Такие нарушения усугубляются у детей с врожденной патологией. Это является препятствием для дальнейшего познавательного и эмоционального развития.

Дети, находящиеся в доме ребенка, обладают своеобразной спецификой развития, обусловленной органическим поражением коры головного мозга. Особенности познавательной деятельности детей с неврологической симптоматикой характеризуются нарушением деятельности отдельных анализаторов: зрения, слуха, осязания. Корковые поражения в определенной мере сказываются на недостаточности и слабой дифференциации ощущений и восприятия; у детей с трудом формируются представления и понятия, они не могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и выделять главное, делать отвлечения и обобщения. Речь у детей практически не развита. Она не выступает регулятором поведения, т. к. выработка условных связей на слова значительно затруднена. Основные нервные процессы– возбуждение и торможение– патологически изменены.Возбуждение и торможение легко распространяются по всей коре головного мозга. Равновесие между этими процессами нарушен, а важнейший вид активного торможения– дифференцировочный, обеспечивающий возникновение тончайших различий между раздражителями, резко ослаблен. Этим объясняется, что дети с неврологической симптоматикой часто имеют грубые нарушения общего поведения. Они не ориентируются во времени, месте, ситуации, отсутствует отчетливое восприятие окружающих, эмоции не контролируются, воли нет, наблюдаются патологические влечения. Эмоциональная жизнь сопряжена страхами, повышенной тревожностью, гневом, агрессией, нарушением адекватности реагирования извне, недостатком в развитии навыков самообслуживания, приступами психомоторного возбуждения. Именно поэтому коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы приобретает особое значение. В развитии психоэмоциональной сферы выделяется несколько ступеней:

– элементарные чувствования как проявление органической аффективной чувствительности, служащие основой для формирования сложных чувств, эмоций;

– разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;

– обобщенные мировоззренческие чувства, которые и составляют эмоциональный мир личности.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций. обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Задачи коррекционно-педагогической работы с ребенком я стараюсь реализовать последовательно в зависимости от уровня сформированности социального, физического, познавательного развития. При выборе содержания и приемов работы коррекционно-развивающего обучения создаю специальные условия для сотрудничества с ребенком :налаживаю эмоциональный контакт с ребенком (зрительный, слуховой и тактильный), учитываю актуальные и потенциальные возможности ребенка, подбираю задания, соответствующие уровню его развития. На начальном этапе стремлюсь к формированию у ребенка готовности к усвоению способов обобщенного опыта. Этому способствуют совместные действия с ребенком, указательный жест, подражание действиям взрослого, действия по речевому указанию. В процессе общения учу фиксации взгляда на лице взрослого, вызываю у него улыбку своим эмоциональным обращением. Для этого провожу с детьми игры: "Ку-ку", "Где Петрушка", "Куда спрятался петушок?". Для расширения эмоционального общения в процессе чтения потешек, стихов, пения песенок поглаживаю малыша, касаюсь его руками. После спетой песенки ласково обращаюсь к ребенку по имени стремясь удерживать взгляд ребенка на своем лице, обращаюсь "глаза в глаза", беру ручки ребенка и поглаживаю свое лицо, говоря: "Вот у тети глазки, щечки, губки". Такие и аналогичные приемы повторяю на протяжении многих занятий. Когда малыш освоит эмоциональные способы общения, важно начать формировать у малыша невербальные формы общения со знакомыми взрослыми (персоналом дома ребенка): при встрече протягивать руку, а при прощании махать рукой – "пока", посылать "воздушный поцелуй" Используя интересные, яркие игрушки учу ребенка выражать просьбу и благодарность словом и жестом ("дай", "на"). Для формирования этих навыков провожу следующие игры: "Спрячь игрушку", "Прятки с оглядкой", "Ласковый ребенок". Дети 2–3 лет любят игровые задания, где надо произвести какое-либо действие. Детям предлагаю игры, где надо топать ножками, хлопать в ладоши. Во всех играх прошу ребенка улыбаться, смотреть в глаза. Веду работу по формированию представлений о себе. Добиваюсь появления у ребенка положительного отношения к выполнению совместных действий с незнакомым взрослым. В целях совершенствования подражательной способности предлагаю детям пальчиковые игры с речевым сопровождением. "У стола четыре ножки сверху крышка как ладошка".

