Цели урока.
1. Познакомить с новыми звуками и буквами, их обозначающими; упражнять в звукобуквенном анализе; учить давать характеристику звукам.
2. Развивать устную связную речь, познавательные способности.
3. Формировать навыки правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.
Оборудование: слоги-слияния; иллюстрации; карточки со словами; корзинка с грибами; карточки-схемы для звукового анализа слов; рисунки мальчика, девочки, грибов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Сегодня такое чудесное зимнее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что вы будете дружными, внимательными, активными и старательными.
II. Объявление темы и целей урока
- Мы совершим с вами необычное путешествие. Путешествуя, мы познакомимся с новыми звуками и буквами, будем учиться читать слоги-слияния, слова, предложения, а также будем развивать память, внимание, воображение, пополним свой словарный запас. Вместе с нами в путешествие отправятся Галя и Гена. Они сейчас ходят в детский сад, а на следующий год станут, как и вы, первоклассниками. Дети очень хотят узнать, чему же вы научились за это время в школе.
III. Повторение
Артикуляционная гимнастика.
1. Массаж язычка.
Язычок проснулся, выглянул из своего домика. Видит, солнышко сияет, птички щебечут. Решил он убраться в домике. Почистил щёчки, нёбо, вымел мусор за порог. Потянулся язычок. Устал. Лёг отдохнуть, погреться на солнышке.
2. Упражнение “Лягушка”, “Слон”.
3. Работа над скороговоркой.
До города дорога в гору,
От города - с горы.
- Прочитаем медленно, быстро, ещё быстрее.
- Прочитаем с ударением и на одном дыхании.
- Прочитайте скороговорку так, если бы в конце предложения стоял вопросительный знак.
- Прочитайте скороговорку так, если бы в конце предложения стоял восклицательный знак.
Итог. Скороговорки мы учимся произносить для того, чтобы четко произносить все звуки и говорить правильно слова).
- Какой звук чаще всего встречается в скороговорке? (Г, р )
4. Игра “Исключи лишнее”.
Р, В, Д, А, С, Н. (гласная среди согласных.)
И, О, А, У, Т. (согласная среди гласных).
5. Игра “Закончи предложение”.
- Что такое речь?
- Речь бывает?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Слова делятся?
- Слоги бывают?
- Слоги состоят из … звуков
- На какие две группы их можно разделить?
- Назови гласные, которые приказывают согласным быть мягкими? (И, е, я.).
- Назови гласные, которые согласным быть твердыми? (А, о, у, ы.)
Итог.
IV. Новый материал
- Вы хотите вспомнить лето и осень и попасть в лес. Закройте глаза и представьте себе, что мы в лесу. Послушайте как поют птицы. Открывайте глаза. Пока вы слушали пение птиц. Я кое-что нашла. Вы узнаете отгадав загадку.
Под березой у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы”.
Что это? (Гриб)
Произнесите слово “грибы”.
- Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?
- Давайте составим схему этого слова.
- Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние.)
- Назовите первый звук (г).
- Какой он? (Согл., тверд)
- Значит примыкание будет твердое.
- Назовите слияние. РИ
- Сколько звуков мы произнесли? (2)
- Какой это слог? (Слог - слияние)
- Какое это слияние? (Мягкое)
- Итак, слог закончен.
- Назовите второй слог.
- Что это? (Слог-слияние.)
- Какое это слияние? (Твердое.)
- Поставим ударение в слове.
- Прочитаем слово по схеме.
- Какой звук слышим первым? [ г ]
- Произнесём его хором.
- Что же мы о нем узнали? (Согласный, твёрдый, звонкий)
- Давайте определим, какой он звонкий или глухой? (Положили руку на горло и произнесли звук)
- Какой это звук? Звонкий, потому что мы чувствуем вибрацию, дрожание в горле.
- Молодцы! Посмотрите около дерева находится пень. Если на него внимательно посмотреть, то можно сказать, сколько лет было дереву. Это можно узнать по годовым кольцам. Сколько колец, столько и лет дереву.
