Число 5. Цифра 5. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Изучить число 5, его состав, написание цифры 5.
  2. Познакомить с геометрической фигурой – пятиугольником.
  3. Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, аудимагнитофон, аудиозаписи «Катин день» «Лесные азбука», карточки-задания, мягкая игрушка «Белка», муляжи грибов, корзинка, Л.Г. Петерсон «Математика», 1 класс.

Ход урока

I. Организационное начало
Слайд 1
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят!
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
II. Задание на развитие внимания
Слайд 2 Внимательно посмотрите на геометрические фигуры и нарисуйте в своей тетради.
Слайд 2
(проверка по щелчку)
А теперь проверим. У кого все получилось?
III. Изучение нового материала
  Подготовка к восприятию новой темы.
Ребята, сегодня на уроке к нам пришла гостья. А кто это гостья, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко,
Ну конечно, это ……. (белка).
Слайд 3 Правильно, ребята, это белка – замечательный зверек.
Ребята, а где может жить белочка? (в норе, дупле, гнезде)
Слайд 4 Решив цепочку, мы узнаем, где она живет.
Если у вас получится число 3, значит белка живет в норе, если 4 – в гнезде, в дупле – 5.
  Для вас игра» «День – ночь».
Дети закрывают глаза и кладут голову на локоть (ночь).
Учитель читает цепочку и записывает на доске.
2+2-1-2+3+1
Слайд 5 Проверка решения.



Слайд 6
(аудиозапись)
Где живет белочка?
Итак, мы узнали, что белочка живет в дупле.
А если не найдет дуплистое дерево, то строит гнездо сама.
Посмотрим на экран, а белочка расскажет вам, как она его строила.
(Прослушивание отрывка)
  Ребята, а какое время года сейчас?
А что делает белочка осенью? (делает запасы)
Правильно. Белочка должна заготовить шишки, грибы, орешки.
Ребята, давайте поможем белочке.
Только шишки, грибы и орешки у нас не простые, а математические.
Задачи в стихах.
Под шатром ветвистой ели.
Белка сделала качели.
И на Белкины качели
Собрались лесные звери:
Один заяц и куница
Три рыженьких лисицы
На качели все спешат.
Вы, ребята не зевайте,
Всех зверей пересчитайте …. (5)
Шесть бельчат в лесу гуляли
И грибочки собирали
А один улегся спать.
Сколько их гуляет? (5)
Молодцы, ребята! Посмотрите у белочки в корзине появились грибы, орешки.
Пусть белочка посидит здесь, а мы продолжим наш урок.
IV. Знакомство с числом 5, цифрой 5, составом числа 5.
Слайд 7 – Ребята, кто догадался, какое число сегодня к нам пришло?
– Правильно, это число 5. На письме обозначают цифрой 5.
Слайд 8 – Где располагается число 5 в натуральном ряду? (соседи числа)
Слайд 9
(по щелчку)
Обратите внимание, как писали цифру 5.
– славяне
– египтяне
– китайцы
– А римскими знаками мы пользуемся и сейчас.
Цифры, которые мы пишем, пришли к нам из арабских стран.
Научимся писать цифру 5.
Из скольких элементов состоит цифры?
– состоит из трех элементов: небольшой палочки, правого полуовала и узелка.
Начинают писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведут ее наклонно чуть выше середины клетки, потом пишут полуовал. Сверху от палочки вправо пишут узелок.
Письмо цифры 5 в тетрадях.
Работа с фразеологизмами:

1) Как свои пять пальцев – Знаешь очень хорошо.
2) Пятое колесо в телеге – лишний, ненужный в каком-либо деле человек.
Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Слайд 10
(по щелчку)
Разбор состава числа 5
– Скажите, как можно получить число 5?
Давайте рассмотрим состав числа 5 (работа в парах)

Красный прямоугольник – это, крыша дома – какое число написано? Как получить 5? Под нее подставляем остальные прямоугольники.
Делаем вывод:
5 – это 1 и 4, 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3.
Выполняем запись в тетрадях.
1+4=5 Где здесь целое,
4+1=5 Где части?
3+2=5 Как иначе назвать
2+3=5 Целое и части?
Слайд 10
(по щелчку)
Затем убираем один прямоугольник и проговариваем, что 5 без 1 – это 4.
Слайд 10
(по щелчку)
Составляем равенство, еще раз проговаривают. Убирают другие прямоугольники и записывают.
  5-1=4 Где здесь целое?
5-4=1 Где части?
5-3=2 Как иначе?
5-2=3 Назв. компонентов вычитания?
Как еще сложением можно получить число 5?
У доски магнитными цифрами
2+1+1+1
1+1+1+1
2+2+1
Аудиозапись
«Катин день»
Теперь послушаем кассету и споем.
  Физкультминутка
Один, два, три, четыре, пять
Будем вместе повторять
Один, да четыре будет … (пять)
Два да три тоже … (пять)
Три да два, один и четыре
Всю пятерку изучили
А теперь мы отдохнем
И опять считать начнем.
5 хлопков в ладоши,
5 круговых движений,
5 раз сжать и разжать пальцы.
Работа с геометрическим материалом.

– Сложите из палочек четырехугольник
– Что можете сказать о четырехугольнике?
– Подумайте, как из четырехугольника получить пятиугольник?
– Сколько сторон у этой фигуры, сколько углов?
– Откроем учебники и найдем задание 1.

– Начертите прямоугольник.
– Как правильно это сделать?
– С помощью каких инструментов будете чертить?
– Заштрихуйте пятиугольник простым карандашом в горизонтальном направлении.
Выполнение №3 самостоятельно и взаимопроверка.
Изобразите данное число палочками и точками.
Задание на смекалку.
Белочке понравилось, как вы работали, и ей захотелось вам дать интересное задание:
В корзине было 5 грибов. Как разделить эти грибы между пятью бельчатами, чтобы каждый получил по целому грибу, и одно осталось в корзине?
 V. Итог урока.
  – Молодцы, ребята, хорошо работали.
– Чему научились на уроке?
– А знаете ли вы, какое животное является символом нашего города?
– Белочка дарит вам подарок.

Приложение.