Урок "Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Данный урок по теме “Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями” разработан с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Урок записывается в форме диалога учителя и учащихся с возможными вариантами ответов учащихся. Цель урока может быть поставлена разными способами в зависимости от организованности учащихся. Когда дети не умеют самостоятельно определять цель, её формулирует учитель. В том случае, когда учащимся уже знакома подобная технология обучения, цель формулируют сами ученики после создания учителем специальных учебных ситуаций.

В разработанном уроке для постановки проблемы была применена проблемная ситуация с явным затруднением (учащиеся не знали, как выполнить сложение дробей с разными знаменателями), и противоречие проявлялось между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя.

Цели урока.

Образовательная: знать правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Воспитательная: воспитание аккуратности, культуры ведения диалога между одноклассниками и учителем.

Развивающая: развитие логического мышления, умения проводить анализ и синтез, совершенствование навыков взаимоконтроля и самоконтроля. (Таблица в авторском исполнении - Приложение 1)

Этапы урока Деятельность Время
Учителя Учащихся 1 мин.
I. Организационный момент Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждёт интересная работа по открытию нового. Вы готовы? - Готовы.
II. Актуализация опорных знаний Устная работа.

1) Задания на приведение к наи-меньшему общему знаменателю:

а) и ; б) и ;

в) и .

2) Выполните сложение дробей:

а) +; б) +;

в) +; г) +.

Выполняют задания, предложенные учителем. Сверяют ответы с ключом учителя, скрытым на обратной стороне доски:

1) а) 2= и ;

б) 8= и 3=;

в) 7= и 2=.

2) а) ; б) =1;

в) =; г).

5 мин.
III. Постановка проблемы - Все ли задания №2 вы смогли выполнить верно?

- Какой пример вызвал затруднения?

- А почему вы не смогли решить его правильно?

- Чем это задание не похоже на предыдущее?

- Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

Фиксирует тему на доске.

- Нет.

- 2) в), г).

- Знаменатели дробей разные.

- Знаменатели дробей разные.

- Как складывать дроби с разными знаменателями.

Записывают тему в тетрадях.

2 мин.
IV. Открытие нового знания - Как, по-вашему, можно сложить дроби с разными знаменателями?

 

(Если этого ответа не было, то учитель говорит)

- Ребята, обратите внимание на первое задание устной работы. Возможно, оно нам поможет в решении проблемы. Давайте проверим наши гипотезы.

Ребята, кто из вас применил первую гипотезу? Вы получили верный ответ?

- Какой сделаем вывод?

Проверим вторую гипотезу.

- Какой сделаем вывод?

Проверим третью гипотезу.

- Какой сделаем вывод?

Проверим четвёртую гипотезу.

- Ребята, а кто может сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями?

- Давайте сравним наше правило с правилом в учебнике.

- Сложить числители и сложить знаменатели.

- Надо числители сложить, а знаменатель оставить наибольшим (или перемножить).

- Привести дроби к общему знаменателю и сложить их.

 

- Нет.

1) + =

+= , что неверно.

-Так решать нельзя.

2) + =

+= , что неверно.

- Так решать нельзя.

3) + =;

+= .

- Так решать нельзя.

- Получили верный ответ.

 

- Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, надо сначала их привести к общему знаменателю и сложить их.

- Правила похожи.

15 мин.
V. Первичное закрепление Показывает образец решения примера на сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями у доски с подробным комментированием:

5+4==.

Предлагает учащимся сложить следующие дроби (с комменти-рованием):

1) +, 2) +; 3) +.

Записывают решение примера в своих тетрадях.

Решают примеры по образцу под руководством учителя.

8мин
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой - Ребята, теперь вы самостоятельно выполняете сложение дробей:

+; +; +; +

и проверяете их с моим готовым решением.

Решают примеры и проверяют с образцом решения учителя. 10 мин.
VII. Итог урока - Ребята, подведём итоги урока.

Давайте вернёмся к устной самостоятельной работе в начале урока. Какие у вас были затруднения?

- Какими способами вы пользовались при выполнении сложения дробей с разными знаменателями?

- Какой при этом получали результат?

- Какая цель была поставлена?

- Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

- Хорошо. На этом наш урок закончен. Благодарю всех за работу.

- Не знали, как сложить дроби с разными знаменателями.

- Складывали числители и знаменатели дробей.

- Складывали числители, а знаменатель оставляли наибольшим.

- Складывали числители, а знаменатели перемножали.

- Привели дроби к общему знаменателю, а потом сло-жили числители.

- В первых трёх способах неправильный, а четвёртый способ дал верный ответ.

- Научиться складывать дроби с разными знаменателями.

- Да, мы узнали правило сложения дробей с разными знаменателями.

4 мин.