Урок математики по теме "Часы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей создания часов; формировать умение определять время; повторить преобразование крупных единиц измерения в более мелкие и выполнять обратную операцию;
  • формировать умения добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
  • учить детей использовать разумно каждый час, каждую минуту.

Оборудование урока:

  • модели часов, индивидуальные часы;
  • выставка книг Э.Котляр “Часы-часики”, Я. Шур “Сколько стоит минута”, И.Мельников “Про часы и о часах”, Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке нас с вами ожидает интересная и разноплановая работа.

Математика пришла,
Занимай свои места!
Математика сложна,
Но скажу с почтеньем:
Математика нужна
Всем без исключения!

- Над какой темой работали на предыдущем уроке? (Время.)

- Вспомните загадки, которые относятся к теме “Время”.

- Сегодня мы сможем расширить наши знания о времени. А девизом нашего урока будет такое высказывание “Больше дела, меньше слов”.

2. Актуализация знаний.

- Какой предмет помогает определить дату? (Календарь)

- Какие календари существуют? (Настольный, отрывной, листовой, маленькие календарики и т.д.)

- Какой год начался с1-го января? (2009)

- Какой был предыдущий? (2008)

- Какой год последует за 2009 годом? (2010)

- К какому веку они относятся? (21 веку)

- Сколько месяцев в одном году? (12)

- А в шести годах, (72) восьми? (96)

- Восстанови последовательность: сутки, секунда, неделя, год, час, месяц, минута, век, тысячелетие. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)

Работа по табелю-календарю.

- Мы поедем в театр во второй вторник декабря. Когда это будет? (8)

- Веселые старты запланированы в 1-ый месяц зимы, на 3-й неделе, в четверг. Какого числа состоится это мероприятие? (17)

- Расскажите нам о своем дне рождения по аналогии, а мы попробуем определить его дату.

3. Постановка темы урока.

Я хочу рассказать вам историю…

Эти события произошли в далекой волшебной стране Времени. Правил этой страной честный и справедливый король, и жили в ней очень добрые и трудолюбивые люди, о которых в дальнейшем сложили поговорку “Работают как часы”.

Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, а дни на часы. Но как отсчитывать время? (Предположения детей)

Какова тема нашего урока? (Часы)

- А кто уже умеет отсчитывать время с помощью часов?

- А хотели бы вы научиться?

- Какую цель поставим сегодня на уроке?

4. Знакомство с новым материалом.

Первыми устройствами для этого были:

(Аскаров Булат)

Солнечные часы
Всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по нему солнышко бежит!
Они бывали на площадях,
На лужайке. В саду –
У солнышка на виду! <Рисунок 1>

- Но такие часы были удобны лишь в солнечную погоду. А ночью и в пасмурную они не работали.

И люди решили изобрести такие часы, которые показывали бы время в любую погоду. А как они называются, вы узнаете, решив следующее задание.

1) 25 увеличить в 4 раза (100) - К

2) Делимое 45, делитель 9. Найдите частное. (5) – А

3) 136 уменьшите на 130. (6) – Р

4) 1множитель 12, 2 множитель 4, найдите произведение. (48 ) – П

5) На какое число надо разделить 48, чтобы получилось 6? (8) – Д

6) 140 уменьшите в 10 раз. (14) – И

7) 210 разделите на 3. (70) – Л

8) 1 слагаемое 25, 2 слагаемое 29, найдите сумму.(54) – Е

9) Уменьшаемое 228, вычитаемое 200, найдите произведение. (28) – С. (Самопроверка)

- Расположите ответы в порядке убывания. Как называются эти часы?

100   70   54   48   28   14   8   6   5
к   л   е   п   с   и   Д   р   а

<Рисунок 2>

(Храмова Аня)

Это водяные часы, греки называли их “клепсидрой”. “Теряешь воду!” - замечали древние, если кто-то говорил не по делу.

Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд, из которого переливалась по каплям вода. Поплавок со стрелкой поднимался или опускался. А по отметкам на сосуде определяли, сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Такие часы показывали время и днем и ночью – не забывай только воды подливать.

