Цели:
- Изучить число 5, его состав, написание цифры 5.
- Познакомить с геометрической фигурой – пятиугольником.
- Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, аудимагнитофон, аудиозаписи «Катин день» «Лесные азбука», карточки-задания, мягкая игрушка «Белка», муляжи грибов, корзинка, Л.Г. Петерсон «Математика», 1 класс.
Ход урока
I. Организационное начало | |
Слайд 1 |
Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят! Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, Только лишь оценку «5». |
II. Задание на развитие внимания | |
Слайд 2 | Внимательно посмотрите на геометрические фигуры и нарисуйте в своей тетради. |
Слайд 2 (проверка по щелчку) |
А теперь проверим. У кого все получилось? |
III. Изучение нового материала | |
Подготовка к восприятию новой темы. Ребята, сегодня на уроке к нам пришла гостья. А кто это гостья, вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка? Щелкает орешки мелко, Ну конечно, это ……. (белка). |
|
Слайд 3 | Правильно, ребята, это белка – замечательный зверек. Ребята, а где может жить белочка? (в норе, дупле, гнезде) |
Слайд 4 | Решив цепочку, мы узнаем, где она живет. Если у вас получится число 3, значит белка живет в норе, если 4 – в гнезде, в дупле – 5. |
Для вас игра» «День – ночь». Дети закрывают глаза и кладут голову на локоть (ночь). Учитель читает цепочку и записывает на доске. 2+2-1-2+3+1 |
|
Слайд 5 | Проверка решения. |
Слайд 6 (аудиозапись) |
Где живет белочка? Итак, мы узнали, что белочка живет в дупле. А если не найдет дуплистое дерево, то строит гнездо сама. Посмотрим на экран, а белочка расскажет вам, как она его строила. (Прослушивание отрывка) |
Ребята, а какое время года сейчас? А что делает белочка осенью? (делает запасы) Правильно. Белочка должна заготовить шишки, грибы, орешки. Ребята, давайте поможем белочке. Только шишки, грибы и орешки у нас не простые, а математические. Задачи в стихах. Под шатром ветвистой ели. Белка сделала качели. И на Белкины качели Собрались лесные звери: Один заяц и куница Три рыженьких лисицы На качели все спешат. Вы, ребята не зевайте, Всех зверей пересчитайте …. (5) Шесть бельчат в лесу гуляли И грибочки собирали А один улегся спать. Сколько их гуляет? (5) Молодцы, ребята! Посмотрите у белочки в корзине появились грибы, орешки. Пусть белочка посидит здесь, а мы продолжим наш урок. |
|
IV. Знакомство с числом 5, цифрой 5, составом числа 5. | |
Слайд 7 | – Ребята, кто догадался, какое число сегодня к нам пришло? – Правильно, это число 5. На письме обозначают цифрой 5. |
Слайд 8 | – Где располагается число 5 в натуральном ряду? (соседи числа) |
Слайд 9 (по щелчку) |
Обратите внимание, как писали цифру 5. – славяне – египтяне – китайцы – А римскими знаками мы пользуемся и сейчас. Цифры, которые мы пишем, пришли к нам из арабских стран. Научимся писать цифру 5. Из скольких элементов состоит цифры? – состоит из трех элементов: небольшой палочки, правого полуовала и узелка. Начинают писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведут ее наклонно чуть выше середины клетки, потом пишут полуовал. Сверху от палочки вправо пишут узелок. Письмо цифры 5 в тетрадях. Работа с фразеологизмами: 1) Как свои пять пальцев – Знаешь очень хорошо. 2) Пятое колесо в телеге – лишний, ненужный в каком-либо деле человек. Физкультминутка Солнце глянуло в кроватку Раз, два, три, четыре, пять Все мы делаем зарядку Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять Наклониться – три, четыре И на месте поскакать На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку. |
Слайд 10 (по щелчку) |
Разбор состава числа 5 – Скажите, как можно получить число 5? Давайте рассмотрим состав числа 5 (работа в парах) Красный прямоугольник – это, крыша дома – какое число написано? Как получить 5? Под нее подставляем остальные прямоугольники. Делаем вывод: 5 – это 1 и 4, 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3. Выполняем запись в тетрадях. 1+4=5 Где здесь целое, 4+1=5 Где части? 3+2=5 Как иначе назвать 2+3=5 Целое и части? |
Слайд 10 (по щелчку) |
Затем убираем один прямоугольник и проговариваем, что 5 без 1 – это 4. |
Слайд 10 (по щелчку) |
Составляем равенство, еще раз проговаривают. Убирают другие прямоугольники и записывают. |
5-1=4 Где здесь целое? 5-4=1 Где части? 5-3=2 Как иначе? 5-2=3 Назв. компонентов вычитания? Как еще сложением можно получить число 5? У доски магнитными цифрами 2+1+1+1 1+1+1+1 2+2+1 |
|
Аудиозапись «Катин день» |
Теперь послушаем кассету и споем. |
Физкультминутка
Один, два, три, четыре, пять Будем вместе повторять Один, да четыре будет … (пять) Два да три тоже … (пять) Три да два, один и четыре Всю пятерку изучили А теперь мы отдохнем И опять считать начнем. 5 хлопков в ладоши, 5 круговых движений, 5 раз сжать и разжать пальцы. Работа с геометрическим материалом. – Сложите из палочек четырехугольник – Что можете сказать о четырехугольнике? – Подумайте, как из четырехугольника получить пятиугольник? – Сколько сторон у этой фигуры, сколько углов? – Откроем учебники и найдем задание 1. – Начертите прямоугольник. – Как правильно это сделать? – С помощью каких инструментов будете чертить? – Заштрихуйте пятиугольник простым карандашом в горизонтальном направлении. Выполнение №3 самостоятельно и взаимопроверка. – Изобразите данное число палочками и точками. Задание на смекалку. Белочке понравилось, как вы работали, и ей захотелось вам дать интересное задание: В корзине было 5 грибов. Как разделить эти грибы между пятью бельчатами, чтобы каждый получил по целому грибу, и одно осталось в корзине? |
|
V. Итог урока. | |
– Молодцы, ребята, хорошо работали. – Чему научились на уроке? – А знаете ли вы, какое животное является символом нашего города? – Белочка дарит вам подарок. |