"Оператор ветвления". План урока по информатике

Разделы: Информатика


Цель урока: формирование навыка решения задач с помощью оператора ветвления.

Задачи:

  1. Образовательная: рассмотреть понятие алгоритма ветвления, виды его конструкций и соответствующие им команды на языке программирования TP7.
  2. Развивающая: развить алгоритмическое мышление.
  3. Воспитательная: воспитывать стремление работать самостоятельно.

Оборудование: доска, маркеры, проектор, компьютеры.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы: тестирование, компьютерный практикум, беседа, наглядно-иллюстративный.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Повторение и актуализация – 6 мин.
  3. Освоение нового материала – 10 мин.
  4. Закрепление нового материала – 15 мин.
  5. Итог урока – 5 мин.
  6. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

Приложение

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня в течение урока вы будете получать баллы, и по итогам набранных баллов будет выставлена оценка за урок.

Критерии оценивания:

5-6 баллов – «3».

7-8 баллов – «4».

9-10 баллов – «5».

Отметить отсутствующих.

II. Повторение и актуализация знаний.

Для того чтобы начать работу по новой теме нужно повторить пройденный материал на прошлом уроке.

(Ученики выполняют тестовые задания – проверка домашнего задания.)

Карточки с тестом на 2 варианта. С последующей взаимопроверкой и обсуждением (максимум 4 балла).

1 вариант 2 вариант
1. Что можно назвать алгоритмом?

а) Схему движения автобусов.

б) Правила пользования микроволновой печи.

в) Расписание уроков.

2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие?

а) Овал.

б) Прямоугольник.

в) Параллелограмм.

3. Какой оператор описывает в программе вывод результата?

а) Readln.

б) Writeln.

в) Begin.

4. Определите результат выполнения программы:

begin

x:=5;

y:=3;

a:= x+y;

a:= a+1

writeln (a);

end.

а) 2.

б) 8.

в) 9.

1. Что можно назвать алгоритмом?

а) Инструкцию по использованию акварельной краски.

б) Схему электрической цепи.

в) Чертеж дома.

2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата?

а) Овал.

б) Прямоугольник.

в) Параллелограмм.

3. Какой оператор описывает в программе ввод данных?

а) Readln.

б) Writeln.

в) Begin.

4. Определите результат выполнения программы:

begin

x:=4;

y:=5;

a:= x-y;

a:= a-1

writeln (a);

end.

а) 0.

б) -2.

в) 2.

III. Объяснение нового материала.

А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова «Витязь на распутье». Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь».

- Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет.)

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Запишите тему сегодняшнего урока. Операторы ветвления.
В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор. Слушают.
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением. Ветвление графически можно представить схемой. Начертите ее в тетради.

(Объяснение выполнения алгоритмической конструкции ветвление на примере нахождения максимального из двух чисел).

По этой схеме, если условие истинно, выполняется серия действий №1, иначе выполняется серия действий №2. Это так называемое полное ветвление.

Слушают.
Для реализации этой конструкции используется в языке Турбо Паскаль оператор ветвления в полном варианте.

Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет.

Записывают:

IF(условие) THEN(операторы) ELSE(операторы).

Существует и неполное ветвление – это, когда по одной из ветвей серия действий отсутствует. Начертите схему неполного ветвления в тетрадь.

Для реализации этой конструкции используется в языке Турбо Паскаль оператор ветвления в неполном варианте. Записывают:

IF (условие) THEN (операторы).

IV. Закрепление нового материала.

Составить блок-схему и программу задачи.

ЭВМ запрашивает: «Сколько будет 2 + 2?». Если ответ верен, то отвечает: «Молодец!». В противном случае: «Запомните: 2 + 2 = 4!».

Задание по теории: составить блок-схему алгоритма решения данной задачи.

  1. Если тучи облепили горизонт,
    Непременно захватите плащ и зонт.
    Ну, а ежели на улице жара,
    Мы на пляж помчимся с криками «ура!».
  2. ЭВМ спрашивает: «Любите ли вы мороженое?». Если ответ положительный, то отвечает: «Поедим вместе». В противном случае: «Отдай мне!»
  3. Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
  4. Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.

Дополнительные задания.

Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:

  1. a:=3;
    b:=2;
    If a>b then d:=a
    else d:=b;
  2. a:=2;
    b:=3;
    d:=4;
    If a>b then d:=a
    else
    begin
    d:=b;
    d:=d+a;
    end;
    d:=d*2;
  3. d:=0;
    a:=1;
    b:=1;
    If a>0 then
    If b>0 then d:=1
    else d:=2;

(1-3; 2-6;3-1)

Практика.

  1. Ввести рост человека. Вывести на экран «ВЫСОКИЙ», если его рост превышает 180 см, и «НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ» в противном случае.
  2. Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает «Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль».

V. Итог урока.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
  2. Для решения каких задач используется условный оператор?

VI. Домашнее задание.

Написать программу, начертить блок-схему.

Задача № 1. Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.

Задача № 2. Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.

Задача № 3. Ввести число. Если оно четное, разделить его на 4, если нечетное – умножить на 5.

Ветвление

– это такая организация алгоритма, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения условия совершается либо одно, либо другое действие.

Полное Неполное
Словесное описание ветвления
Если <условие> то <действие 1>

иначе <действие 2>;

Если <условие> то <действие 1>;

Блок – схема

Описание в языке Паскаль
if <условие> then <действие 1>

else <действие 2>;

if <условие> then <действие 1>;

Приложение