"Преобразующая сила музыки. Импрессионизм". 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цель урока: cпособствовать воспитанию развитого, творческого человека с его миром переживаний и чувств.

Задачи урока:

  • cоздать атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающую к диалогу, коммуникации;
  • через соединение слова и музыки формировать у детей образное мышление;
  • познакомить с импрессионизмом как направлением в искусстве: в живописи (Клод Мане), музыке (Клод Дебюсси), поэзии (С.Малларме, Ш.Бодлер);
  • продолжить развитие творческих способностей учащихся.

Методы:

  • репродуктивный;
  • эвристический;
  • частично-поисковый;
  • вокально-хоровой;
  • изобразительная импровизация.

Жанр урока:

  • урок творчества (система диалогов и полилогов, рефлексия).

Тип урока:

  • комбинированный.

Новация урока:

  • визуальный ряд и аудиоряд преобразуется в кинетику.

Оборудование урока:

  • мультимедиа;
  • CD/DVD “Клод Дебюсси”, “И. Бах”;
  • авторская презентация (“Творчество Клода Моне”, “Морские пейзажи”);
  • визуальный ряд (портреты К.Моне, К. Дебюсси, картины “Лунный свет” С.А.Коваленков, “Шаги на снегу” Е.А.Трофимова, “Восход солнца. Впечатление” К.Моне).

“Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души”.

Ромен Роллан

Зачитываю тему урока и эпиграф.

Учитель: Мы с вами разучили песню, которая называется …? (“Фея музыки” музыка Г.Катрук, стихи Н.Хаткиной)

- Кто такая фея? (Волшебница, делающая добро людям)

Распевка: учащиеся исполняют песню “Фея музыки” музыка Г.Катрук, стихи Н.Хаткиной.

Учитель: Почему так называется песня? (Потому что музыка делает добро, как волшебница)

Учитель: Почему фея музыки живет везде и во всём? (Жизнь – источник музыки. Если музыку рождает жизнь, значит музыка может воздействовать на жизнь, т.е. преобразовать ее)

Учитель: Что же такое преобразующая сила музыки? (Способность музыки влиять на чувства и настроение человека)

Учитель: Силу музыки люди знали давно. Не случайно ещё во времена глубокой древности они сложили миф об Орфее, чей голос покорял не только людей и природу, но даже богов. Силой своего искусства он даже воскресил умершую жену свою, прекрасную Эвридику…

А сейчас вспомним нашу древнюю новгородскую былину “Садко”.

- Кто такой Садко? (Садко – гусляр и певец)

- Какой силой он обладал? (Под его музыку всё подводное царство вместе с царём пускалось в такой пляс, что буря поднималась на озере Ильмень и корабли начинали тонуть.)

Учитель: Но его искусство умело быть и нежным, от его света и теплоты холодное сердце морской царевны Волховы стало живым, способным любить, страдать, сочувствовать и радоваться.

- Что же объединяет эти два мифа? (Искусство способно влиять на жизнь, изменять её, делать её лучше, а главное – оказывать своё влияние на человека. Люди верили с давних пор в преобразующую силу искусства)

Учитель: Мы с вами знаем, что никакая, даже самая прекрасная музыка не сможет даже самый маленький камушек сдвинуть с места, не может поднять бурю даже в маленькой лужице, никогда не сможет воскресить умершего человека. И всё-таки мы говорим: искусство влияет на жизнь.

- Как вы понимаете это выражение? (Оно способно поднять человека на подвиг, а может родить в нём страх и ужас. Может вызвать радость, а может – тоску и печаль)

Учитель: Искусству дана сила украшать нашу жизнь, но оно способно и изуродовать её. Всё зависит от того, какое это искусство и как мы к нему относимся. Означает ли это, что понять подлинное искусство под силу лишь человеку, много пожившему и много испытавшему? (Нет, можно через искусство узнать и раньше)

Учитель: Верно, не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь, ведь в нём заключён опыт всего человечества. Поэтому оно умеет открыть человеку то, на что порой самому ему не хватает целой жизни.Искусство рождает мечту, фантазию:

“Под звуки прошлое встаёт
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным”.

Произведения искусства учат нас глубже понимать именно живую жизнь.

Сегодня мы познакомимся с интереснейшим направлением в искусстве. Оно возникло в конце XIX века и называется - импрессионизм (запись на доске). Это направление повлияло на развитие живописи и музыки. Слово “импрессионизм” возникло случайно, кода для выставки в 1874 г. надо было дать название картине Клода Моне с видом из окна на порт в Гавре. И оно прозвучала как “Впечатление. Восход солнца”. С этого “впечатления” (по-французски “импрессион”) всё и началось.

Сейчас мы познакомимся с картиной французского художника Клода Моне “Руанский собор” день.

(Презентация “Руанский собор” – презентация у автора)

Учитель: Знаменитый писатель Эмиль Золя так писал об этих полотнах: “Сначала глаз не замечает ничего, кроме широко положенных пятен. Затем предметы начинают вырисовываться и становиться на места, через несколько мгновений выявляется целое, значительное и прочное, и начинаешь по-настоящему наслаждаться, созерцая эту живопись!”.

Что вы испытываете при просмотре этой картины? (Свет, радость, тепло, солнце)

Учитель : Как вы думаете, какие приёмы использовал художник, чтобы передать эти чувства? (Игра света и тени, движение воздуха, обилие полутонов, скрадывающие переходы от одного цвета к другому)

Учитель: Обратите внимание на то, что тени здесь цветные. Здесь невозможно мысленно бродить, да и не хочется: они не передают пространственной глубины. Их не хочется потрогать. Полотно, напоённое светом и воздухом. Импрессионисты создавали зрительный образ мира, они искали технику и приёмы, чтобы осуществить мечту, “остановить мгновение”. Клод Моне 20 раз воспроизвел свои впечатления от собора в Руане (от утреннего солнца до закатного).