(Учитель) Но и такие часы были неудобны. И вот часовых дел мастер, живший в стране Времени, придумал новые часы –

(Власова Ева)

Песочные часы – точные!
В них песчинки текут –
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
В колбочке из стекла,
Так и минутка истекла! (Показ песочных часов)

(Учитель) Но и эти часы были неудобны, почему? (Предположения детей). Правильно их все время надо было переворачивать.

Давайте посмотрим, как дальше развивались события. Долго трудились люди, искали и создали первые механические часы с одной часовой стрелкой, вскоре догадался мастер о несовершенстве этого изобретения и соорудил на королевской башне новые часы, с двумя стрелками – минутной и часовой, которые стали называться механическими.

(Назаров Даниил)

Кто не слышал,
Как бьют
На королевской башне часы- гиганты?
Времени точные гаранты!
Работа у этих часов славная
А в королевстве они главные. <Рисунок 4>

(Учитель) Слава об этих часах разнеслась по всем сказочным королевствам. Злой повелитель соседней страны, у которого не было таких часов, решил, во что бы то ни стало заиметь эти часы. Послал он коварного Тролля, который с помощью заклинания уменьшил часы и унес. И поселился в стране хаос и беспорядок. Люди, привыкшие жить по часам и умевшие ценить каждую минуту, решили вернуть верного друга-помощника.

В погоню за коварным Троллем, похитителем волшебных часов, отправились дети короля Времени: сын – час и дочь – минута. Но Тролль предвидел, что будет погоня, поэтому подготовил различные ловушки.

Дорога, выходящая из королевства, начиналась с улицы Умножения, и там необходимо было преодолеть первую трудность, но дети легко справились с этими заданиями.

5. Работа под руководством учителя.

Работа в группах.

А) Сравни:

3 ч. > 48 мин. 1 ч. 18 мин. < 118 мин. 2 мин. 40 с < 200 с
36 с.< 7 мин. 5 ч. 6 мин. > 56 мин. 4 мин. 5 с > 45 с

(Самопроверка)

Чтобы попасть на улицу Деления, необходимо спуститься по крутой лестнице, на которой вновь была ловушка для детей.

а) полгода - сколько это месяцев? (6)

б) в году 365 (366) дней, сколько это недель? (52)

в) 60 месяцев, сколько это лет? (5)

Пройдя улицу Деления, Час и Минутка спустились к пристани, где ждала их лодка, но детям надо было найти значение выражений:

320:80х3 (12) (4800-1200):60 (60)

Найдя значение выражений, дружные ребята запрыгнули в лодку и поплыли, но вскоре приплыли к дремучему лесу. Навстречу вышел лесовичек. Он приготовил для ребят загадки:

1. Выходило 12 молодцев, 12 молодцев – это 12 месяцев.
Выносили 52 сокола, 52 сокола – это количество недель в году.
Выпускали 365 лебедей. 365 лебедей – это количество дней в году.

2. Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, - каждый час.

- О чем это загадка? (О стрелках часов). Что узнают по часам? (Используется модель часов)

Практическая работа.

- Возьмите в руки модель циферблата и расскажите о нем. (Циферблат часов разделен на 12 частей большими штрихами. Против этих штрихов написаны числа от 1 до 12. )

- Как называется маленькая стрелка? (Часовая). Она проходит расстояние между большими штрихами за 1 час.

- А большая? (Минутная). Делает за 1 час полный оборот.

- Что показывают 5 маленьких делений между двумя большими? (Это 5 минут, которые проходит минутная стрелка)

- Сколько всего таких маленьких штрихов на циферблате? (60 штрихов, т.к. всего в одном часе 60 минут.)

- Сколько времени пройдет, если часовая стрелка пройдет полный оборот? (12 часов.)

6. Физкультминутка.

Зря мы время не теряли: Кто не знает, что для нас С С С нами преданно дружны
Умножали и делили.
А сейчас мы отвлечемся
Физминуткою займемся.
Очень дорог каждый час.
Зря мы время не проводим,
И как стрелки быстро ходим.

Всем известные часы,
Чтоб всегда все успевать,
Их устройство надо знать!

7. Работа под руководством учителя.

Работа по учебнику.

1) № 2, стр.60.

2) № 3, стр.60. (Работа в парах)

Работа с моделью часов.

3) Сегодня мы не только будем определять время, но и научимся говорить по-разному.

7 ч. 15 мин.– 5 минут восьмого.

