Цели:
1. Знать, что буквы Р,р обозначают согласные звуки [р], [р'].
2. Уметь читать слоги, слова с буквой “р”; находить схожие по звучанию слоги и слова, выделять рифмующие слова в стихотворении, перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот.
3. Развитие речевого аппарат, мыслительных операций, творческих способностей.
4. Воспитание самоконтроля, умения работать в паре, в познавательной активности.
План:
I. Организация класса.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться!
Не мешай трудиться!
II. Введение в тему/
1) Какая бывает речь? Какая речь появилась раньше? (Устная, письменная)
- Из чего состоит речь? (Из предложений)
- Из чего состоит предложение? (Из слов)
- Из чего состоят слова? (Из слогов (ударные, безударные))
- Из чего состоят слоги? (Из букв и звуков)
- Что мы знаем о букве? (Пишем, видим)
- Что мы знаем о звуках? (Слышим)
- На какие группы делятся звуки? (Согласные, главные)
- Чем отличаются?
гласные - образует слог ударный
согласные - твердые, мягкие
2) Разделить на 2 группы.
А У Э О |
М Н |
Почему так? (Дети читают стихи)
Стихи:
Гласные тянутся
В песенке звонкой.
Могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать.
Но не желают
Свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть
Но не хочется им петь.
3) Знакомство с буквой [р], [р']. Картинка.
Сегодня мы еще познакомимся с одной буквой.
- Вы хотите попасть в сказку? (Раз, два, три двери в сказку отвори)
(Просмотр фрагмента мультфильма)
- Как называется и кто написал? (“Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкин (портрет))
- Кто главные герои? (Рыбак, рыбка)
- Почему мы были гостями этой сказки?
4) Звуко буквенный анализ слов.
- Чем отличаются и чем похожи?
- 4 звука
- 2 слога
- [р]
- [р']
- Чтение вместе друг другу.
Игра – твердый, мягкий
старик старуха
море ромашка
терем трава
дверь гром
рис корыто
(Показ квадратика – зеленый, синий)
Тук, тук!
Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
Это я, буква Р.
5) Чтение слогов и слов по учебнику с. 36.
1 – все вместе
2 – раз шепотом
3 – раз девочки, мальчики
Непонятные слова.
Ара – длиннохвостый попугай.
Эра - крупный исторический период времени, эпоха.
Задания:
- Что общего в словах 2 столбика?
- 3 буквы;
- 2 слога;
- 2 слог одинаковый.
- Прочите имена.
- Почему вы так решили?
- Два одинаковых имени?
6) Чтение предложений на доске.
Слова зашифрованы схемами.
- Покажите букву Р:
- пальцами;
- телом.
Вот я какая (на что похожа – на парус).
Запомните меня.
7) Чтение скороговорки (учебник с. 36).
(Скоро, быстро говорю)
- Много одинаковых, похожих звуков.
- Какие звуки встречались чаще других ([р], [р']).
1 раз – четко и медленно;
2 - шепотом;
3 - губами;
4 - радостно;
5 - друг другу.
8) Работа с чистоговорками (на доске).
Ар - ур – эр – ор
- выступает школьный … (хор)
- вдруг залаял наш … (Трезор)
Ру- ол – ро – ра
- нам домой идти … (пора)
- закричали мы … (ура)
Ра- ро – ра – ру
- начинаем мы … (игру)
- двери на ночь я … (запру)
8) Работа с пословицей (учебник с. 36).
III Обобщение: Рефлексия.
- Что мы узнали?
- Чему научились сегодня на уроке?
- Покажите мне сердечки.