Урок обучения грамоте "Буква г, Г, звуки [г], [г']

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

1. Познакомить с новыми звуками и буквами, их обозначающими; упражнять в звукобуквенном анализе; учить давать характеристику звукам.

2. Развивать устную связную речь, познавательные способности.

3. Формировать навыки правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.

Оборудование: слоги-слияния; иллюстрации; карточки со словами; корзинка с грибами; карточки-схемы для звукового анализа слов; рисунки мальчика, девочки, грибов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Сегодня такое чудесное зимнее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что вы будете дружными, внимательными, активными и старательными.

II. Объявление темы и целей урока

- Мы совершим с вами необычное путешествие. Путешествуя, мы познакомимся с новыми звуками и буквами, будем учиться читать слоги-слияния, слова, предложения, а также будем развивать память, внимание, воображение, пополним свой словарный запас. Вместе с нами в путешествие отправятся Галя и Гена. Они сейчас ходят в детский сад, а на следующий год станут, как и вы, первоклассниками. Дети очень хотят узнать, чему же вы научились за это время в школе.

III. Повторение

Артикуляционная гимнастика.

1. Массаж язычка.

Язычок проснулся, выглянул из своего домика. Видит, солнышко сияет, птички щебечут. Решил он убраться в домике. Почистил щёчки, нёбо, вымел мусор за порог. Потянулся язычок. Устал. Лёг отдохнуть, погреться на солнышке.

2. Упражнение “Лягушка”, “Слон”.

3. Работа над скороговоркой.

До города дорога в гору,
От города - с горы.

- Прочитаем медленно, быстро, ещё быстрее.

- Прочитаем с ударением и на одном дыхании.

- Прочитайте скороговорку так, если бы в конце предложения стоял вопросительный знак.

- Прочитайте скороговорку так, если бы в конце предложения стоял восклицательный знак.

Итог. Скороговорки мы учимся произносить для того, чтобы четко произносить все звуки и говорить правильно слова).

- Какой звук чаще всего встречается в скороговорке? (Г, р )

4. Игра “Исключи лишнее”.

Р, В, Д, А, С, Н. (гласная среди согласных.)

И, О, А, У, Т.  (согласная среди гласных).

5. Игра “Закончи предложение”.

- Что такое речь?

- Речь бывает?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Слова делятся?

- Слоги бывают?

- Слоги состоят из … звуков

- На какие две группы их можно разделить?

- Назови гласные, которые приказывают согласным быть мягкими? (И, е, я.).

- Назови гласные, которые согласным быть твердыми? (А, о, у, ы.)

Итог.

IV. Новый материал

- Вы хотите вспомнить лето и осень и попасть в лес. Закройте глаза и представьте себе, что мы в лесу. Послушайте как поют птицы. Открывайте глаза. Пока вы слушали пение птиц. Я кое-что нашла. Вы узнаете отгадав загадку.

Под березой у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы”.
Что это? (Гриб)

Произнесите слово “грибы”.

- Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?

- Давайте составим схему этого слова.

- Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние.)

- Назовите первый звук (г).

- Какой он? (Согл., тверд)

- Значит примыкание будет твердое.

- Назовите слияние. РИ

- Сколько звуков мы произнесли? (2)

- Какой это слог? (Слог - слияние)

- Какое это слияние? (Мягкое)

- Итак, слог закончен.

- Назовите второй слог.

- Что это? (Слог-слияние.)

- Какое это слияние? (Твердое.)

- Поставим ударение в слове.

- Прочитаем слово по схеме.

- Какой звук слышим первым? [ г ]

- Произнесём его хором.

- Что же мы о нем узнали? (Согласный, твёрдый, звонкий)

- Давайте определим, какой он звонкий или глухой? (Положили руку на горло и произнесли звук)

- Какой это звук? Звонкий, потому что мы чувствуем вибрацию, дрожание в горле.

- Молодцы! Посмотрите около дерева находится пень. Если на него внимательно посмотреть, то можно сказать, сколько лет было дереву. Это можно узнать по годовым кольцам. Сколько колец, столько и лет дереву.