7 ч. 30 мин. – половина восьмого.

7 ч. 15 мин. – четверть восьмого.

7 ч. 45 мин. – без 15 минут восемь, без четверти восемь.

(Учитель) Давайте вспомним о наших сказочных героях. Они тем временем почти были у цели, тихо войдя во дворец, Час и Минутка увидели злого Тролля, который тщетно бормотал заклинание, он забыл часть слов, и поэтому не мог увеличить часы. Заметив детей короля Времени, он расстроился и сказал: “Не ожидал я, что вы так быстро справитесь со всеми моими ловушками, но я признаю себя побежденным лишь тогда, когда вы справитесь со следующими заданиями”.

8. Самостоятельная работа.

Задание 1. Восстановите временную последовательность: завтра, позавчера, послезавтра, сегодня, вчера.

Работа в тетрадях.

Задание 2.

1. Дождь начался в 6 утра и длился 2часа 15 минут. Во сколько дождь закончился? (8 ч. 15 мин.)

2. Произносить заклинание я начал в 8 часов 15 минут и продолжал 40 минут. Во сколько должно было произойти волшебство, если бы я не забыл слова? (8 ч. 55 мин.)

3. Свой путь вы начали в 7 часов утра, а сейчас 7 часов вечера. Сколько времени вы были в пути? (12 часов)

Задание 3.

Запишите, какое время покажут часы через 10 минут, если сейчас они показывают: 1 ч. 25 мин.; 2 ч. 55 мин.; 6 ч. 40 мин.

Задание 4.

1 телефонистка принимала 25 телеграмм в час, а вторая на 4 телеграммы больше, чем первая, а третья – в 2 раза больше, чем вторая. Сколько телеграмм принимала третья телеграфистка? Какие вопросы можно еще задать? (58)

Задание 5.

На сколько минут ты опоздаешь в школу, если твои часы будут отставать на 10 минут, а ты думаешь, что они спешат на 10 минут, и вышел из дома так, чтобы прийти точно? (20 мин.)

Самопроверка по эталону.

Справившись с заданиями Тролля, дети забрали часы, принадлежавшие своему королевству, и отправились в свою страну. И вновь в стране Времени воцарил порядок и счастье. А трудолюбивые люди продолжали изобретать все новые часы. Так закончилась эта волшебная история.

Но чтобы вам запомнился, наш урок Час и минутка решили вам сделать подарок, а что это за подарок вы узнаете, решив примеры и соединив последовательно точки.

Работа в парах.

20*40 (800) 4900 :700 (7)
800*4 (3200) 360 : 60 (6)
70*900 (63000) 5600 :8 (700)
5000*4 (20000) 24000 :30 (800) (Стрелка)

И давно знакомы нам уже часы без стрелок и циферблата. На плоскости часов – окошечко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры. (Петров Олег)

Кто знает, как называются такие часы?

А есть и новые – электронные,
Часы неугомонные!
Только раз их заведи,
Заведешь и год ходи! <Рисунок 5>

В Англии на одной из королевских башен находятся сложные механические часы – астрономические, которые показывают не только время, но и ход планет вокруг солнца.

Современная наука и техника требуют от часов все большей точности. Механические часы это обеспечить не могут. (Гаврилов Павел) Изобрели кварцевые часы, они убегают или отстают лишь на 1 секунду за 30 лет.

(Петрова Арина) А самые точные часы – молекулярные. Они считаются эталоном времени.

9. Подведение итогов урока.

- Чем заинтересовал вас урок? Что новое вы узнали?

- Какие часы появились первыми?

- Какие появились позже?

- Перечислите все виды часов, о которых вы узнали сегодня на уроке?

- Чем отличаются механические часы от электронных часов?

- Какие единицы измерения можно назвать по модели часов? (Час, минута, секунда)

- За какое время минутная стрелка проходит расстояние между двумя маленькими штрихами? (За одну минуту).

- Выполнение каких заданий вызывало у вас затруднение? Почему? С чем это связано?

- Достигли мы целей нашего урока?

10. Домашнее задание:

  • с. 61, № 9, 13.
  • творческого характера – по желанию подготовить сообщение о знаменитых или старинных часах; подобрать пословицы о времени и объяснить их смысл;
  • прочитать книги, представленные на выставке.