Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.
Задачи:
1. Развивающие:
- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
- развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
- формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
- формирование умения логично и последовательно излагать сувою мысль;
- развитие кругозора детей;
- обогащение словарного состава учащихся;
- развитие умения работать в коллективе.
2. Образовательные:
- познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.
3. Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание положительного отношения к учёбе.
- воспитание интереса к предмету «окружающий мир»;
- воспитание умения работать в группе.
Оборудование: доска, презентация (Приложение 1), иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых растений, план (на карточках) выполнения практической работы, иллюстрации для практической работы (болиголов пятнистый, мать-мачеха, багульник), кроссворд (на доске), гербарий (шиповник, крапива двудомная, брусника, малина, черника), ПК, мультимедийная установка.
Ход урока
1. Оргмомент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Ученики сидят группами по 4 человека.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Вам известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь. А каким образом это происходит, я предлагаю вам выяснить, мысленно переместившись на несколько веков назад, когда не было никаких следов цивилизации, а люди жили в пещерах. Как вы думаете, что тони делали, чтобы справится с различными заболеваниями?
Ученики: Были колдуны. Они искали различные пути лечения болезней. Воздействовали на людей ритуальными танцами, заклинаниями и самое главное – применяли в качестве лекарств – различные травы.
Учитель: Действительно. Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека»или растения, обладающие лекарственными свойствами. И сегодня на уроке мы поговорим о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.
Учитель: Сегодня мы занимаемся с вами группами. За каждый правильный ответ представителя той или иной группы, группа получает. В конце урока мы подсчитаем количество очков. Смотрим на доску. Что вы здесь видите?
Ученики: Различные растения.
Учитель: Я сейчас вам предлагаю разделить эти растения на группы. Какие у вас есть предложения?
Ученики (1-2 у доски) распределяют у доски растения по признаку лекарственные – ядовитые:
Тысячелистник |
Ландыш |
Учитель: Хорошо. Мы выяснили, что первая группа растений относится к лекарственным. Смотрим на экран. (Приложение 1. (слайд 2)). Здесь представлены лекарственные растения и названия растений. Ваша задача – из данного списка растений выбрать название лекарственных растений и соотнести эти название с их изображениями.
Ученики из списка растений выбирают нужные (те, что относятся с представленными лекарственными растениями) и располагают их в нужном порядке.
Учитель: В каких целях мы используем эти растения?
Ученики: Лечение ран, остановка кровотечения, снятие боли.
Учитель: Где мы можем встретить эти растения? (Приложение 1. (слайд 3))
Ученики: Лес, луг, вдоль дорог.
Учитель: Верно. Это лекарственные растения. Мы можем их собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Нужно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе.
Учитель: У нас осталась вторая группа растений. Как мы их назвали?
Ученики: Ядовитые растения.
Учитель: Какие растения здесь изображены? (Приложение 1. (слайд 4 ))
Ученики из оставшегося списка растений выбирают те, что относятся к ядовитым растениям и располагают их в нужном порядке.
Учитель: Как вы думаете, почему они называются ядовитыми?
Ученики: Эти растения содержат вещества, которые, попадая в организм человека и животных, вызывают в нем болезненные изменения.
Учитель: Вы совершенно правы. А тяжелое отравление может даже привести к смерти. Причем у одних растений яд содержится в листьях, у других – в семенах, у третьих – ядовиты все части растений. Необходимо их запомнить и уметь узнавать их среди других растений, чтобы не причинить себе вреда.
Учитель: Где мы можем встретить эти растения?
Ученики: Лес.
Учитель: Мы с вами выяснили, что эта группа относится к ядовитым растениям. Но я точно знаю, что эти растения можно разделить еще по одному признаку. Как вы думаете, по какому признаку?
Ученики: Ядовиты лекарственные – нелекарственные.
Учитель: Лекарственные – волчье лыко, ландыш, нелекарственные – вороний глаз.(Приложение 1. (слайд 5)). Представляете, эти растения тоже лекарственные. Вещества, содержащиеся в них, являются ценными лечебными средствами, которые находят широкое применение в медицине. Поэтому, эти растения хотя и ядовитые, но считаются лекарственными. Но при их сборе нужно быть предельно осторожным, т. к. они могут нанести человеку вред.
– Влияние волчьего лыка на дыхательные пути и кожу человека.
Учитель: Все растения, о которых мы сегодня говорили, встречаются на территории Карелии. Но я каждую группу растений раздела бы еще на группы. Как вы думаете, по какому признаку?
Ученики: Занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную книгу Карелии. (Приложение 1. (слайд 6))
Учитель: Верно. Вы знаете, что существует Красная книга Карелии, в которую занесены редкие, охраняемые виды растений, произрастающие на территории республики. Всвязи с этим, какие растения среди лекарственных растений войдут в число охраняемых?
Ученики: Зверобой.
Учитель: А среди ядовитых?
Ученики: Ландыш, волчье лыко.
Учитель: Скажите, пожалуйста, каково значение охраны этих растений?
Ученики предлагают свои варианты.
Учитель: Нужно запомнить, что эти растения являются охраняемыми, их ни в коем случае нельзя рвать для букетов, ломать. Ведь некоторые из них встречаются в небольших количествах и в определенных местах. А безразличие к жизни растений повлечет за собой серьёзные последствия: исчезновение растений не только в республике, но и на Земле.
3. Физминутка (музыкальная).
4. Практическая работа.
Учитель: Далее мы работаем по группам. Выполняем практическую работу «Лекарственные растения Карелии».
Разъясняет план выполнения практической работы.
План:
- Название растения.
- Место произрастания.
- Лекарственное или ядовитое.
- Занесено ли в Красную книгу.
- Использование в медицине.
Напоминает о рациональном использовании времени.
Ученики выполняют по группам практическую работу в течение 5 минут, используя гербарии и иллюстрации. После выполнения работы 1-2 ученика из каждой группы выступают перед классом.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово». Здесь спрятано слово, которое вам надо отгадать, ответив на вопросы.
Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник)
И если, случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой
дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Смородина)
Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)
Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко. (Земляника)
Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)
Ученики: Зашифровано слово «Правило».
Учитель: А если мы вспомним наш разговор о лекарственных растениях, как мы можем связать это со словом «правило»?
Ученики: Правило сбора лекарственных растений.
Учитель: Как вы думаете, какие это будут правила?
Ученики:
- Собирай только те растения, которые разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
- Узнай сроки сбора растений.
- Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
- Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
- Узнай, как правильно сушить и хранить растения.
6. Обобщение изученного материала.
Учитель проводит беседу, в ходе которой обобщаются знания о лекарственных и ядовитых растениях; классификации растений по признакам: лекарственные – ядовитые, занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную Карелии. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.
Подсчитывается количество очков у каждой группы. Отмечаются те, у кого количество очков больше.
Выставление отметок.
7. Домашнее задание.
- Работа с учебником стр. 19–21.
- Составить правила сбора лекарственных растений в рабочей тетради.
- Сделать альбом «Лекарственные растения Карелии» с рисунками, фотографиями, необходимыми пояснениями.
8. Итог.