Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Звуки [р], [р']. Буква Рр"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Знать, что буквы Р,р обозначают согласные звуки [р], [р'].

2. Уметь читать слоги, слова с буквой “р”; находить схожие по звучанию слоги и слова, выделять рифмующие слова в стихотворении, перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот.

3. Развитие речевого аппарат, мыслительных операций, творческих способностей.

4. Воспитание самоконтроля, умения работать в паре, в познавательной активности.

План:

I. Организация класса.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться!
Не мешай трудиться!

II. Введение в тему/

1) Какая бывает речь? Какая речь появилась раньше? (Устная, письменная)

- Из чего состоит речь? (Из предложений)

- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- Из чего состоят слова? (Из слогов (ударные, безударные))

- Из чего состоят слоги? (Из букв и звуков)

- Что мы знаем о букве? (Пишем, видим)

- Что мы знаем о звуках? (Слышим)

- На какие группы делятся звуки? (Согласные, главные)

- Чем отличаются?

гласные - образует слог ударный

согласные - твердые, мягкие

2) Разделить на 2 группы.

А У
Э О
М Н

Почему так? (Дети читают стихи)

Стихи:

Гласные тянутся
В песенке звонкой.
Могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать.
Но не желают
Свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть
Но не хочется им петь.

3) Знакомство с буквой [р], [р']. Картинка.

Сегодня мы еще познакомимся с одной буквой.

- Вы хотите попасть в сказку? (Раз, два, три двери в сказку отвори)

(Просмотр фрагмента мультфильма)

- Как называется и кто написал? (“Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкин (портрет))

- Кто главные герои? (Рыбак, рыбка)

- Почему мы были гостями этой сказки?

4) Звуко буквенный анализ слов.

- Чем отличаются и чем похожи?

- 4 звука

- 2 слога

- [р]

- [р']

- Чтение вместе друг другу.

Игра – твердый, мягкий

старик   старуха

море      ромашка

терем    трава

дверь     гром

рис        корыто

(Показ квадратика – зеленый, синий)

Тук, тук!
Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
Это я, буква Р.

5) Чтение слогов и слов по учебнику с. 36.

1 – все вместе

2 – раз шепотом

3 – раз девочки, мальчики

Непонятные слова.

Ара – длиннохвостый попугай.

Эра - крупный исторический период времени, эпоха.

Задания:

- Что общего в словах 2 столбика?

  • 3 буквы;
  • 2 слога;
  • 2 слог одинаковый.

- Прочите имена.

- Почему вы так решили?

- Два одинаковых имени?

6) Чтение предложений на доске.

Слова зашифрованы схемами.

- Покажите букву Р:

- пальцами;

- телом.

Вот я какая (на что похожа – на парус).

Запомните меня.

7) Чтение скороговорки (учебник с. 36).

(Скоро, быстро говорю)

- Много одинаковых, похожих звуков.

- Какие звуки встречались чаще других ([р], [р']).

1 раз – четко и медленно;

2 - шепотом;

3 - губами;

4 - радостно;

5 - друг другу.

8) Работа с чистоговорками (на доске).

Ар - ур – эр – ор

- выступает школьный … (хор)

- вдруг залаял наш … (Трезор)

Ру- ол – ро – ра

- нам домой идти … (пора)

- закричали мы … (ура)

Ра- ро – ра – ру

- начинаем мы … (игру)

- двери на ночь я … (запру)

8) Работа с пословицей (учебник с. 36).

III Обобщение: Рефлексия.

- Что мы узнали?

- Чему научились сегодня на уроке?

- Покажите мне сердечки.