Корень слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • совершенствовать умения обучающихся применять два варианта подбора родственных слов;
  • тренировать в различении форм слова и однокоренных слов;
  • способствовать развитию таких мыслительных операций, как сравнение, классификация;
  • расширять кругозор и словарный запас обучающихся;
  • воспитывать и прививать навыки культурного общения;

1. Организационный момент.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

Поприветствуйте гостей нашего урока. Улыбнитесь друг - другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо. Присаживайтесь.

2. Актуализация знаний обучающихся.

/на доске записаны слова/

Тр - п -

Гр - з -

Тр - в -

- Как вы считаете, какое задание надо выполнить? /вставить пропущенные буквы/

- Поставьте, пропущенные буквы /2 ученика работают за закрытой доской/

- Какие слова у вас получились? Прочитайте, /дети зачитывают свои варианты слов/

- Проверим, что получилось у ребят на доске.

  • Тропа
  • Гроза
  • Трава

- Какой частью речи являются эти слова? /имена существительные/

- Докажите? /слова отвечают на вопрос: что? и обозначают предмет/

- В каком числе употреблены имена существительные? /в единственном числе/

- Образуйте существительные множественного числа

  • Тропа - тропы
  • Гроза - грозы
  • Трава - травы

- Что изменилось у слов второго столбика? /окончания/

- Что такое окончание? /изменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов/

- Подберите для каждого слова однокоренное слово.

  • Тропа - тропы, тропки.
  • Гроза - грозы, грозовая /туча/
  • Трава - травы, травяной /чай/

- Выделите у слов общую часть.

- Что это такое? /корень/

- Что вы знаете о корне? /неизменяемая часть родственных или однокоренных слов/

- Сформулируйте тему урока. /Корень слова/

- Какие бы вы поставили задачи урока? Продолжи фразу: "на уроке я научусь:", /правильно подбирать проверочные слова; выделять в словах корень слова; умело применять правило безударной гласной в корне слова/

3. Работа по учебнику.

Откроем учебник по закладке страницу 87. Сверим, такую ли тему урока предлагают нам авторы учебника? /дети открывают учебники и читают вслух тему урока/

Поблагодарим ученицу (ка) за правильное определение темы урока /дети хлопают в ладоши/

- В каком разделе изучается эта тема? /Как устроен наш язык/

- Что изучает этот раздел русского языка? /законы русского языка/

4. Работа в тетради.

Откроем тетради и запишем число и словосочетание "классная работа" с комментированием /1 - ый ученик: 29 октября, 2 - ой ученик словосочетание "классная работа"/

- Спасибо, молодцы!

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости. Предлагаю поработать в парах по вариантам. Для этого нам необходимо снова обратиться к учебнику. Найдите упражнение №1. Прочитайте задание к данному упражнению.

  • 1 ряд - 1 вариант: вы выписываете слова с корнем (гор);
  • 2 ряд - 2 вариант: вы выписываете слова с корнем (нос);
  • 3 ряд - 3 вариант: вы выписываете слова с корнем (ран);

/учащиеся выписывают в тетрадь однокоренные слова по вариантам, предварительно поработав в парах/

  • 1 ряд - 1 вариант: (гор, гора-горка-горный, горе);
  • 2 ряд - 2 вариант: (нос, нос- носик- носовой, носилки);
  • 3 ряд - 3 вариант: (ран, рана - ранить - раненый, ранний);

- Что вы заметили, когда выполняли данное упражнение? /там есть лишнее слово/

- Какое лишнее слово и почему?

  • 1 ряд - 1 вариант: (горе);
  • 2 ряд - 2 вариант: (носилки);
  • 3 ряд - 3 вариант: (ранний);

- Какие знания применяли, выполняя данное задание? /правописание безударной гласной в корне слова/

5. Физ. Минутка.

6. Работа со словарным словом /ворона/

На доске выписана скороговорка про ворону

Стерегла цыплят Варвара,
А ворона - воровала.
Всех цыплят поворовала!
Проворонила Варвара!

- Прочитайте. Что записано на доске? /скороговорка/

Найдите однокоренные слова.