Поэтому можно сказать, что импрессионизм – это новое художественное видение мира.

(На фоне музыки И. Баха “Фуга и токката” читаю стихи)

Плавны, как пение хора,
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей…
В горний простор без усилия
Взвились громады камней…
Птичьи упругие крылья –
Крылья у старых церквей.

Учитель: Как вы думаете, “импрессионизм” может звучать в музыке? (Да)

- Импрессионизм в музыке возник в конце XIX века как и в живописи.

Среди композиторов известно имя Клода Дебюсси. Искусство Дебюсси, как и полотна художника Клода Моне, как бы заново открывают поэтический мир природы. У них нет больших социальных проблем, они фиксируют мимолётные впечатления. Послушаем музыкальную прелюдию Клода Дебюсси с необычным и удивительным названием “Шаги на снегу”.

- Что такое прелюдия? (Музыкальная зарисовка)

(Звучит прелюдия “Шаги на снегу” - Клода Дебюсси)

Учитель: Можно определить лад? (Трудно, он постоянно меняется)

- Какая гармония? (Сложная, угловатая, напряжённая)

- Какой ритм? (Отрывистый, острый)

Учитель: Должна ли музыка быть такой? Разве не радость и успокоение, не стройное гармоническое звучание цель искусства? (Музыка нужна разная)

Учитель: Музыка становится дисгармоничной, т.к. бывает дисгармоничной реальная жизнь, в которой не всё только свет и покой, но и тревога, боль, утраты. И эта дисгармония не является хаосом, потому что в музыке сохраняется всё высшее, что несёт в себе искусство – стремление к свету, благородству, милосердию, любви: А там, где есть любовь, всегда возникает высшая гармония. Эта гармония – душа искусства, его красота и правда.

- Можно ли почувствовать, ощутить лунный свет? (Да)

- А это ощущение можно передать в музыке, и как это сделать? (Музыка должна быть таинственной, загадочной, мечтательной).

Послушаем пьесу “Лунный свет” - К. Дебюсси.

(Звучит пьеса “Лунный свет” Дебюсси, на фоне музыки читаю стихи)

“Луна печалилась. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий”

С. Малларме

Учитель: Какое впечатление у вас от прослушанной музыки? (Как будто видишь лунное сияние, каждую веточку на фоне лунного света, еле уловимый шорох. Чувствуешь ароматы, звуки, краски, звучащий свет)

- Какой лад? (Трудно определить)

- Какая гармония? (Сложный, но гармоничный)

- Какой ритм? (Ажурный)

- Какой характер? (Волшебный, таинственный, загадочный, очаровательный)

Учитель: Манеру музыкального письма К. Дебюсси можно сравнить с акварельной живописью, которая даёт безграничную возможность цветовым нюансам. Эти нюансы можно определить: “вспыльчиво”; “колко”; “вполголоса”; “шепотом”; “напевая” (эти слова показаны на доске).

Учитель: Так в чём же необычность музыкального стиля К. Дебюсси? (Он создал ощущение какого-то смутного, взволнованного, трепетного движения, ажурный ритм, игра света и тени, сложная гармония)

Учитель: Утончённость, поэтичность, душевная взволнованность скорее угадывается, чем слышится, - вот основные черты стиля К. Дебюсси. Недаром его нередко называют мастером полутонов. В этом преобразующая сила музыки композиторов-импрессионистов.

Довольно часто человеческие чувства сравнивают с морской стихией.

“Прекрасней соборов стихия морская,
колыбель всех хоров, где, не умолкая,
возносит прибой гимн деве святой”.

Учитель: Какое бывает море? (Спокойное, взволнованное, бушующее)

(Презентация морских пейзажей, на их фоне звучат стихи)

“Свободный человек! Недаром ты влюблён
В могучий океан: души твоей безбрежной
Он – зеркало… Как ты, в движенье вечном он,
Не меньше горечи в твоей груди мятежной”.
“Как по сердцу тебе в его волнах нырять,
на нём покоить взгляд! В его рыданьях гневных
и диких жалобах, как любо узнавать
родные отзвуки своих невзгод душевных”.

Шарль Бодлер

Вы сейчас тоже будете художниками – импрессионистами, с помощью “мокрой” живописи вы будете изображать свои впечатления от музыки Дебюсси “Море от зари до полудня”.

(Звучит музыка, дети рисуют под музыку, после выполнения работ, рисунки вывешиваю на доску)

(Зачитываю эпиграф)

Учитель: Почему я выбрала такой эпиграф? (Мы пытаемся понять “душу” музыки, которую невозможно передать словами. Невозможно дать словесное определение такому тонкому чувству, как в импрессионизме. Мы просто это чувствуем)

Учитель: Верно, и чем больше человек умеет слышать, тем больше преобразуется его собственная душа!

Этот урок я хочу закончить словами Николая Васильевича Гоголя: “О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!”.

Список литературы

  1. Программа “Музыка” под руководством Д.Б.Кабалевского.
  2. Программа “Музыка” под руководством В.В.Алеева, Т.И.Науменко.
  3. Альбом “От Моне до Пикассо”.
  4. “Мировая художественная культура” Л.Г.Емохонова.