Цели урока:
1. Образовательные:
- познакомить с тем, как образуются, называются и записываются дроби;
- учить сравнивать дроби (доли).
2. Развивающие:
- дать представление о том, как можно найти долю по числу и число по доле.
3. Воспитательные:
- учить работать дружно, аккуратно;
- учить отвечать полными предложениями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Это будет урок-исследование. А мы с вами будем юными математиками, которым предстоит сделать открытие. Итак, начинаем работу.
2, 5, 12, 128
1/2 3/4 5/8 (Запись на доске.)
0,25 1,5 2,35
Посмотрите на ряд чисел...
- Что вы можете сказать о них?
Молодцы! Вы всё верно рассказали. Хотя мы и не о всех числах поговорили.
Устное решение задач.
- У бабушки было 8 яблок. Она разделила их поровну между 4 внуками. По сколько яблок досталось каждому? (По 2 яблока.)
- Как вы узнали? (8 / 4 =2)
- Что это за число? (Целое.)
Молодцы. Справились легко и быстро. Но на то мы и исследователи, чтобы от простого идти к сложному. Решите теперь такую задачу.
- У бабушки было 2 яблока. Она разделила их поровну между 4 внуками. По сколько яблок досталось каждому? (По половинке.)
- А как это записать?
II. Новое!
Цель. Вот сегодня на уроке мы и познакомимся с новыми числами. А вот как они называются?! Давайте попробуем придумать им названия.
1. Работа на предметном столике.
- У меня в руках яблоко. Какое оно? ( Целое.)
Правильно, одно целое. Разрезаю пополам (показываю).
- Сколько половин получилось? (2)
- На сколько равных частей делили? (На 2.)
Я взяла одну часть, одну из двух, одну вторую (показываю).
Посмотрите как это записать: -- эта черта обозначает деление.
1 пишу в числитель (показываю на доске).
2 пишу знаменатель (показываю на доске).
- На сколько частей делили? (На 2.)
- Сколько частей взяла?
- Как прочитать это число? (Одна вторая.)
- Но как же мы назовём это число? Что мы делали с яблоком? (Разделили на доли, раздробили, дробили.)
- Как же назовём такие числа? (Дроби. Доли.)
- Что такое 1/2? (Дробь.)
2. Работа на предметном столике.
У меня в руках яблоко. Разделим его на 4 части (показываю.)
- На сколько частей я разделила? (На 4.)
- Сколько частей я взяла? (Показ 1/2, 2/4, 3/4.)
- Покажите, где записаны эти дроби?
Запись на доске: 1/4, 2/4, 3/4.
- Как вы думаете, что больше1/2 или 1/4? (Показ долек яблока.)
- А как вы считаете, почему 1/2 больше 1/4, ведь тут только 2, а там – 4?
3. Работа с кругом (на магнитной доске).
Покажите: 1/3, 1/4, 1/6, 2/3, 2/4, 2/5.
А теперь научимся писать эти дроби (диктую, по 1 уч-ся выходят к доске).
III. Первичное закрепление.
1. Самостоятельная работа.
Откройте учебник на стр.34. Найдите номер 1 под пунктом 2. Прочитайте внимательно задание и выполните его верно.
Проверим наше задание (через кодоскоп).
2. Опыты (работа с бумагой).
Перед вами лежат 4 полоски. 1 полоску отложите в сторону.
- Возьмите другую полоску и разделите её пополам. Отложите.
- Разделите следующую полоску на 4 части. Отложите.
- Разделите следующую полоску на 3 части. Отложите.
- Положите перед собой все полоски. Отложите.
- Покажите: 1/2, 1/3, 1/4, 2/4.
- Сравните:
1/2 и 1/3;
2/4 и 1/3;
1/2 и 1/4;
1/2 и 2/4;
1/3 и 1/2.
3. Самостоятельная работа.
Наш научно-исследовательский класс разбился на 3 отделения. И каждое ведёт борьбу за звание лучшего, но это трудно, т.к. все достаточно сильны. Выполним работу, чтобы показать, как вы поняли новый материал.
Задание на сравнение.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
с. 34 № 2 | 1/3 ..... 2/3 1/2 ..... 1/4 1/2 ..... 1/6 |
1/2 ..... 2/4 1/2 ..... 3/6 2/4 ..... 3/6 |
(Проверка по кодоскопу.)
А теперь другое задание.
- Измерьте полоску. (12 см)
- Измерьте 1/2. (6 см)
- Как получили? (12 / 2 = 6 см)
- Измерьте 1/3.
- Как получили? (12 / 3 = 4 см)
- Измерьте 1/4.
- Как получили?(12 / 4 = 3 см)
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А хотите ещё порешать задачи?
4. Устное решение задач.
Послушайте задачу и решите её.
Задача. В книге 20 страниц. Ученик прочитал 1/2. Сколько страниц прочитал ученик? (1/4, 1/5)
1) 10 стр. Как получили? (20 / 2 х 1 = 10)
2) 5 стр. Как получили? (20 / 4 х 1 = 5)
3) 4 стр. Как получили? (20 / 5 х 1 = 4)
5. Работа в парах.
На каждой парте лежит конверт с заданием и дидактическим материалом. Возьмите конверт и прочитайте задание. Эту работу вы будете выполнять в парах.
Задание в конверте:
- Возьмите полоску. Измерьте её. Найдите, чему равен отрезок, если эта полоска 1/2 отрезка.
- Возьмите полоску. Измерьте её. Найдите, чему равен отрезок, если эта полоска 1/3 отрезка.
- Возьмите полоску. Измерьте её. Найдите, чему равен отрезок, если эта полоска 1/4 отрезка.
- Возьмите полоску. Измерьте её. Найдите, чему равен отрезок, если эта полоска 1/6 отрезка.
Проверьте друг друга.
Проверьте себя, используя ответ из презентации (на кодоскопе).
6. Проверка первичных навыков.
Тест (выдаётся каждому учащемуся).
- Какая часть закрашена? Записать дробью.
- Сравни, используя рисунок. 1/2 ..... 1/4, 1/2 ..... 1/5, 1/4 ..... 1/5.
- Заштрихуй.
IV. Подведение итогов.
Ребята, вы сегодня очень хорошо работали.
- Вспомните, что мы делали на уроке?
- Познакомились с ...
- Научились решать ...
- Сравнивать ...
- Записывать ...
Молодцы! Понравился вам урок?
Урок окончен. Спасибо всем за работу.