У детей 2–2,5 лет формируется интерес к сюжетной игре, продолжают формироваться игровые действия в определенной ситуации. На занятиях по сказкотерапии провожу театрализованные игры, где каждый ребенок выполняет определенную роль. Главное в этих занятиях – научить детей игра рядом со сверстниками, сформировать потребность играть вместе, взаимодействовать с другими детьми. Такие занятия проходят на высоком эмоциональном подъеме, дети могут вживаться в роль, грустят и радуются, могут быть слабыми и сильными, добрыми и злыми, способны передавать эмоции своих героев.

В своей работе считаю важным формирование у детей предпосылок к продуктивным видам деятельности, которое направлено на стимулирование у детей интереса к процессу рисования, лепки, аппликации и конструирования.

Предлагаю вариант занятия "Едем в цирк".

Направленность: эмоциональное развитие.

Коррекционные задачи:

  1. Активизация произвольной экспрессии, механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний.
  2. Расширение представления детей об эмоциях.
  3. Обучение способам выражения эмоций с помощью движений и передачи цветом.
  4. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
  5. Развитие мыслительной деятельности.

Средства: экспрессивные.

Форма: групповая.

Материал: шары воздушные, надувные игрушки, детские гантели, "коврик злости", пиктограммы, стимульный материал, панно "Клоун", зеркала.

Ход занятия

1. Приветствие.

– Здравствуйте. Сегодня нас приветствует клоун, он живет и работает в цирке, веселит детей.
– Но посмотрите, сегодня он что-то невеселый. Наверное, он потерялся, поэтому грустный. А в цирке сейчас все готовятся к представлению и делают разминку.

2. Разминка: динамическая гимнастика.

В цирке фокусы нужны,
В представлении важны
И сейчас мы начинаем дружно надувать шары

(Дети выполняют зарядку совместно с психологом.)

Йог отважный и бесстрашный
Не боится ничего,
По гвоздям и по стеклу
Ходит он как по песку.

(Дети ходят по коврику, на котором наклеены ракушки, пуговицы, жесткая щетина, камушки, песок.)

На арену силачи вышли по порядку
Начинаем выполнять с гирями зарядку.
Непоседы акробаты очень дружные ребята
Умеют прыгать высоко, хоть это очень нелегко.
Кто в цирке всех веселит, кто улыбнется, кто загрустит
Кто брови нахмурит, закроет глаза
За уши возьмется, покажет язык,
Со зрительным залом подружится вмиг.

(Все мимические движения выполняем под музыку.)

– Молодцы, ребята. А теперь послушаем стихотворение про клоуна Петрушу.

А наш клоун скучает и всяк его поучает.
– Займись делом, порисуй мелом!
– Возьми лопатку, вскопай грядку!
– Позвони Косте, позови в гости!
– Попрыгай Петрушка, не сиди как старушка!
Тут Петрушка – как разозлится, как топнет ногой по дощечке:
– Не хочу, – говорит, – веселиться, я хочу погрустить на крылечке,
Оставь меня в покое у меня настроение плохое.

Закрепление.

  1. Как вы думаете, от чего грустит Петруша?
  2. Надо его развлекать или нет?
  3. А что делать, если кому-то грустно?

(Обсуждение.)

3. Мыслительные задача.

–Давайте поможем нашему клоуну поправить настроение и соберем его друзей.

(Собираем картинки-половинки.)

4. Игра с цветом "Нарисуй свое настроение".

– А у тебя какое настроение? Выбери сейчас карточку, на которой изображены карандаш и какой-нибудь предмет.

(Дети выбирают карточки и цветные карандаши, разукрашивают.)

Цветовые характеристики:

Красный – активность, радость
Розовый – мечтание, фантазирование
Оранжевый – доброжелательность
Желтый – искренность
Зеленый – внимание, сосредоточенность
Голубой – бодрость
Синий – азарт
Коричневый – сочувствие, сострадание
Черный – утомление, усталость

5. Игры "Передай эмоцию", "Оживи лицо".

– Давайте попробуем вместе передать чувства с помощью мимики.

(Использование пиктограмм).

– Хорошо, а теперь давайте оживим эти маски.

(Дети выкладывают маски из отдельных частей лица, изображенных на бумаге.)

6. Заключение.

– Молодцы! Ой, посмотрите, а наш клоун улыбается! Это он радуется вашим успехам, ведь сегодня вы узнали так много. (Психолог незаметно переклеивает рот у клоуна)

7. Подведение итогов. Обсуждение.