Открытый урок по математике в 3-м классе. Тема: "Дроби. Получение и обозначение дробей. Сравнение дробей"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить с тем, как образуются, называются и записываются дроби;
  • учить сравнивать дроби (доли).

2. Развивающие:

  • дать представление о том, как можно найти долю по числу и число по доле.

3. Воспитательные:

  • учить работать дружно, аккуратно;
  • учить отвечать полными предложениями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Это будет урок-исследование. А мы с вами будем юными математиками, которым предстоит сделать открытие. Итак, начинаем работу.

2, 5, 12, 128

1/2 3/4 5/8 (Запись на доске.)

0,25 1,5 2,35

Посмотрите на ряд чисел...

- Что вы можете сказать о них?

Молодцы! Вы всё верно рассказали. Хотя мы и не о всех числах поговорили.

Устное решение задач.

- У бабушки было 8 яблок. Она разделила их поровну между 4 внуками. По сколько яблок досталось каждому? (По 2 яблока.)

- Как вы узнали? (8 / 4 =2)

- Что это за число? (Целое.)

Молодцы. Справились легко и быстро. Но на то мы и исследователи, чтобы от простого идти к сложному. Решите теперь такую задачу.

- У бабушки было 2 яблока. Она разделила их поровну между 4 внуками. По сколько яблок досталось каждому? (По половинке.)

- А как это записать?

II. Новое!

Цель. Вот сегодня на уроке мы и познакомимся с новыми числами. А вот как они называются?! Давайте попробуем придумать им названия.

1. Работа на предметном столике.

- У меня в руках яблоко. Какое оно? ( Целое.)

Правильно, одно целое. Разрезаю пополам (показываю).

- Сколько половин получилось? (2)

- На сколько равных частей делили? (На 2.)

Я взяла одну часть, одну из двух, одну вторую (показываю).

Посмотрите как это записать: -- эта черта обозначает деление.

1 пишу в числитель (показываю на доске).

2 пишу знаменатель (показываю на доске).

- На сколько частей делили? (На 2.)

- Сколько частей взяла?

- Как прочитать это число? (Одна вторая.)

- Но как же мы назовём это число? Что мы делали с яблоком? (Разделили на доли, раздробили, дробили.)

- Как же назовём такие числа? (Дроби. Доли.)

- Что такое 1/2? (Дробь.)

2. Работа на предметном столике.

У меня в руках яблоко. Разделим его на 4 части (показываю.)

- На сколько частей я разделила? (На 4.)

- Сколько частей я взяла? (Показ 1/2, 2/4, 3/4.)

- Покажите, где записаны эти дроби?

Запись на доске: 1/4, 2/4, 3/4.

- Как вы думаете, что больше1/2 или 1/4? (Показ долек яблока.)

- А как вы считаете, почему 1/2 больше 1/4, ведь тут только 2, а там – 4?

3. Работа с кругом (на магнитной доске).

Покажите: 1/3, 1/4, 1/6, 2/3, 2/4, 2/5.

А теперь научимся писать эти дроби (диктую, по 1 уч-ся выходят к доске).

III. Первичное закрепление.

1. Самостоятельная работа.

Откройте учебник на стр.34. Найдите номер 1 под пунктом 2. Прочитайте внимательно задание и выполните его верно.

Проверим наше задание (через кодоскоп).

2. Опыты (работа с бумагой).

Перед вами лежат 4 полоски. 1 полоску отложите в сторону.

  • Возьмите другую полоску и разделите её пополам. Отложите.
  • Разделите следующую полоску на 4 части. Отложите.
  • Разделите следующую полоску на 3 части. Отложите.
  • Положите перед собой все полоски. Отложите.
  • Покажите: 1/2, 1/3, 1/4, 2/4.
  • Сравните:
    1/2 и 1/3;
    2/4 и 1/3;
    1/2 и 1/4;
    1/2 и 2/4;
    1/3 и 1/2.

3. Самостоятельная работа.

Наш научно-исследовательский класс разбился на 3 отделения. И каждое ведёт борьбу за звание лучшего, но это трудно, т.к. все достаточно сильны. Выполним работу, чтобы показать, как вы поняли новый материал.

Задание на сравнение.

1 группа 2 группа 3 группа
с. 34 № 2 1/3 ..... 2/3

1/2 ..... 1/4

1/2 ..... 1/6

1/2 ..... 2/4

1/2 ..... 3/6

2/4 ..... 3/6

(Проверка по кодоскопу.)

А теперь другое задание.

  • Измерьте полоску. (12 см)
  • Измерьте 1/2. (6 см)
  • Как получили? (12 / 2 = 6 см)
  • Измерьте 1/3.
  • Как получили? (12 / 3 = 4 см)
  • Измерьте 1/4.
  • Как получили?(12 / 4 = 3 см)

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А хотите ещё порешать задачи?

4. Устное решение задач.

Послушайте задачу и решите её.

Задача. В книге 20 страниц. Ученик прочитал 1/2. Сколько страниц прочитал ученик? (1/4, 1/5)

1) 10 стр. Как получили? (20 / 2 х 1 = 10)

2) 5 стр. Как получили? (20 / 4 х 1 = 5)

3) 4 стр. Как получили? (20 / 5 х 1 = 4)

5. Работа в парах.

На каждой парте лежит конверт с заданием и дидактическим материалом. Возьмите конверт и прочитайте задание. Эту работу вы будете выполнять в парах.

Задание в конверте:

  • Возьмите полоску. Измерьте её. Найдите, чему равен отрезок, если эта полоска 1/2 отрезка.
  • Возьмите полоску. Измерьте её. Найдите, чему равен отрезок, если эта полоска 1/3 отрезка.
  • Возьмите полоску. Измерьте её. Найдите, чему равен отрезок, если эта полоска 1/4 отрезка.
  • Возьмите полоску. Измерьте её. Найдите, чему равен отрезок, если эта полоска 1/6 отрезка.

Проверьте друг друга.

Проверьте себя, используя ответ из презентации (на кодоскопе).

6. Проверка первичных навыков.

Тест (выдаётся каждому учащемуся).

  • Какая часть закрашена? Записать дробью.
  • Сравни, используя рисунок. 1/2 ..... 1/4, 1/2 ..... 1/5, 1/4 ..... 1/5.
  • Заштрихуй.

IV. Подведение итогов.

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали.

- Вспомните, что мы делали на уроке?

  • Познакомились с ...
  • Научились решать ...
  • Сравнивать ...
  • Записывать ...

Молодцы! Понравился вам урок?

Урок окончен. Спасибо всем за работу.