Цель урока: формирование навыка решения задач с помощью оператора ветвления.
Задачи:
- Образовательная: рассмотреть понятие алгоритма ветвления, виды его конструкций и соответствующие им команды на языке программирования TP7.
- Развивающая: развить алгоритмическое мышление.
- Воспитательная: воспитывать стремление работать самостоятельно.
Оборудование: доска, маркеры, проектор, компьютеры.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Методы: тестирование, компьютерный практикум, беседа, наглядно-иллюстративный.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Повторение и актуализация – 6 мин.
- Освоение нового материала – 10 мин.
- Закрепление нового материала – 15 мин.
- Итог урока – 5 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня в течение урока вы будете получать баллы, и по итогам набранных баллов будет выставлена оценка за урок.
Критерии оценивания:
5-6 баллов – «3».
7-8 баллов – «4».
9-10 баллов – «5».
Отметить отсутствующих.
II. Повторение и актуализация знаний.
Для того чтобы начать работу по новой теме нужно повторить пройденный материал на прошлом уроке.
(Ученики выполняют тестовые задания – проверка домашнего задания.)
Карточки с тестом на 2 варианта. С последующей взаимопроверкой и обсуждением (максимум 4 балла).
1 вариант | 2 вариант |
1. Что можно назвать алгоритмом?
а) Схему движения автобусов. б) Правила пользования микроволновой печи. в) Расписание уроков. 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие? а) Овал. б) Прямоугольник. в) Параллелограмм. 3. Какой оператор описывает в программе вывод результата? а) Readln. б) Writeln. в) Begin. 4. Определите результат выполнения программы: begin x:=5; y:=3; a:= x+y; a:= a+1 writeln (a); end. а) 2. б) 8. в) 9. |
1. Что можно назвать алгоритмом?
а) Инструкцию по использованию акварельной краски. б) Схему электрической цепи. в) Чертеж дома. 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата? а) Овал. б) Прямоугольник. в) Параллелограмм. 3. Какой оператор описывает в программе ввод данных? а) Readln. б) Writeln. в) Begin. 4. Определите результат выполнения программы: begin x:=4; y:=5; a:= x-y; a:= a-1 writeln (a); end. а) 0. б) -2. в) 2. |
III. Объяснение нового материала.
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова «Витязь на распутье». Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь».
- Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет.)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Запишите тему сегодняшнего урока. | Операторы ветвления. |
В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор. | Слушают. |
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением. Ветвление графически можно представить схемой. Начертите ее в тетради. |
|
(Объяснение выполнения алгоритмической
конструкции ветвление на примере нахождения максимального из двух
чисел). По этой схеме, если условие истинно, выполняется серия действий №1, иначе выполняется серия действий №2. Это так называемое полное ветвление. |
Слушают. |
Для реализации этой конструкции
используется в языке Турбо Паскаль оператор ветвления в полном варианте. Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет. |
Записывают: IF(условие) THEN(операторы) ELSE(операторы). |
Существует и неполное ветвление – это, когда по одной из ветвей серия действий отсутствует. Начертите схему неполного ветвления в тетрадь. |
|
Для реализации этой конструкции используется в языке Турбо Паскаль оператор ветвления в неполном варианте. | Записывают: IF (условие) THEN (операторы). |
IV. Закрепление нового материала.
Составить блок-схему и программу задачи.
ЭВМ запрашивает: «Сколько будет 2 + 2?». Если ответ верен, то отвечает: «Молодец!». В противном случае: «Запомните: 2 + 2 = 4!».
Задание по теории: составить блок-схему алгоритма решения данной задачи.
- Если тучи облепили горизонт,
Непременно захватите плащ и зонт.
Ну, а ежели на улице жара,
Мы на пляж помчимся с криками «ура!». - ЭВМ спрашивает: «Любите ли вы мороженое?». Если ответ положительный, то отвечает: «Поедим вместе». В противном случае: «Отдай мне!»
- Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
- Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.
Дополнительные задания.
Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:
- a:=3;
b:=2;
If a>b then d:=a
else d:=b; - a:=2;
b:=3;
d:=4;
If a>b then d:=a
else
begin
d:=b;
d:=d+a;
end;
d:=d*2; - d:=0;
a:=1;
b:=1;
If a>0 then
If b>0 then d:=1
else d:=2;
(1-3; 2-6;3-1)
Практика.
- Ввести рост человека. Вывести на экран «ВЫСОКИЙ», если его рост превышает 180 см, и «НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ» в противном случае.
- Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает «Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль».
V. Итог урока.
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Для решения каких задач используется условный оператор?
VI. Домашнее задание.
Написать программу, начертить блок-схему.
Задача № 1. Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.
Задача № 2. Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 3. Ввести число. Если оно четное, разделить его на 4, если нечетное – умножить на 5.
Ветвление – это такая организация алгоритма, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения условия совершается либо одно, либо другое действие. |
|
Полное | Неполное |
Словесное описание ветвления | |
Если <условие> то <действие 1>
иначе <действие 2>; |
Если <условие> то <действие 1>; |
Блок – схема |
|
|
|
Описание в языке Паскаль | |
if <условие> then <действие 1>
else <действие 2>; |
if <условие> then <действие 1>; |