Вечер-память "Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за учителей своей школы, уважения к историческому наследию своей Родины.

Оформление:

  • стенд “Они защищали Родину”,
  • компьютер,
  • презентация (приложение 1).

Звучит песня “Ах, война”.

1-й ученик:

Родина- мы говорим, волнуясь
Даль без края видим пред собой
Это наше детство, наша юность
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое!
Перелески, рощи, берега.
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера.
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли
И на век останется святым.
Землю ту, что Родиной назвали
Коль придется сердцем защитим.

Ведущий 1: Так уж вышло, что история России - это история воинского подвига. Ни одно государство не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России.

Мы вспомним сегодня о войне, которая не зря зовется Великой.

Сколько горя она принесла, сколько унесла жизней разных народов. Мы вспомним об учителях нашей школы, которые добровольцами ушли на фронт. А было им тогда по 18 лет.

2-й ученик:

Вчера мы писали диктанты
Чертили на досках круги,
А утром уже интенданты
Нам выдали сапоги
В широкой армейской шинели
Мы ростом казались малы
Мы песни заливисто пели
Скребли, провинившись полы
Когда же, идя на учение
Мы путали ногу подчас
- 25 года рождения!
С усмешкой кивали на нас.

Ведущий 2: 22 июня 1941 г. мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Звучит (в записи) текст, прочитанный Ю. Левитаном в первый день войны. Звучит (в записи) первый куплет песни “Священная война”.

3-й ученик:

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходили поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамён унося.

4-й ученик:

От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.

Ведущий 1: Страшная, смертельная опасность нависла над нашей Родиной, но не было народа, который бы не встал на защиту своей Отчизны. Вместе со всем народом на защиту Родины встали и жители нашей Астраханской области. С утра 23 июня 1941 года в нашем крае началась мобилизация. Во все военкоматы хлынул поток заявлений с просьбой добровольно зачислить в Красную Армию. Заявления подавали астраханцы различных национальностей, пола, возраста и профессий.

Ведущий 2: Свою лепту в разгром фашистской Германии внесли и наши односельчане. 62 человека были призваны на фронты Великой Отечественной.

Ведущий 1: В это грозное для страны время встали в строй на защиту Родины люди самой мирной профессии — учителя. Среди них и наши учителя — Мельникова Надежда Ивановна и Турченко Семен Васильевич.

Ведущий 2: На войне многие специальности были важны: летчики, шоферы, артиллеристы, разведчики, танкисты, но одна из главных специальностей - связист, потому что связь - это мозг фронта.

Турченко Семен Васильевич и Мельникова Надежда Ивановна тоже были связистами на фронте.

5-й ученик:

Над головой раскаленные свечи
По мягкому снегу ползет связист
Хрипнул и замолчал телефон
Сжала трубку ладонь
Артиллерийский дивизион
Не может вести огонь
Замолкли тяжелые батареи
В путь уходит связист
Над головой раскаленный свист
Не приподнять головы
По мягкому снегу ползет связист
Через овраги и рвы
Тонкою, черною полосой
Провод ведет связист за собой
Дорог каждый потерянный час
Каждые пять минут
И дважды прострелян противогаз
И воздух шрапнели рвут
Но вот на краю глухого обрыва
Связист находит место обрыва
Замерзшие пальцы скрепляют медь
А солнце бредет на запад
И медленно начинает темнеть
И можно идти назад.
(В .Багрицкий)

Ведущий 1: В таких тяжелейших условиях приходилось выполнять свою работу связистам. В таких условиях находились и наши герои.

6-й ученик: Семен Васильевич Турченко родился 16 февраля 1925 года в большой крестьянской семье.   В 1942 году добровольцем ушел на фронт, приписав себе 1 год, т.е. сказал, что родился в январе 1924 года. В декабре 1942тода начал служить в 58-м артиллерийском полку в качестве радиотелефониста. Во время Великой Отечественной войны принимал активное участие в прорыве блокады Ленинграда.

7-й ученик: Ленинград, основанный Петром 1 ,свыше 200 лет являлся северной столицей России. По приказу Гитлера должен был стерт с лица земли вместе с жителями. Сдача города не допускалась. Вместе с городом должны были исчезнуть его двухсотлетняя история, культура, духовность.   В сентябре 1941 года город был взят в кольцо. Гитлеровцы стремились не только разрушить, но и деморализовать его жителей. Ленинград был отрезан от продовольствия. Начался голод. Иждивенцы и дети получали по 125 грамм прогорклой массы, именуемой хлебом. К голоду присоединились жгучие морозы. Ослабленные люди не могли перешагнуть через сугроб и тут же умирали.

