Данный урок по теме “Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями” разработан с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.
Урок записывается в форме диалога учителя и учащихся с возможными вариантами ответов учащихся. Цель урока может быть поставлена разными способами в зависимости от организованности учащихся. Когда дети не умеют самостоятельно определять цель, её формулирует учитель. В том случае, когда учащимся уже знакома подобная технология обучения, цель формулируют сами ученики после создания учителем специальных учебных ситуаций.
В разработанном уроке для постановки проблемы была применена проблемная ситуация с явным затруднением (учащиеся не знали, как выполнить сложение дробей с разными знаменателями), и противоречие проявлялось между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя.
Цели урока.
Образовательная: знать правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Воспитательная: воспитание аккуратности, культуры ведения диалога между одноклассниками и учителем.
Развивающая: развитие логического мышления, умения проводить анализ и синтез, совершенствование навыков взаимоконтроля и самоконтроля. (Таблица в авторском исполнении - Приложение 1)
Этапы урока | Деятельность | Время | |
Учителя | Учащихся | 1 мин. | |
I. Организационный момент | Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждёт интересная работа по открытию нового. Вы готовы? | - Готовы. | |
II. Актуализация опорных знаний | Устная работа. 1) Задания на приведение к наи-меньшему общему знаменателю: а) и ; б) и ; в) и . 2) Выполните сложение дробей: а) +; б) +; в) +; г) +. |
Выполняют задания, предложенные
учителем. Сверяют ответы с ключом учителя,
скрытым на обратной стороне доски: 1) а) 2= и ; б) 8= и 3=; в) 7= и 2=. 2) а) ; б) =1; в) =; г). |
5 мин. |
III. Постановка проблемы | - Все ли задания №2 вы смогли
выполнить верно? - Какой пример вызвал затруднения? - А почему вы не смогли решить его правильно? - Чем это задание не похоже на предыдущее? - Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока? Фиксирует тему на доске. |
- Нет. - 2) в), г). - Знаменатели дробей разные. - Знаменатели дробей разные. - Как складывать дроби с разными знаменателями. Записывают тему в тетрадях. |
2 мин. |
IV. Открытие нового знания | - Как, по-вашему, можно сложить
дроби с разными знаменателями?
(Если этого ответа не было, то учитель говорит) - Ребята, обратите внимание на первое задание устной работы. Возможно, оно нам поможет в решении проблемы. Давайте проверим наши гипотезы. Ребята, кто из вас применил первую гипотезу? Вы получили верный ответ? - Какой сделаем вывод? Проверим вторую гипотезу. - Какой сделаем вывод? Проверим третью гипотезу. - Какой сделаем вывод? Проверим четвёртую гипотезу. - Ребята, а кто может сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями? - Давайте сравним наше правило с правилом в учебнике. |
- Сложить числители и сложить
знаменатели. - Надо числители сложить, а знаменатель оставить наибольшим (или перемножить). - Привести дроби к общему знаменателю и сложить их.
- Нет. 1) + = += , что неверно. -Так решать нельзя. 2) + = += , что неверно. - Так решать нельзя. 3) + =; += . - Так решать нельзя. - Получили верный ответ.
- Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, надо сначала их привести к общему знаменателю и сложить их. - Правила похожи. |
15 мин. |
V. Первичное закрепление | Показывает образец решения
примера на сложение обыкновенных дробей с
разными знаменателями у доски с подробным
комментированием: 5+4==. Предлагает учащимся сложить следующие дроби (с комменти-рованием): 1) +, 2) +; 3) +. |
Записывают решение примера в
своих тетрадях. Решают примеры по образцу под руководством учителя. |
8мин |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой | - Ребята, теперь вы
самостоятельно выполняете сложение дробей: +; +; +; + и проверяете их с моим готовым решением. |
Решают примеры и проверяют с образцом решения учителя. | 10 мин. |
VII. Итог урока | - Ребята, подведём итоги урока. Давайте вернёмся к устной самостоятельной работе в начале урока. Какие у вас были затруднения? - Какими способами вы пользовались при выполнении сложения дробей с разными знаменателями? - Какой при этом получали результат? - Какая цель была поставлена? - Достигли ли мы поставленной цели на уроке? - Хорошо. На этом наш урок закончен. Благодарю всех за работу. |
- Не знали, как сложить дроби с
разными знаменателями. - Складывали числители и знаменатели дробей. - Складывали числители, а знаменатель оставляли наибольшим. - Складывали числители, а знаменатели перемножали. - Привели дроби к общему знаменателю, а потом сло-жили числители. - В первых трёх способах неправильный, а четвёртый способ дал верный ответ. - Научиться складывать дроби с разными знаменателями. - Да, мы узнали правило сложения дробей с разными знаменателями. |
4 мин. |