Цель:
- совершенствовать умения обучающихся применять два варианта подбора родственных слов;
- тренировать в различении форм слова и однокоренных слов;
- способствовать развитию таких мыслительных операций, как сравнение, классификация;
- расширять кругозор и словарный запас обучающихся;
- воспитывать и прививать навыки культурного общения;
1. Организационный момент.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Поприветствуйте гостей нашего урока. Улыбнитесь друг - другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо. Присаживайтесь.
2. Актуализация знаний обучающихся.
/на доске записаны слова/
Тр - п -
Гр - з -
Тр - в -
- Как вы считаете, какое задание надо выполнить? /вставить пропущенные буквы/
- Поставьте, пропущенные буквы /2 ученика работают за закрытой доской/
- Какие слова у вас получились? Прочитайте, /дети зачитывают свои варианты слов/
- Проверим, что получилось у ребят на доске.
- Тропа
- Гроза
- Трава
- Какой частью речи являются эти слова? /имена существительные/
- Докажите? /слова отвечают на вопрос: что? и обозначают предмет/
- В каком числе употреблены имена существительные? /в единственном числе/
- Образуйте существительные множественного числа
- Тропа - тропы
- Гроза - грозы
- Трава - травы
- Что изменилось у слов второго столбика? /окончания/
- Что такое окончание? /изменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов/
- Подберите для каждого слова однокоренное слово.
- Тропа - тропы, тропки.
- Гроза - грозы, грозовая /туча/
- Трава - травы, травяной /чай/
- Выделите у слов общую часть.
- Что это такое? /корень/
- Что вы знаете о корне? /неизменяемая часть родственных или однокоренных слов/
- Сформулируйте тему урока. /Корень слова/
- Какие бы вы поставили задачи урока? Продолжи фразу: "на уроке я научусь:", /правильно подбирать проверочные слова; выделять в словах корень слова; умело применять правило безударной гласной в корне слова/
3. Работа по учебнику.
Откроем учебник по закладке страницу 87. Сверим, такую ли тему урока предлагают нам авторы учебника? /дети открывают учебники и читают вслух тему урока/
Поблагодарим ученицу (ка) за правильное определение темы урока /дети хлопают в ладоши/
- В каком разделе изучается эта тема? /Как устроен наш язык/
- Что изучает этот раздел русского языка? /законы русского языка/
4. Работа в тетради.
Откроем тетради и запишем число и словосочетание "классная работа" с комментированием /1 - ый ученик: 29 октября, 2 - ой ученик словосочетание "классная работа"/
- Спасибо, молодцы!
Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости. Предлагаю поработать в парах по вариантам. Для этого нам необходимо снова обратиться к учебнику. Найдите упражнение №1. Прочитайте задание к данному упражнению.
- 1 ряд - 1 вариант: вы выписываете слова с корнем (гор);
- 2 ряд - 2 вариант: вы выписываете слова с корнем (нос);
- 3 ряд - 3 вариант: вы выписываете слова с корнем (ран);
/учащиеся выписывают в тетрадь однокоренные слова по вариантам, предварительно поработав в парах/
- 1 ряд - 1 вариант: (гор, гора-горка-горный, горе);
- 2 ряд - 2 вариант: (нос, нос- носик- носовой, носилки);
- 3 ряд - 3 вариант: (ран, рана - ранить - раненый, ранний);
- Что вы заметили, когда выполняли данное упражнение? /там есть лишнее слово/
- Какое лишнее слово и почему?
- 1 ряд - 1 вариант: (горе);
- 2 ряд - 2 вариант: (носилки);
- 3 ряд - 3 вариант: (ранний);
- Какие знания применяли, выполняя данное задание? /правописание безударной гласной в корне слова/
5. Физ. Минутка.
6. Работа со словарным словом /ворона/
На доске выписана скороговорка про ворону
Стерегла цыплят Варвара,
А ворона - воровала.
Всех цыплят поворовала!
Проворонила Варвара!
- Прочитайте. Что записано на доске? /скороговорка/
Найдите однокоренные слова.