Иной сугроб страшней трясины,
Встал на пути - и прерван путь
Что делать?
Я один не в силах
Через него перешагнуть.

8-й ученик: На защиту Ленинграда Родина послала лучших своих сыновей и дочерей.

Было нам всяко: и горько и сложно
Мы знали: можно на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
И лишь Ленинграда отдать нельзя.

6-й ученик: 191-й стрелковый полк, в котором Семен Васильевич служил командиром отделения связи, располагался на Пулковских высотах, где велись ожесточенные бои.

Вдоль проспекта гулкого провода гудят
Грузовик под Пулково увезет солдат.
Там гора высокая, под огнем стоит
И бригада сотая до зари не спит.

Бойцы терпели страшный голод (не доходила полевая кухня). По ночам после артобстрела некоторые красноармейцы по- пластунски пробирались к мертвым людям, чтобы отрезать с них кусок мяса.

9-й ученик: Ольга Бергольц в августе 1941 года писала

Я говорю с тобой под свист снаряда
Угрюмым заревом озарена
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.
Кронштадтский злой ,неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет
В бомбоубежищах уснули дети
Ночная стража встала у ворот
Над Ленинградом смертная угроза
Бессонны ночи ,тяжек день любой
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой
Я говорю: нас граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады
- Мы не покинем наших баррикад.

Ведущий 2: 900 дней и ночей сражались ленинградцы . 27 января 1944 года город был освобожден. Ленинград победил.

Ведущий 1: Во время блокады в Ленинграде погибло 800 тысяч человек. Вечная им память.

6-й ученик: После тяжелейшего ранения Семен Васильевич находился на лечении в Ленинградском госпитале. В марте 1945 года был демобилизован. Награжден медалью “За оборону Ленинграда”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” и другими юбилейными медалями.

Ведущий 2: Велик и могуч был народный патриотизм, трудовой героизм советских людей в эти грозные дни Отечественной войны. В делах проявлялись лучшие качества людей: воля, характер, душевная сила, любовь к Родине и ненависть к врагу.

Ведущий 1: Говорят у войны не женское лицо. Все, что мы знаем о женщинах, лучше всего вмещается в слово милосердие.  Есть и другие слова, мать, сестра, жена, друг.

Ведущий 2: Однако на самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненных, а и стреляла из “снайперки”, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Женщина убивала.

Ведущий 1: Все это пришлось испытать на себе и Надежде Ивановне Мельниковой.

10-й ученик: Надежда Ивановна Мельникова родилась 10 сентября 1924 года. После окончания школы поступила в медучилище. В декабре 1942 года добровольцем вместе с другими девушками из Красного Яра с Т.Чириковой, В.Аристовой, М.Червоненко, З.Ананьевой записалась на фронт. Принимала активное участие в обороне Сталинграда.

Ведущий 2: Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа.

Ведущий 1: Для наступления на Сталинградском направлении немецко-фашистское командование направило 6-ю армию Паулюса, 4 танковую армию, десятки немецких дивизий.
Цель операции - захватить нефтяные промыслы Кавказа. Захват Сталинграда врагом значительно бы ослабил советскую армию.

Ведущий 2: В те дни советская страна находилась под угрозой небывалой, зловещей. Немцы под Сталинградом, в самом Сталинграде, немцы на горных перевалах Кавказа, в калмыцких степях, немцы рвутся к Астрахани, заносят меч над великой русской рекой, главной артерией страны.

Ведущий 1: Защитники Сталинграда дрались там, где драться было уже невозможно, стояли там, где выстоять было немыслимо. Они решили, что не уйдут и не ушли. В те дни, комсомолец снайпер Василий Зайцев сказал свои знаменитые слова: “За Волгой для нас земли нет”.

11-й ученик: В это время на передовой не хватало связистов и нашей героине, как и другим девушкам пришлось научиться этой специальности. Они ни в чем не уступали солдатам, ни в переносе тяжелых катушек по снежному полю под обстрелом, ни в исправлении линий связи во время боя, ни в усидчивости, когда нужно было сутками сидеть у телефона и передавать боевые команды.

Ведущий 1: Невозможно перечислить имена героев обороны Сталинграда. Их 112 тысяч. Героями были даже целые дивизии. Сталинградская битва вошла в историю Второй мировой войны, как одна из крупнейших битв.

