Урок математики на тему "Наибольший общий делитель". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  • Образовательная цель: ввести понятие наибольшего общего делителя, познакомить с алгоритмом нахождения наибольшего общего делителя.
  • Развивающая цель: развивать вычислительные навыки, умение ориентироваться в конкретной ситуации, переключаться с одного вида деятельности в другую.
  • Воспитательная цель: воспитывать интерес к математике

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма: путешествие.

Оборудование: проектор, экран, презентация (Приложение 1), тест «Разложи меня» (Приложение 3), компьютеры, программа для запуска теста (в Приложении 3 установочный файл).

Ход урока

1. Организационный момент (5 мин).

На экране 1 слайд презентации.

Учитель проверяет готовность к уроку. Настраивает учащихся на деятельность. Знакомит с темой урока, целью урока. Проводит исторический экскурс, заинтересовывает данной темой.

(слайды №1–10)

2. Актуализация знаний и умений (5 мин)

На компьютерах заготовлен Uni-тест (установочный файл и файл самого теста прилагается)  по актуализации темы «Разложение числа на простые множители».

Тест называется «Разложи меня» (Приложение 3).

После того, как учащиеся выполнили тест и получили баллы, они баллы заносят в оценочный лист, который заранее был вклеен в тетрадь. (Приложение 2)

(слайды №11-12)

3. Организационный момент (1 мин)

Учащиеся усаживаются на свои рабочие места.

4. Объяснение нового материала (15 мин)

На экране показано задание:

Даны числа 15 и 45.

Задание классу: найдите все делители данных чисел и запишите их в тетрадях.

Через 3 мин. Проверяется это задание. На экране показывается ответ:

15: 1; 3; 5; 15

45: 1; 3; 5; 9; 15; 45

Перед проверкой учащиеся меняются тетрадями, и проходит взаимопроверка. Если все правильно, то ставится 1, если допущены ошибки, то 0. Далее учащиеся эти баллы ставят в оценочные листы.

Учитель предлагает следующее задание:

Подчеркните общие делители.

На экране показывается ответ:

15: 1; 3; 5; 15

45: 1; 3; 5; 9; 15; 45

За этим следует следующее задание:

Учитель следом задает вопрос: а какое среди этих подчеркнутых чисел самое большое?

Правильный ответ: 15.

Кто-нибудь сможет ответить словами, что же такое наибольший общий делитель?

«НОД – это наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа a и b».

А если вам предложить числа намного больше, чем те, с которыми мы сейчас работали? Согласитесь, таким методом отыскания общего делителя работать неудобно.

Мы с вами сейчас вместе найдем другой способ отыскания НОД.

Даны те же самые числа 48 и 36.

Задание: разложите их на простые множители.

Учащиеся выполняют их в тетрадях.

Затем на экране показывается правильный ответ:

48=2*2*2*2*3

36=2*2*3*3

Перед этим учащиеся обмениваются тетрадями и идет взаимопроверка. Если все правильно, то ставится 1, если допущены ошибки, то 0. Баллы выставляются в оценочные листы.

Выберите одно из разложений:

48=2*2*2*2*3

36=2*2*3*3

Далее учитель вводит обозначение наибольшего общего делителя:

НОД(36;48)=2*2*3=12

Т.е. после равенства записываем произведение незачеркнутых чисел, взявших у одного числа.

После этого учитель проговаривает правило отыскания НОД двух чисел:

  1. Находим разложение чисел на простые множители.
  2. Зачеркиваем общие числа.
  3. Находим произведение зачеркнутых чисел у одного числа.
  4. Записываем ответ.

(слайды №13–25)

5. Этап применения знаний (5 мин)

Учитель предлагает выполнить задание. Один ученик выходит к доске и выполняет это задание.

Даны числа: 66 и 136

66=11*3*2

136=2*2*2*17

НОД(66; 136)=2

6. Этап рефлексии (5 мин)

Далее учащимся предлагается задание на заготовленном листочке:

Задание: Найдите НОД для чисел:

1) 16 и 48

2) 34 и 128

7. Итоги урока (4 мин)

  1. Учитель с помощью учащихся проговаривает определение НОД и правило отыскания НОД.
  2. В конце классной работы учитель просит выбрать вариант настроения, который им соответствует (варианты настроения изображены в листах-контроля.
  3. В конце урока сдаются тетради.

Листы контроля вклеены в тетрадях у каждого.

Д.З. №-ра из учебника.

(слайды №26-27)

Спасибо за урок!

После урока учитель проверяет последние два задания и проставляет баллы в листы, подсчитывает итог и выставляет оценки. Оценки объявляются на следующем уроке.