Органы чувств. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека.
  2. Воспитать бережное отношение к своему здоровью.
  3. Развивать умение выделять главное.

Ход урока

Класс хорошо проветрен.

I. Психологический настрой (1 минута).

– Какое у меня настроение? Как вы узнали? (По улыбке, по глазам.)
– Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы.

II. Проверка домашнего задания (3-5 минут).

Фронтальный опрос:

– Какие органы человека знаете?
– Какую работу они выполняют?
– Что такое система органов? Приведи примеры.
– Какая система управляет деятельностью организма?
– Что изучает анатомия, физиология, гигиена?
– Какие пословицы о здоровье вы подобрали?

Смена положения тела (использую элементы методики Базарнова).

III. Сообщение темы и цели урока (4 минуты).

Я предлагаю вам разгадать кроссворд.

Учитель вывешивает картинки по мере разгадывания кроссворда.

Слайд.

 

1. Загадка.

У зверушки на макушке, а у нас – ниже глаз, (уши).

Вспомните, что отвечал волк девочке из сказки Ш.Перро “Красная шапочка” на вопрос: “Почему у тебя большие уши?” (Чтобы лучше слышать тебя, дитя моё.)

– С помощью ушей мы слышим.

2. Загадка.

Брат с братом через деревню живут, а друг друга не видят, (глаза).

Какой ответ дал волк на вопрос: “Почему у вас такие большие глаза?” (Чтобы лучше видеть.)

– С помощью глаз мы видим окружающий мир.

3. Игра “Узнай предмет”.

Несколько человек выходят к доске им завязывают глаза и дают в руки разные предметы (мяч, карандаш, мел, пенал, линейку). Задание: определи на ощупь, какой предмет дали тебе в руки?

– С помощью какого органа вы узнали эти предметы? Кожа – орган осязания.

Физ. минутка.

Я предлагаю вам повернуться друг к другу и похлопать в ладоши: Хлопни в свои ладоши,

Затем одновременно левой и правой ладонью в ладони соседа, Затем снова в свои ладоши, Затем левой ладонью в правую ладонь соседа, Затем правой ладонью в левую ладонь соседа, (повторить 3–4 раза).

4. Вспомните стихотворение Д. Родари “Чем пахнут ремесла”.

– Куртка рабочего пахнет бензином.
– В булочной пахнет тестом и сдобой.

С помощью чего мы чувствуем запахи? (С помощью носа.)

5. С помощью чего мы можем отличить сладкую пишу от соленой? (С помощью языка.)

Язык – орган вкуса.

Прочитайте ключевое слово в кроссворде и узнайте название темы. Ключевое слово – органы. Тема: “Органы чувств”.

Глядя на кроссворд, назовите все органы чувств.

(Выход на цель урока.)

– Что бы вы хотели о них узнать?

Ответы детей (как ухаживать за органами чувств, какие врачи их лечат).

Учитель дополняет ответы детей.

Я расскажу вам о связи органов чувств с головным мозгом.

Смена положения тела.

IV. Изучение новой темы (10 минут).

– Почему нужно беречь глаза
– Что вы для этого делаете?

Ученики высказывают свои мнения, учитель дополняет их ответы.

  1. Не наклонять низко голову при чтении и письме.
  2. Не читай в транспорте.
  3. Вредно работать за компьютером больше 15 минут и долго смотреть телевизор. Смотри телевизор на расстоянии 2–3 метра. Выбери для просмотра 2–3 передачи в неделю.
  4. Не три глаза, пользуйся чистым носовым платком
  5. Если долго читаешь, дай глазам отдохнуть. Делай гимнастику для глаз.
  6. Не стесняйся носить очки.

Гимнастика для глаз “Глазки потанцуют” (движением глаз рисуют бантик, восьмерку на стене).

– Прослушайте диалог и поймете, о каком органе чувств пойдет речь.
– Здравствуй, тетя Катерина!
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие вчерашние!
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.
– Почему 2 человека не поняли друг друга?
– Какой совет вы дадите этим людям? (Научиться слушать и слышать собеседника.)
– Слух – это большая ценность для человека в группах
– Как нужно ухаживать за ушами?

  1. Мыть с мылом, чистить туго скрученной ваткой.
  2. Не ковыряй острыми предметами. слайд
  3. Чаще отдыхай в тишине.
  4. Не слушай громкую музыку.

(Учитель дополняет, если дети что-то упустили).

– Самые чувственные уши у летучих мышей.

На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами.

Хорошо делать самомассаж ушных раковин. Учитель показывает, как массажировать ушные раковины, проговаривая следующую фразу:

Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу.

Дети заучивают ее и проговаривают хором.

Физ. минутка с движениями: (1 минута).

На болоте две подружки, Две зелёные лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкультпривет!

Смена положения тела.

V. Работа по учебнику (10 минут).

С. 134 учебника. Самостоятельное чтение статьи “Нос орган обоняния”.

– Что нового вы узнали о носе? Всегда во рту, а не проглотишь, (язык).
– О чем идет речь?
– Почему язык называют органом вкуса?

Чтение текста “Язык орган вкуса”. (Работа в парах)

Открываю дверь класса для проветривания.

Вспомните сказку “Морозко”.

– Что чувствовала девочка, когда взбивала перину Морозу Ивановичу? -С помощью какого органа?
– Как бы вы предложили ей согреться? Предлагаю вам потереть ладони друг о дружку.

Смена положения тела.

Беседа учителя (5минут).

Всеми органами чувств руководит мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Например:

Человек увидел яблоко. Эта информация поступила в мозг. Он дает приказ взять его и откусить.

Каждый орган имеет в головном мозге свое представительство – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.

V. Д / 3 (2 минуты)

Перечитайте материал по данной теме С. 132–136

  • Подумайте:

– Почему мы плачем?
– Как называются врачи, которые лечат глаза, ухо, нос, язык, кожу?

VI. Итог (2 минуты)

– С помощью каких органов мы воспринимаем мир?