Ведущий 2: - Кровь лилась ручьями, - вспоминал наш земляк, участник Сталинградской битвы Николай Николаевич Куранов . - Захочешь пить, зачерпнешь стаканом воду- одна третья часть крови в стакане”

Ведущий 1: Битва продолжалась 200 дней. Фашисты потеряли своих полтора миллиона человек.

Ведущий 2:

Здесь все смешалось в этой круговерти
Огонь и снег, пыль и свинцовый град
Кто уцелеет здесь - до самой смерти
Не позабудет грозный Сталинград.

Преклонимся перед мужеством Сталинграда. Пусть всегда в сердцах живет глубочайшее уважение ко всем героическим защитникам Сталинграда, к живым и павшим.

12-й ученик:

У могилы святой
встань на колени .
Здесь лежит человек
Твоего поколения.
Ни креста, ни цветов,
Не полощутся флаги.
Серебрится кусок
Алюминиевой фляги.
И подсумок пустой,
И осколок гранаты.
Неразлучны они
Даже с мертвым солдатом.
Ты подумай о нем
Молодом и веселом
В 41 окончил он среднюю школу.
У него на груди под рубахой хранится
Фотография той, что жила за Царицей.
У могилы святой - встань на колени.
Здесь лежит человек твоего поколения
Он живым завещал
Город выстроить снова
Здесь где он защищал
Наше дело и слово.
Пусть гранит сохранит
Прямоту человека,
а стекло - чистоту
Сына трудного века.

11-й ученик: После Сталинградской битвы Надежда Ивановна, уже в составе 7-й гвардейской армии воевала под Курском. Ее подруга Зоя Ананьева в это время была снайпером. Ум, сообразительность отличали ее от других.  30 июля у села Нижний Ольшанец под Белгородом Зоя погибла. Надежда Ивановна принимала участие в ее похоронах.

13-й ученик: За проявленный героизм, отвагу и мужество Зое Ананьевой была присвоена высшая награда Родины - медаль “Золотая звезда “Героя Советского Союза. В жестоком бою в июле 1943 года Зоя пожертвовала самым дорогим - жизнью. И мы благодарные потомки не должны забывать об этом.

11-й ученик: Надежда Ивановна Мельникова вместе со своей 62-й, а в последствии 7-й гвардейской армией после Курской битвы освобождала Украину, Кишинев, Будапешт, Прагу.  Награждена медалями “За освобождение Праги”, “За взятие Будапешта”, “За освобождение Белграда”, “За победу над Германией 1941-1945 годах” и многими другими юбилейными медалями.

Ведущий 1:

И вот наступил долгожданный день – день Победы.
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шел, Россия, твой солдат.

Ведущий 2:

И не сломила сердце, не сгубила,
И душу не растлила им война.
Видать, нечеловеческая сила
Ему, солдату русскому дана.

Звучит песня “День Победы”.

Ведущий 1: Май 45-го. Вернулись солдаты домой, они вернулись победителями.

12-й ученик:

Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны.
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли.
И от пота еще солоны.
В эти дни бесконечной войны.

Ведущий 2: Возвратились домой и наши герои. А как сложилась их жизнь?

6-й ученик: После окончания войны Семен Васильевич работал киномехаником, а затем в течение долгих лет работал учителем в Забузанской средней школе , преподавал физику, черчение, рисование, труд. После ухода на пенсию продолжал работать. За добросовестный труд был награжден медалью “Ветеран труда”, многими почетными грамотами. Умер в 1995 году.

11-й ученик: После войны Надежда Ивановна долгое время преподавала в Забузанской средней школе русский язык и литературу. Учительский стаж 31 год. Умерла 26 февраля 2006 года.

Ведущий 1:

Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.

Ведущий 2: Сегодня у нас присутствуют дочь Семена Васильевича, Ирина Семеновна Кагерманова, тоже учитель, а также коллеги наших героев. Просим их немного рассказать о том, какими были Семен Васильевич и Надежда Ивановна.

Выступление гостей.

Ведущий 1: Время безжалостно. Нет сегодня с нами наших учителей: Семена Васильевича и Надежды Ивановны. Но память об их добрых делах живет в сердце каждого ученика.

Звучит песня “Журавли”

Ведущий 2: Мы рассказали вам о наших учителях - участниках Великой Отечественной войны, о битвах, в которых они принимали участие, рассказали для того, чтобы память о них не стиралась с годами, чтобы знали какой ценой заплачено за наше счастье.

Звучит песня из кинофильма “Офицеры”.