Цель:
- Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека.
- Воспитать бережное отношение к своему здоровью.
- Развивать умение выделять главное.
Ход урока
Класс хорошо проветрен.I. Психологический настрой (1 минута).
– Какое у меня настроение? Как вы узнали? (По улыбке, по глазам.)
– Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы.
II. Проверка домашнего задания (3-5 минут).
Фронтальный опрос:
– Какие органы человека знаете?
– Какую работу они выполняют?
– Что такое система органов? Приведи примеры.
– Какая система управляет деятельностью организма?
– Что изучает анатомия, физиология, гигиена?
– Какие пословицы о здоровье вы подобрали?
Смена положения тела (использую элементы методики Базарнова).
III. Сообщение темы и цели урока (4 минуты).
Я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Учитель вывешивает картинки по мере разгадывания кроссворда.
Слайд.
|
1. Загадка.
У зверушки на макушке, а у нас – ниже глаз, (уши).
Вспомните, что отвечал волк девочке из сказки Ш.Перро “Красная шапочка” на вопрос: “Почему у тебя большие уши?” (Чтобы лучше слышать тебя, дитя моё.)
– С помощью ушей мы слышим.
2. Загадка.
Брат с братом через деревню живут, а друг друга не видят, (глаза).
Какой ответ дал волк на вопрос: “Почему у вас такие большие глаза?” (Чтобы лучше видеть.)
– С помощью глаз мы видим окружающий мир.
3. Игра “Узнай предмет”.
Несколько человек выходят к доске им завязывают глаза и дают в руки разные предметы (мяч, карандаш, мел, пенал, линейку). Задание: определи на ощупь, какой предмет дали тебе в руки?
– С помощью какого органа вы узнали эти предметы? Кожа – орган осязания.
Физ. минутка.
Я предлагаю вам повернуться друг к другу и похлопать в ладоши: Хлопни в свои ладоши,
Затем одновременно левой и правой ладонью в ладони соседа, Затем снова в свои ладоши, Затем левой ладонью в правую ладонь соседа, Затем правой ладонью в левую ладонь соседа, (повторить 3–4 раза).
4. Вспомните стихотворение Д. Родари “Чем пахнут ремесла”.
– Куртка рабочего пахнет бензином.
– В булочной пахнет тестом и сдобой.
С помощью чего мы чувствуем запахи? (С помощью носа.)
5. С помощью чего мы можем отличить сладкую пишу от соленой? (С помощью языка.)
Язык – орган вкуса.
Прочитайте ключевое слово в кроссворде и узнайте название темы. Ключевое слово – органы. Тема: “Органы чувств”.
Глядя на кроссворд, назовите все органы чувств.
(Выход на цель урока.)
– Что бы вы хотели о них узнать?
Ответы детей (как ухаживать за органами чувств, какие врачи их лечат).
Учитель дополняет ответы детей.
Я расскажу вам о связи органов чувств с головным мозгом.
Смена положения тела.
IV. Изучение новой темы (10 минут).
– Почему нужно беречь глаза
– Что вы для этого делаете?
Ученики высказывают свои мнения, учитель дополняет их ответы.
- Не наклонять низко голову при чтении и письме.
- Не читай в транспорте.
- Вредно работать за компьютером больше 15 минут и долго смотреть телевизор. Смотри телевизор на расстоянии 2–3 метра. Выбери для просмотра 2–3 передачи в неделю.
- Не три глаза, пользуйся чистым носовым платком
- Если долго читаешь, дай глазам отдохнуть. Делай гимнастику для глаз.
- Не стесняйся носить очки.
Гимнастика для глаз “Глазки потанцуют” (движением глаз рисуют бантик, восьмерку на стене).
– Прослушайте диалог и поймете, о каком органе чувств пойдет речь.
– Здравствуй, тетя Катерина!
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие вчерашние!
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.
– Почему 2 человека не поняли друг друга?
– Какой совет вы дадите этим людям? (Научиться слушать и слышать
собеседника.)
– Слух – это большая ценность для человека в группах
– Как нужно ухаживать за ушами?
- Мыть с мылом, чистить туго скрученной ваткой.
- Не ковыряй острыми предметами. слайд
- Чаще отдыхай в тишине.
- Не слушай громкую музыку.
(Учитель дополняет, если дети что-то упустили).
– Самые чувственные уши у летучих мышей.
На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами.
Хорошо делать самомассаж ушных раковин. Учитель показывает, как массажировать ушные раковины, проговаривая следующую фразу:
Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу.
Дети заучивают ее и проговаривают хором.
Физ. минутка с движениями: (1 минута).
На болоте две подружки, Две зелёные лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкультпривет!
Смена положения тела.V. Работа по учебнику (10 минут).
С. 134 учебника. Самостоятельное чтение статьи “Нос орган обоняния”.
– Что нового вы узнали о носе? Всегда во рту, а не проглотишь, (язык).
– О чем идет речь?
– Почему язык называют органом вкуса?
Чтение текста “Язык орган вкуса”. (Работа в парах)
Открываю дверь класса для проветривания.
Вспомните сказку “Морозко”.
– Что чувствовала девочка, когда взбивала перину Морозу Ивановичу? -С помощью
какого органа?
– Как бы вы предложили ей согреться? Предлагаю вам потереть ладони друг о
дружку.
Смена положения тела.
Беседа учителя (5минут).
Всеми органами чувств руководит мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Например:
Человек увидел яблоко. Эта информация поступила в мозг. Он дает приказ взять его и откусить.
Каждый орган имеет в головном мозге свое представительство – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.
V. Д / 3 (2 минуты)
Перечитайте материал по данной теме С. 132–136
- Подумайте:
– Почему мы плачем?
– Как называются врачи, которые лечат глаза, ухо, нос, язык, кожу?
VI. Итог (2 минуты)
– С помощью каких органов мы воспринимаем мир?