Ребята, а на что похожи годовые кольца? (На круги)
Проговорим по слогам слово “круги”.
- Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?
- Давайте составим схему этого слова.
- Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние)
- Назовите первый звук (к).
- Какой он? (Согл., тверд)
- Назовите слияние. РУ
- Сколько звуков мы произнесли? (2)
- Что это? (Слог-слияние)
- Какое это слияние? (Твердое)
- Слог закончен.
- Назовите второй слог.
- Что это? (Слог-слияние)
- Какое это слияние? (Мягкое)
- Поставим ударение в слове.
- Прочитаем слово по схеме.
- Какой звук слышится первым во втором слоге? [ г’ ]
- Произнесём его хором.
- Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий)
Итог. Назовите, первый звук в слове грибы, и первый звук во втором слоге круги.
- Сравните эти звуки? - Чем отличаются?
- Мы познакомились с новыми звуками г, г.
А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем в игру “Твердый-мягкий”.
Я называю слова, а вы при помощи карандашей определяете звук и показываете соответствующий карандаш.
Цель: Определение мягкого и твердого звука в словах.
Бледная поганка, говорушка, груздь, опенок луговой, гипогимния вздутая, гельвелла ямчатая, белый гриб.
Итог.
Знакомство с буквами Г, г.
- Звуки Г и г на письме обозначаются буквой.
- Эта буква имеет свое имя Г.
- Посмотрите и скажите похожи эти буквы?
- Чем отличаются? (Одна большая, другая маленькая)
- А вот на что похожа буква Г нам расскажет…
- Молодцы, ребята! Мы так хорошо поработали, что и не заметили, как дошли до лесной опушки. Давайте немного отдохнём.
Физминутка.
Чтение слогов-слияний и слов с пометами.
Молодцы, а теперь отправляемся дальше. Перед нами лесная полянка. Посмотрите, сколько здесь цветов. Один цветок волшебный. Он поможет нам прочитать слоги с новой буквой. (Дети читают слоги-слияния)
- Давайте прочитаем слоги, в которых звук г – твердый.
- Почему вы так решили?
- Давайте прочитаем слоги, в которых звук г – мягкий.
в) Чтение слов с пометами.
- А теперь давайте прочитаем слова с пометами, которые помогут нам хорошо и без ошибок прочитать текст.
- Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы?
- Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
- Какой звук обозначает буква Г в слове Галя?
- Какой звук обозначает буква Г в слове Гена?
- Когда мы говорим гриб, а когда грибы?
- А когда корзина и корзинка?
Приглашаю вас, ребята,
Прогуляться, порезвиться,
Вместе с Галей, вместе с Геной
По тропинке мы пошли,
На грибную полянку пришли.
- Ой, какая красивая полянка! А сколько вокруг грибов!
- Ребята, посмотрите, а наши малыши уже набрали полные корзинки.
- А что у них в корзинках мы узнаем, если прочитаем текст.
Работа по учебнику “Русская азбука”:
- чтение текста учителем;
- чтение текста по цепочке.
Вопросы по тексту + зачитывают.
- Что собирали Гена и Галя?
- Их можно назвать? (Грибники)
Грибники-те, кто собирают грибы.
- Что в корзинке у Гали и у Гены? (Грибы)
- Какие грибы собрала Галя? (Боровики)
- А Гена? (Поганки)
- А ведь наши малыши раньше никогда за грибами не ходили, вот Гена и перепутал съедобные грибы с поганками.
- Я сейчас вас познакомлю с съедобными грибами и несъедобными, а Петя расскажет нам как надо правильно собирать грибы.
- Посмотрите, кто изображен на рисунке?
- Чем занимаются жители города?
- В каких домах живут гномики?
- Этот город можно назвать “Грибки” или “Грибочкин городок”
- Давайте составим с вами небольшой текст по этой иллюстрации.
V. Итоги урока.
- Наше маленькое путешествие подошло к концу. Гале и Гене пора возвращаться в детский сад.
- Давайте подведём итог нашего урока.