Прочитайте их /ворона, воровала, поворовала, проворонила/
- Все ли слова однокоренные? /нет/
- На какие группы можно разделить все эти слова? /ворона- проворонила, воровала- поворовала/
- Придумайте еще однокоренное слово к слову ворона /ответы детей/
Я тоже придумала однокоренное слово /вор/
- Вы согласны? /нет/
- Почему? /разное лексическое значение/
- Запишем в тетрадь однокоренные слова: /ворона - проворонила - вороний/
- Какой можно сделать вывод? /корни однокоренных слов пишутся одинаково/
- Какие вы загадки знаете о вороне? /ответы детей/
- Что такое загадка? /Короткая стихотворная задача, которую надо решить. Предмет не называется, но даются его признаки, по которым найти отгадку/
- В каком жанре литературы изучается загадка? /устное народное творчество, фольклор/
Я знаю вот такую загадку:
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Зовут её : /ворона/
- Что помогло вам отгадать эту загадку? /признаки предмета/
- Назовите, какие признаки предмета? /сероватая, вороватая, хрипловатая, известная/
- Какое значение имеет слово Ворона? /не доглядела, упустила, пропустила и т. д./
- Где мы можем посмотреть и прочитать о значении данного слова? /в толковом словаре/
- Проверим значение слова в толковом словаре Ожигова. /ученик зачитывает значение данного слова в словаре Ожигова/
7. Работа в группах /упражнение №3/, индивидуальная работа Р.Тетрадь №1 стр. 16 упражнение №5 /одновременно/
1 группа /1,2 парта 1 ряд/; (дом - домашний - домашняя - и т.д.)
2 группа /4,5 парта 1 ряд/; (дуб - дубовый - дубовая - и т.д.)
3 группа /1,2 парта 2 ряд/; (зима - зимний - зимняя - и т.д.)
4 группа /4,5 парта 2 ряд/; (лёд - ледяной - ледяные - и т.д.)
5 группа /1,2 парта 3 ряд/; (дым - дымовой - и т.д.)
6 группа /4,5 парта 3 ряд/; (снег - снежный - и т.д.)
- Напомните правила работы в группах: /1 -е правило: соблюдать тишину так, чтобы не мешать, другим группам работать; 2 -е правило: готовность группы определяем по поднятым рукам в вверх./
Индивидуальная работа /3 парты 1,2,3 ряд, упражнение №5, Р.Тетрадь №1, страница 16, упражнение №3/
- Проверка упражнения №3 осуществляется путем зачитывания слов /от каждой группы один ученик/. Дети могут задавать вопросы друг другу по теме урока либо по прошедшим темам урока.
- Проверка упражнения №5 осуществляется учителем при прохождении по рядам, при этом задавать вопросы по изученным темам.
- Взаимопроверка, ученики выполнившие работу правильно и быстро, идут помогать другим ученикам.
8. Физ. Минутка, /для глаз/
9. Дифференцированная работа /учебник "Русский язык", страница 88, упражнение №5; учебник "Русский язык", страница 89, упражнение №7; рабочая тетрадь №1 "Пишем грамотно", страница 18, упражнение №3; /
- страница 88, упражнение №5; /учитель называет 1 группу детей/
- страница 89, упражнение №7 /учитель называет 2 группу детей/
- рабочая тетрадь "Пишем грамотно", страница 18, упражнение №3; / учитель называет 3 группу детей/
- 1 группа /выпишите однокоренные слова с любым из корней в данном упражнении/
- 2 группа /выполните упражнение по заданию/
- 3 группа /выполните упражнение по заданию/
- Проверка:
- Прочитайте, какие слова вы выписали с корнем - ягод-? /ягод - ягодками/;
- Прочитайте, какие слова вы выписали с корнем - букет-? /букет - букетик/;
- Почему они называются однокоренными? /имеют общий корень и одно лексическое значение/
10. Итог урока.
- Подведем итог урока.
- Где мы будем использовать знания об однокоренных словах? /при проверке безударной гласной в корне слова, при написании парных согласных, при написании непроизносимых согласных/
- Какое задание на уроке показалось вам самым интересным? /ответы учеников/
- Какое задание на уроке вызвало у вас затруднение? /ответы учеников/
- Кто доволен своей работой на уроке? /ответы детей/
- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока? //правильно подбирать проверочные слова; выделять в словах корень слова; умело применять правило безударной гласной в корне слова/
- Выполнили мы или нет поставленные задачи? /ответы учеников/
- Кому бы вы хотели сказать спасибо за работу на уроке? /ответы учеников/
- Какую задачу вы бы поставили на следующий урок? /продолжить работу по правописанию безударной гласной в корне слова/
- Урок окончен.
- Спасибо за урок.