Прочитайте их /ворона, воровала, поворовала, проворонила/

- Все ли слова однокоренные? /нет/

- На какие группы можно разделить все эти слова? /ворона- проворонила, воровала- поворовала/

- Придумайте еще однокоренное слово к слову ворона /ответы детей/

Я тоже придумала однокоренное слово /вор/

- Вы согласны? /нет/

- Почему? /разное лексическое значение/

- Запишем в тетрадь однокоренные слова: /ворона - проворонила - вороний/

- Какой можно сделать вывод? /корни однокоренных слов пишутся одинаково/

- Какие вы загадки знаете о вороне? /ответы детей/

- Что такое загадка? /Короткая стихотворная задача, которую надо решить. Предмет не называется, но даются его признаки, по которым найти отгадку/

- В каком жанре литературы изучается загадка? /устное народное творчество, фольклор/

Я знаю вот такую загадку:

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Зовут её : /ворона/

- Что помогло вам отгадать эту загадку? /признаки предмета/

- Назовите, какие признаки предмета? /сероватая, вороватая, хрипловатая, известная/

- Какое значение имеет слово Ворона? /не доглядела, упустила, пропустила и т. д./

- Где мы можем посмотреть и прочитать о значении данного слова? /в толковом словаре/

- Проверим значение слова в толковом словаре Ожигова. /ученик зачитывает значение данного слова в словаре Ожигова/

7. Работа в группах /упражнение №3/, индивидуальная работа Р.Тетрадь №1 стр. 16 упражнение №5 /одновременно/

1 группа /1,2 парта 1 ряд/; (дом - домашний - домашняя - и т.д.)

2 группа /4,5 парта 1 ряд/; (дуб - дубовый - дубовая - и т.д.)

3 группа /1,2 парта 2 ряд/; (зима - зимний - зимняя - и т.д.)

4 группа /4,5 парта 2 ряд/; (лёд - ледяной - ледяные - и т.д.)

5 группа /1,2 парта 3 ряд/; (дым - дымовой - и т.д.)

6 группа /4,5 парта 3 ряд/; (снег - снежный - и т.д.)

- Напомните правила работы в группах: /1 -е правило: соблюдать тишину так, чтобы не мешать, другим группам работать; 2 -е правило: готовность группы определяем по поднятым рукам в вверх./

Индивидуальная работа /3 парты 1,2,3 ряд, упражнение №5, Р.Тетрадь №1, страница 16, упражнение №3/

- Проверка упражнения №3 осуществляется путем зачитывания слов /от каждой группы один ученик/. Дети могут задавать вопросы друг другу по теме урока либо по прошедшим темам урока.

- Проверка упражнения №5 осуществляется учителем при прохождении по рядам, при этом задавать вопросы по изученным темам.

- Взаимопроверка, ученики выполнившие работу правильно и быстро, идут помогать другим ученикам.

8. Физ. Минутка, /для глаз/

9. Дифференцированная работа /учебник "Русский язык", страница 88, упражнение №5; учебник "Русский язык", страница 89, упражнение №7; рабочая тетрадь №1 "Пишем грамотно", страница 18, упражнение №3; /

  • страница 88, упражнение №5; /учитель называет 1 группу детей/
  • страница 89, упражнение №7 /учитель называет 2 группу детей/
  • рабочая тетрадь "Пишем грамотно", страница 18, упражнение №3; / учитель называет 3 группу детей/

- 1 группа /выпишите однокоренные слова с любым из корней в данном упражнении/

- 2 группа /выполните упражнение по заданию/

- 3 группа /выполните упражнение по заданию/

- Проверка:

- Прочитайте, какие слова вы выписали с корнем - ягод-? /ягод - ягодками/;

- Прочитайте, какие слова вы выписали с корнем - букет-? /букет - букетик/;

- Почему они называются однокоренными? /имеют общий корень и одно лексическое значение/

10. Итог урока.

- Подведем итог урока.

- Где мы будем использовать знания об однокоренных словах? /при проверке безударной гласной в корне слова, при написании парных согласных, при написании непроизносимых согласных/

- Какое задание на уроке показалось вам самым интересным? /ответы учеников/

- Какое задание на уроке вызвало у вас затруднение? /ответы учеников/

- Кто доволен своей работой на уроке? /ответы детей/

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока? //правильно подбирать проверочные слова; выделять в словах корень слова; умело применять правило безударной гласной в корне слова/

- Выполнили мы или нет поставленные задачи? /ответы учеников/

- Кому бы вы хотели сказать спасибо за работу на уроке? /ответы учеников/

- Какую задачу вы бы поставили на следующий урок? /продолжить работу по правописанию безударной гласной в корне слова/

- Урок окончен.

- Спасибо за урок.

Приложение.