Цель:
- научиться находить длину ломаной линии,
- совершенствовать умение чертить геометрические фигуры,
- повторить единицы измерения длины,
- развивать пространственное мышление.
Оборудование:
- индивидуальные карточки бумажные,
- карточки, выложенные в ПК,
- сигналы, показывающие настроение,
- рисунки Ивана-царевича, Лягушки, Царевны.
Ход урока
1. Организационный момент и сообщение целей.
- Сегодня на уроке мы будем решать математические выражения, задачи, работать с линейкой. А для начала хочется спросить , с каким настроением вы пришли на урок?
Покажите карточки с вашим настроением. Молодцы, настрой у вас отличный, продолжим урок.
Отгадайте, из какой сказки отрывок:
"Старший сын выстрелил, принесла стрелу княжеская дочь; средний выстрелил -стрелу принесла генеральская дочь; а малому Ивану-царевичу принесла стрелу из болота лягушка. Те братья веселы и радостны, а Иван-царевич призадумался , заплакал : " Как я стану жить с лягушкой?"
- Ребята, поможем Ивану-царевичу превратить лягушку в Царевну? Для этого нам предстоит выполнить много заданий.
После того, как ребята отгадали сказку, учитель вывешивает на доске рисунки Ивана-царевича и лягушки. Между ними болото. Иван-царевич должен добраться до лягушки по кочкам болота( каждая кочка- это задание). Чтобы Ивану шагнуть вперед, ребятам надо выполнить задание.
Устные упражнения.
(на доске)
а) Вставьте пропущенные числа
- 2 дм =:см
- 120см= :м:см
- 1 м =:.см
- 45 см =:.дм:см
б) Какое число здесь лишнее?
- 2, 6, 7, 13, 8
- 37, 58, 92, 100, 67
- 18, 12, 7, 25,49,38
в) Решите задачу:
В одну бочку входит 7 ведер воды, а в другую столько же , да еще 3 ведра. Сколько ведер во второй бочке? А в обеих? (10, 17 ведер)
В то время, пока часть детей работает устно, 3 ребят выполняют индивидуальные задания по карточкам бумажным и набранным на компьютере. После того, как дети их выполнят, их проверят другие ребята. Так задействованы в индивидуальной работе 6 учеников.
Карточка №1
Вычисли значение сумм и разностей:
27+ 25 64- 15 34+29 56+ 16 92- 54 35+38
Карточка№2
Преобразуй величины:
- 20 см =:дм
- 13 см =:дм:см
- 1 м = дм
- 2 дм 4 см = :.см
- 30 дм = м
- 100 см =::м
Карточка №3
Выполни вычитание из суммы:
- (70 + 13 ) - 7
- (60 +15)- 6
- (50 + 14) -20
- (40 +18) - 8
- Справился Иван-царевич с кочкой, ждет его другая.
Сообщение темы урока.
- Рассмотрите на доске геометрические фигуры. (Изображены 2 отрезка разной величины и две ломаные линии : с 3 звеньями и 2 звеньями)
- Как называются фигуры?
- На какие 2 группы их можно разделить?
- Как узнать длину отрезка?
- Какой отрезок короче?
- Какая ломаная длиннее?
- Как узнать длину ломаной линии?
- Правильно, необходимо измерить линейкой звенья ломаной линии. Для этого необходима линейка. Что это за инструмент и его историю нам приготовила ученица.
История линейки.
Знаете ли вы , что у линейки в 1989 году был юбилей? Ей исполнилось 200 лет. Однако линейкой пользовались и в более ранние времена. В Средневековье, например, немецкие монахи для разметки линий на пергаменте (так называлась бумага) пользовались тонкими свинцовыми пластинками. А в ряде стран Европы, в том числе и в Древней Руси, для этих целей применялись железные прутья. Их называли шильцами. В разных странах люди измеряли одно и тоже расстояние по-разному. Это было очень неудобно . Наконец, во Франции в 1789 году решено было ввести единую систему мер. В Париже изготовили платиновые линейки с делениями, которые стали образцами мерок для всего мира. По их образцу изготовили деревянные линейки. В Россию линейка попала после войны 1812 года в качестве трофея.
- Позади Ивана еще одна кочка, впереди ожидает еще трудней.
Работа по теме урока.
Фронтальная беседа.
Учащиеся читают диалог Миши и Маши по учебнику:
- Из чего состоит ломаная линия? (Из звеньев)
- Как узнать длину ломаной линии? (Измерить звенья, а потом сложить полученные результаты)
Практическая работа :
Задание №1
- Сколько звеньев в данной ломаной линии? (6 звеньев)
- Измерь длину каждого звена и сложи результаты (4+3+3+2+7+5+34см)
Иван-царевич преодолел и эту кочку, идет дальше.
Задание №2
- Начерти ломаную у которой одно звено 3 см, а другое - 5 см. Вычисли длину этой ломаной линии и запиши полученный результат.
И эту кочку прошел Иван быстро, дошел до следующей кочки.
Физминутка:
Чудеса на свете:
Стали маленькими дети
(Присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
(Руки вверх)
И как зайки поскакали,
(Руки на пояс, прыжки)
И за кустики пропали.
(Тихо сесть)
Задание №3
- Поработаем в парах. Среди ломаных линий найди ту . которая имеет длину 1 дм.
Запиши номер этой ломаной.
Быстро справился с этим препятствием Иван.
Задание №4
- Начерти ломаную линию, длина которой равна 15 см.
Позади еще одна кочка. И наконец Иван-царевич добрался до лягушки. Он поцеловал ее и она превратилась в красавицу Царевну.
5. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Как вычислить длину ломаной линии? А замкнутой ломаной?
- Какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне, выйдите к доске.
Молодцы, мне приятно, что понравились задания на уроке и понравилось помогать Ивану-царевичу.