Ребята, а на что похожи годовые кольца? (На круги)

Проговорим по слогам слово “круги”.

- Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?

- Давайте составим схему этого слова.

- Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние)

- Назовите первый звук (к).

- Какой он? (Согл., тверд)

- Назовите слияние. РУ

- Сколько звуков мы произнесли? (2)

- Что это? (Слог-слияние)

- Какое это слияние? (Твердое)

- Слог закончен.

- Назовите второй слог.

- Что это? (Слог-слияние)

- Какое это слияние? (Мягкое)

- Поставим ударение в слове.

- Прочитаем слово по схеме.

- Какой звук слышится первым во втором слоге? [ г’ ] 

- Произнесём его хором.

- Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий)

Итог. Назовите, первый звук в слове грибы, и первый звук во втором слоге круги.

- Сравните эти звуки? - Чем отличаются?

- Мы познакомились с новыми звуками г, г.

А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем в игру “Твердый-мягкий”.

Я называю слова, а вы при помощи карандашей определяете звук и показываете соответствующий карандаш.

Цель: Определение мягкого и твердого звука в словах.

Бледная поганка, говорушка, груздь, опенок луговой, гипогимния вздутая, гельвелла ямчатая, белый гриб.

Итог.

Знакомство с буквами Г, г.

- Звуки Г и г на письме обозначаются буквой.

- Эта буква имеет свое имя Г.

- Посмотрите и скажите похожи эти буквы?

- Чем отличаются? (Одна большая, другая маленькая)

- А вот на что похожа буква Г нам расскажет…

- Молодцы, ребята! Мы так хорошо поработали, что и не заметили, как дошли до лесной опушки. Давайте немного отдохнём.

Физминутка.

Чтение слогов-слияний и слов с пометами.

Молодцы, а теперь отправляемся дальше. Перед нами лесная полянка. Посмотрите, сколько здесь цветов. Один цветок волшебный. Он поможет нам прочитать слоги с новой буквой. (Дети читают слоги-слияния)

- Давайте прочитаем слоги, в которых звук г – твердый.

- Почему вы так решили?

- Давайте прочитаем слоги, в которых звук г – мягкий.

в) Чтение слов с пометами.

- А теперь давайте прочитаем слова с пометами, которые помогут нам хорошо и без ошибок прочитать текст.

- Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы?

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

- Какой звук обозначает буква Г в слове Галя?

- Какой звук обозначает буква Г в слове Гена?

- Когда мы говорим гриб, а когда грибы?

- А когда корзина и корзинка?

Приглашаю вас, ребята,
Прогуляться, порезвиться,
Вместе с Галей, вместе с Геной
По тропинке мы пошли,
На грибную полянку пришли.

- Ой, какая красивая полянка! А сколько вокруг грибов!

- Ребята, посмотрите, а наши малыши уже набрали полные корзинки.

- А что у них в корзинках мы узнаем, если прочитаем текст.

Работа по учебнику “Русская азбука”:

- чтение текста учителем;

- чтение текста по цепочке.

Вопросы по тексту + зачитывают.

- Что собирали Гена и Галя?

- Их можно назвать? (Грибники)

Грибники-те, кто собирают грибы.

- Что в корзинке у Гали и у Гены? (Грибы)

- Какие грибы собрала Галя? (Боровики)

- А Гена? (Поганки)

- А ведь наши малыши раньше никогда за грибами не ходили, вот Гена и перепутал съедобные грибы с поганками.

- Я сейчас вас познакомлю с съедобными грибами и несъедобными, а Петя расскажет нам как надо правильно собирать грибы.

- Посмотрите, кто изображен на рисунке?

- Чем занимаются жители города?

- В каких домах живут гномики?

- Этот город можно назвать “Грибки” или “Грибочкин городок”

- Давайте составим с вами небольшой текст по этой иллюстрации.

V. Итоги урока.

- Наше маленькое путешествие подошло к концу. Гале и Гене пора возвращаться в детский сад.

- Давайте подведём итог нашего урока.